Апостольский пост – «Пост святых апостолов», или более пространно – «Святой пост святых славных и всехвальных апостол».
Начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (50-й день после Пасхи), завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. Продолжительность Апостольского поста варьируется от 8 до 42 дней, в зависимости от даты Пасхи.
Впервые упоминает об этом посте «Апостольское предание» свмч. Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами и был установлен для тех, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой: «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых до Успения Богородицы). Впоследствии этот довольно длинный пост был разделен надвое. Первая его часть стала заканчиваться в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и стала называться Петровым, или Апостольским постом. Вторая часть образовала Успенский пост.
О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских – своде правил, который был составлен в первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
С IV века об этом летнем посте говорят многие Свв. Отцы: Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Кирский.
Русь переняла многие православные праздники у Византии. И утверждение Апостольского поста тоже связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.
Образцово поступают в тех епархиях и приходах, где в Апостольский пост не просто ограничивают себя в пище, но составляют и реализуют план миссионерско-катехизических мероприятий на период поста и после него.
У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что он неразрывно связан с этим праздником), Петровский (потому что заканчивается в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен апостолами). С Пятидесятницей он связан не только из-за расчета дней. Связь гораздо глубже. В Праздники поста не бывает, потому что Праздник – это радость, а пост – время работы над собой.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».
Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница (Троица) и, конечно Пасха.
«Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
«Апостольский пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава».
протоиерей Валентин Свенцицкий
«Сегодня пост именуется апостольским – тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру… Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?»
диакон Андрей
Раньше Петров пост называли постом Пятидесятницы, а в народе — Петровками. Поскольку время поста приходилось на начало жаркого лета, запасы с прошлого урожая уже истощились, а новых еще не было, то в народной мудрости дни поста нередко называют голодными. «Утешили бабу петровские жары голодухой!» «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка!»
На Руси православные христиане держали пост по церковному уставу. В связи с этим множество народных традиций в Петров пост основаны на приготовлении особых блюд. По средам и пятницам хозяйки готовили постную еду: окрошку, щи, ботвиньи. По выходным и в праздники пекли рыбники — пироги с запеченной рыбой.
Во время Петрова поста, но до праздника святых Петра и Павла, следовало подготовить косы и серпы ко второму, позднему, покосу. Народные крылатые выражения гласят: «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос!», «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора!», «Коли дождь на Петра — сенокос мокрый!» В первый день после поста, Петров день, «гуляет-отдыхает сельский рабочий». Праздник встречали весело и шумно — хороводами, песнями и угощениями.
В современности Петров пост — это время духовной сосредоточенности, воздержание от излишеств как в пище, так и в развлечениях.
Посещать церковь и больше времени уделять молитве. Суть поста заключается в том, чтобы отстраниться от мирских забот и сосредоточиться на духовных ценностях.
Придерживаться ограничений в рационе. Умеренность в еде помогает верующему укрепить силу воли и сфокусироваться на молитве и покаянии.
Отказаться от алкоголя и других вредных привычек. Во время поста принято следить за самодисциплиной и уделять время духовному очищению, а алкоголь отвлекает от этих целей.
Креститься можно в любой день, но в пост и праздники священники могут быть заняты, поэтому время проведения обряда стоит согласовывать заранее.
Постящиеся не едят яйца, птицу, мясные и молочные продукты.
Не следует посещать развлекательные мероприятия.
В пост не стоит злиться, ругаться, сквернословить.
Нельзя злоупотреблять алкоголем и курением.
Традиционно в Петров пост не совершаются церковные венчания; допускается лишь гражданская регистрация брака, без торжественных обрядов.