-

На тему балета И.Стравинского «Петрушка». 1989. Цветная литография
В 1960-е годы Шемякину только один раз представилась возможность поработать в качестве театрального художника – при постановке оперы Д.Шостаковича «Нос» на учебной сцене питерской Консерватории. Но премьерой дело и ограничилось. Лишь тридцать лет спустя он вернулся в мир театра, когда Валерий Гергиев предложил ему поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Шемякин создал принципиально новую концепцию этого балета, иногда, к сожалению, трактуемого на манер рождественской сказочки.

Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса
Другая крайность, типичная для теперешних режиссеров, заключается в стремлении «осовременить» спектакль, превратив его в «лабораторию» для порнографических экспериментов, не имеющих ничего общего ни с Гофманом, ни с Чайковским. Напротив, для М.Шемякина главным остается верность замыслам обоих мастеров, для которых искусство было путем восхождения к миру Красоты, просвечивающей сквозь образы «Щелкунчика».
Как В.Гергиев своей интерпретацией музыки Чайковского выявил и обострил заложенный в ней драматизм, так и М.Шемякин, со своей стороны, содействовал обновленному прочтению знаменитого и порядком приевшегося балета, показав скрытые в нем метафизические глубины. Поскольку в традиционное либретто Мариуса Петипа не были включены темы трех глав сказки Гофмана, повествующих об истории волшебного ореха и превращения племянника Дроссельмейера в куклу Щелкунчика, то у Шемякина возник замысел создать спектакль, который позволил бы восстановить в целостности сюжет этого романтического произведения. Новый балет на музыку С. Слонимского получил название «Волшебный орех». Он воспринимается как нарядное карнавальное зрелище, но нельзя не почувствовать стоящую за всем философию художника, наблюдающего переплетения миров, находящихся нередко друг с другом в непримиримом противоречии.

На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография

На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография

На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989. Цветная литография

Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево

Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево

Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево

Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса

Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса

Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса

Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса

Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса

Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса

Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса

Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса

Петрушка. 1998. Полимерная масса

Портрет И.Стравинского. 1985. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крыс-ветеран. 2000

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Маша и Щелкунчик. 2000

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик. 2000

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000

Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Персонажи Конфитюренбурга. 2000

Эскизы костюмов к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2000

Крысенок. 1999. Дерево, акрил

Крысенок с сосисками. 1999. Дерево, акрил

Крыс с куском сыра. 1999. Дерево, акрил

Крыс с сосиской. 1999. Дерево, акрил

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Сатир. 2005. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Кот-охранник. 2001. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Старый крыс-аристократ. 2002. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Морской конек. 2005. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Подводный военачальник. 2005. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс-аристократ. 2005. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Французский жених. 2005. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Пивной крыс. 2002. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс с куском сыра. 2002. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага, тушь, акварель

Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысенок с сыром. 2002. Бумага, тушь, акварель