• Авторизация


МИХАИЛ ШЕМЯКИН. Часть 2 и 3. Искусство театра 22-12-2023 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщение

МИХАИЛ ШЕМЯКИН. Часть 2 и 3. Искусство театра.



На тему балета И.Стравинского «Петрушка». 1989. Цветная литография


В 1960-е годы Шемякину только один раз представилась возможность поработать в качестве театрального художника – при постановке оперы Д.Шостаковича «Нос» на учебной сцене питерской Консерватории. Но премьерой дело и ограничилось. Лишь тридцать лет спустя он вернулся в мир театра, когда Валерий Гергиев предложил ему поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Шемякин создал принципиально новую концепцию этого балета, иногда, к сожалению, трактуемого на манер рождественской сказочки.


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса

  Другая крайность, типичная для теперешних режиссеров, заключается в стремлении «осовременить» спектакль, превратив его в «лабораторию» для порнографических экспериментов, не имеющих ничего общего ни с Гофманом, ни с Чайковским. Напротив, для М.Шемякина главным остается верность замыслам обоих мастеров, для которых искусство было путем восхождения к миру Красоты, просвечивающей сквозь образы «Щелкунчика».

Как В.Гергиев своей интерпретацией музыки Чайковского выявил и обострил заложенный в ней драматизм, так и М.Шемякин, со своей стороны, содействовал обновленному прочтению знаменитого и порядком приевшегося балета, показав скрытые в нем метафизические глубины. Поскольку в традиционное либретто Мариуса Петипа не были включены темы трех глав сказки Гофмана, повествующих об истории волшебного ореха и превращения племянника Дроссельмейера в куклу Щелкунчика, то у Шемякина возник замысел создать спектакль, который позволил бы восстановить в целостности сюжет этого романтического произведения. Новый балет на музыку С. Слонимского получил название «Волшебный орех». Он воспринимается как нарядное карнавальное зрелище, но нельзя не почувствовать стоящую за всем философию художника, наблюдающего переплетения миров, находящихся нередко друг с другом в непримиримом противоречии.




На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография




На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография




На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989. Цветная литография






Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево




Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево




Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево




Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса




Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса




Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса




Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса




Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса




Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса




Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса




Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса




Петрушка. 1998. Полимерная масса




Портрет И.Стравинского. 1985. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крыс-ветеран. 2000




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Маша и Щелкунчик. 2000




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик. 2000




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000




Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Персонажи Конфитюренбурга. 2000




Эскизы костюмов к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2000




Крысенок. 1999. Дерево, акрил




Крысенок с сосисками. 1999. Дерево, акрил




Крыс с куском сыра. 1999. Дерево, акрил




Крыс с сосиской. 1999. Дерево, акрил




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Сатир. 2005. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Кот-охранник. 2001. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Старый крыс-аристократ. 2002. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Морской конек. 2005. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Подводный военачальник. 2005. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс-аристократ. 2005. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Французский жених. 2005. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Пивной крыс. 2002. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс с куском сыра. 2002. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага, тушь, акварель




Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысенок с сыром. 2002. Бумага, тушь, акварель

 

МИХАИЛ ШЕМЯКИН. Часть III. Петр I


Петр Великий. 1990. Бумага, пастель, цветной карандаш


Для Шемякина интерпретация архитектурных ансамблей Петербурга XVIII—XIX веков в качестве особого рода сцены вполне соответствовала намерению поставить на ней пластические «спектакли».

Первым из них в городе стал памятник, действительно театрально вписавшийся в драматическое пространство между собором, где покоятся останки Петра Великого, и тюрьмой, в которой был замучен его сын Алексей. Нетрудно представить, что сидящий в кресле бронзовый император продолжает вести допрос царевича. Без парика, лысый, с неподвижным мертвым взором, он всматривается в только ему одному ведомые тайны исторических судеб основанного им Града. Образцом для этой скульптуры послужила находящаяся в Эрмитаже «Восковая Персона» работы Карло Растрелли, окруженная роем преданий и легенд. В памятнике Петру Первому Шемякин добился эффекта магического воздействия, соединив казалось бы несоединимые черты. Хотя, на первый взгляд, государь предстает в заземленном, гротескном и даже карикатурном виде, нельзя не почувствовать в нем исполненного мощи главного персонажа петербургской мифологии.
Продолжая размышлять над петровской темой, Шемякин еще более усилил в ней карнавальный элемент, отразившийся в двух памятниках последнего времени.
 
 
Один находится в Лондоне, недалеко от Гринвича, где царь постигал премудрости мореплавания и кораблестроения. Это трехметровая фигура на широком гранитном постаменте, украшенном по сторонам бронзовыми рельефами, напоминающими излюбленные государем голландские натюрморты. Петр Великий стоит, сжимая в руке подзорную трубу. Справа от него – толстый карлик с глобусом. Слева – несоразмерно маленький, в сравнении императором, бронзовый трон, что вносит во всю композицию сюрреалистический элемент: действие явно разворачивается в двух измерениях, и Петр кажется пришельцем из потустороннего бытия.
Другой памятник — в Стрельне, под Санкт-Петербургом, изображает «Царскую прогулку»: самодержец идет к любимому заливу в сопровождении своей супруги и охотничьих собак. Но идиллия — обманчива и двусмысленна. Подчеркнуто шутейный, на первый взгляд, облик императорских персон на самом деле пронизан скрытым и грозным демонизмом. Однако Шемякин никогда не морализирует и совершенно свободен от идеологического подхода к истории, находясь «по ту сторону» споров между западниками и славянофилами. Он отвергает рассудочно-одноколейные суждения о Петре Великом и непредвзято всматривается в «строителя чудотворного», воздвигшего на болоте один из самых таинственных городов Европы.



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МИХАИЛ ШЕМЯКИН. Часть 2 и 3. Искусство театра | Nikolaeva19 - Дневник Nikolaeva19 | Лента друзей Nikolaeva19 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»