«...Я рождена для прекрасного, заселенного тенями героев и героинь».
Марина Цветаева
...
Не секрет, что хорошо рисовали дети Марины Цветаевой, Ариадна и Георгий. Не чужды этому были и младшая сестра Анастасия, и сын сестры Андрей Трухачёв, а сводный брат сестёр Цветаевых Андрей Цветаев был уникальным экспертом по живописи.
О том, что сама Марина Цветаева рисовала, в литературе, по нашим данным, сообщений нет. Её сестра Анастасия Ивановна Цветаева утверждала, что их мать передала ей любовь к живописи, а Марине — к стихам. И всё-таки, как мы увидим ниже, Марина Цветаева в молодости рисовала и неплохо. Таланту и тем более гению даётся, как известно, многое.
В лаконичной сопроводительной бумаге архива РГУ приведены следующие сведения о рисунках: автор — Цветаева Марина Ивановна, карандаш, фонд «Никитинские субботники», мужские и женские головы, [1910-е годы].
Итак 8 карандашных рисунков: 4 женских головы и 4 мужских головы. Общее впечатление благоприятное. Рисунки выполнены твёрдой рукой. Изображённые портреты очень выразительны и эмоциональны. Лица персонажей имеют правильные черты, прекрасно выписаны глаза, волосы и другие детали. Создаётся впечатление, что выдержаны точные размеры и пропорции изображаемых объектов. Возможно, что всё это просто перерисовка из какой-нибудь книги с иллюстрациями портретов её героев. Вот слова Марины Цветаевой: «...Я рождена для прекрасного, заселённого тенями героев и героинь».
К сожалению, мы не располагаем в настоящее время сведениями о том, кто представлен на графических портретах, выполненных Мариной Цветаевой. Тем не менее графика поэта не оставляет равнодушным и безучастным смотрящего на иные написанные ею портреты (надеюсь, в будущем удастся распознать, кто на них представлен).
Юлий Зыслин. Вашингтонский литературно-музыкальный музей русской поэзии.
В Болшевском музее Марины Цветаевой уже много лет экспонируется подлинный рисунок, выполненный Мариной Цветаевой примерно в 1925-1926 годах. Рисунок опубликован музеем в 1997 году в книжечке «Цветаева М. Здравствуй, порода моя – гранит! Неизвестные автографы Цветаевой».
Описание рисунка сделано С.Н.Клепининой, лично знавшей поэта:
Марина Ивановна так ловко рисовала, что могла дать поручение по хозяйству своему мужу с помощью рисунка.
В этом рисунке видна твёрдая рука, умение, наблюдательность, детали, психологизм. Цветаева графически изобразила целый сюжет, где представлены муж в виде льва (его домашнее имя — Лев), сын в коляске в виде кота (домашнее имя Мур), фрагмент кухни.
Сергею Яковлевичу было тем самым дано задание скипятить молоко. Сверху над рисунком почерком Цветаевой написано: «Сыр, масло, молоко за окном. Сыр и масло – справа. Не упусти молоко (!!!). Не забудь <отправить>письма. – Простись!!!».
[показать]
Марина Цветаева и Ариадна Эфрон. Прага, 1925
Але
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной — и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала —
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всe, что мне — только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Всe будет тебе покорно,
И все при тебе — тихи.
Ты будешь, как я — бесспорно —
И лучше писать стихи...
Но будешь ли ты — кто знает —
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
Ариадна Сергеевна Эфрон. Талантливый художник — ученица Натальи Гончаровой и незаурядный литератор. О ее стиле письма с восхищением отзывался Борис Пастернак. Человек, прошедший лагеря ГУЛАГа. Переводчица прозы и поэзии, мемуарист, искусствовед, поэт (оригинальные стихи, кроме написанных в детстве, при жизни не печатались). Дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.
Родители и близкие называли Ариадну Алей; ей посвящено большое число стихотворений Цветаевой (включая цикл «Стихи к дочери»), сама Аля с раннего детства писала стихи (20 стихотворений опубликованы матерью в составе своего сборника «Психея»), вела дневники, поражающие оригинальностью и глубиной. В 1922 г. выехала с матерью за границу.
В Париже окончила училище прикладного искусства «Arts et Publicité» (где изучала оформление книги, гравюру, литографию) и высшую Школу Лувра по специальности «история изобразительного искусства».