• Авторизация


Светлая печаль 21-02-2007 14:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Для многих православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть и кинематографа. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть "что-то другое", без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это "что-то" другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, "настроение", прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы "смягчить" наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.

Эта постная атмосфера, это единственное "состояние духа" создается главным образом богослужениями, различными изменениями, введенными в этот период поста в литургическую жизнь... Без преувеличения можно сказать, что у святых Отцов, духовных писателей и создателей песнопений Постной Триоди, которые разработали общую структуру постных богослужений, придали Литургии Преждеосвященных Даров эту особую, свойственную ей красоту, было одинаковое, единое понимание человеческой души. Они действительно знают духовное искусство покаяния, и каждый год, в течение Поста, они дают всем, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, возможность воспользоваться их знанием."
прот. Александр Шмеман
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Lalaif 21-02-2007-15:25 удалить
"Кто же из нас стоит на посту, по-солдатски бодрствуя на охране своей души?.. Скажите, многие ли из нашей среды, говорящей о покаянии, об оцерковлении жизни, о возвращении на пути Святой Руси, — многие ли соблюдают пост? Честно говоря, на этот вопрос надо ответить отрицательно. Гораздо чаще приходится слышать старое дореволюционное присловие, что гораздо важнее не осуждать тех, кто не соблюдает пост, нежели ограничивать себя в пище по уставу Церкви. В самом деле, не пахнет ли чем-то вроде ханжества от самого постного масла? Ах, помилуйте, господа, ведь все хорошо в меру, не возвращаться же нам к аскетизму III века. Важен принцип, а не буква! Да, много еще всяких присловий есть, чтобы пренебрегать соблюдением поста и оправдывать это. Таково решение общественной мысли, только что перед этим, как ни странно, провозгласившей необходимость покаяния. Пост целиком представляет собой дело добровольное. Обязателен же он для всех, кто ищет спасительного пути и идет по нему. Хочешь спастись? — постись. Не постишься? — значит тебя вопрос о спасении не беспокоит. По этому, — говорили старцы, — ты и можешь определить, ищет ли человек спасительного пути, или же он почитает Церковь чисто отвлеченно. Так вот пусть пост и будет судьей нашего покаянного подвига. Втуне нам говорить об оцерковлении быта, если нас не касается дело спасения. Втуне нам переоценивать историю государства Российского с точки зрения православного мировоззрения, если мы не ищем спасительного пути. Втуне нам говорить о покаянии, если оно не есть сокрушение о совершенных нами грехах, не есть обращение ко Христу, если оно не приводит нас на путь приобретения нищеты духовной и дальнейших добродетелей. Если же Православие ограничивается одними теоретическими о нем суждениями, то его и познать невозможно, ибо, как поучает Епископ Феофан Вышенский, наибольшая часть истин Св. Православного Христианства понимается уже после вступления на путь следования ему. Давайте же проверим себя — не остановилось ли наше православие, наше покаяние на своей русской патриотической форме? Не остается ли эта форма без существа? Не слишком ли много места заняло в наших сердцах холодное, высокопарное и лишенное веры умствование о предметах веры? Иначе откуда бы взяться высокоумию, резким сердитым речам, превозношению себя и унижению окружающих и, более всего, равнодушию к духовному. Не случалось ли вам обращать внимание на то, с каким интересом у нас берутся за книги, изобличающие ложь идеи о свободе, равенстве и братстве, в то время как литература о духовном подвиге и книга, в которых звучит проповедь веры, надежды и любви, остаются в пренебрежении. Неужели же дожили мы до тех дней, когда за беззаконие многих охладела любовь? (сравн. Мф. 24,12). Неужели нет среди нас тех, кто стремится приобрести нищету духа, дух милости, плач, кротость? Со всех сторон у нас говорят: кайтесь, кайтесь, кайтесь. А где же кающиеся? Все учат, учат, учат... Таковы плоды теоретического умствования о предметах веры. Говорим о конце мира, с этой точки зрения наблюдаем за происходящим, а вдруг нам завтра уже и на суд Божий пора будет? На суд Божий сами-то мы готовимся ли, когда о судьбах мира рассуждаем? Сердце-то наше чем полнится? Говорим о покаянии, а о спасении души и позабыли. Иначе мыслимо ли было бы, чтобы у нас при рассуждениях о покаянном подвиге, на столе постном мясо не переводилось? Посмотрите на стол русской эмиграции во время Великого поста и вам станет понятно, почему нам Господь Бог Россию назад не дает..." (с) Николай Кусаков “Наша Страна” (Аргентина), № 582 от 21 марта 1961 г. Цитата приведена не в качестве полемики, а впорядке дополнения. Чтобы уравновесить "духовную суть" поста его "физической формой".
Liberty_Gerl 21-02-2007-16:24 удалить
Отец, а ведь пост этот пошёл ,потому что раньше просто нечего было есть!!! Всё равно, мне кажется ,что главное не не есть что-то, а не делать, не говорить, не думать о плохом и греховном!!!Или просто стараться этого не делать!!! Я права??
Anonimushka 21-02-2007-16:27 удалить
... всё верно... Но ведь для любой постройки нужен фундамент. Думаю, тупое (смиренное?) соблюдение церковных предписаний и есть первыми кирпичиками на пути к спасению души и первой ступенькой к понимаю самой сути поста...
MurZZZilka 21-02-2007-16:55 удалить
Никогда не была на Литургии Пр.освещ.Даров,вижу пора,стыдно стало........
CC-CS 22-02-2007-16:37 удалить
Церковь! Мир, быт поменялся! Перестраиваться пора. Убрать священников, в носу ковыряющих во время службы, покаяться перед народом за попсовый новодельный ХХС вместо сотен восстановленных монастырей и церквей. Выгнать Алексия за водку, сигареты и моральную проституцию. И о душе заботиться не 7 недель перед Пасхой, а 365 дней в году. И перестаньте, дятлы, вешать замки на двери! В Греции Храмы открыты ВСЕГДА!
Baltika7 23-02-2007-02:26 удалить
Благословения на пост не брала, прости Господи. А смягчить сердце для меня не составляет труда, НО это же не моя заслуга, это Господь меня такой создал, я правильно понимаю? Вот пост (ограничение в еде) - это усилие для меня... а я...просто стыдно...
ИренГарн 23-02-2007-21:08 удалить
Да, интересное ощущение, когда постишься с молитвой. В душе мир и смирение.И такая любовь и нежность к людям)
На днях получил такую смс из Кипра: "А у нас сегодня чистый понедельник, все выходят в парк на пикник, едят постное - осьминоги и кальмары, обязательно халву, и запускают воздушных змеев. Очень красиво!" Конечно храмы открыты ВСЕГДА, вдруг кто-то да и зайдёт, когда кальмары по перёк горла станут.
Baltika7 23-02-2007-22:14 удалить
Чувство юмора - это замечательно!И грех уныния а таком случае не грозит!
CC-CS 23-02-2007-23:36 удалить
Исходное сообщение оНикита_Панасюк На днях получил такую смс из Кипра: "А у нас сегодня чистый понедельник, все выходят в парк на пикник, едят постное - осьминоги и кальмары, обязательно халву, и запускают воздушных змеев. Очень красиво!" Конечно храмы открыты ВСЕГДА, вдруг кто-то да и зайдёт, когда кальмары по перёк горла станут.
Не понял иронии. Хотя. если для Вас вопросы правильности питания волнуют больше, чем доступность символа веры - то да, продолжайте. Некоторым людям больше не к кому обратиться, как только к Богу. И если человеку проще это сделать в храме - то он ДОЛЖЕН быть открыт.
Baltika7 23-02-2007-23:44 удалить
Человеку не к кому обращаться кроме Бога? Да это же счасливийший из людей! Ну а творить молитву можно ы вне стен церкви...
CC-CS 24-02-2007-13:55 удалить
Baltika7, Вдумайтесь в звучание слов: обратиться общаться А теперь подумайте над своим коментарием. Спасибо
Baltika7 24-02-2007-14:02 удалить
Обращаться к Богу могут все, а вот общаться с Господом имеют счастье только святые или... это уже диагноз, простите. Я правильно Вас поняла? Спасибо.
CC-CS 24-02-2007-16:27 удалить
Вот теперь - правиьно. ТОлько некоторым людям НЕОБХОДИМА церковь, чтобы, элементарно, отвлечься от мирских реалий. И если храм закрыт, значит человек остается наедине с собой в тот момент, когда ему помощь нужна.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Светлая печаль | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»