• Авторизация


Подготовка к святому причащению: исторический экскурс и современная практика 02-01-2007 17:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[550x382]

Ваше Высокопреосвященство!
Всечестные отцы, братья и сестры!

Таинство Евхаристии – есть основа христианской жизни: Таинство, через которое происходит мистическое выявление Церкви Христовой. Таинство, которое являет мiру единство всех верных православных христиан. Таинство, которое своими благодатными свойствами питает Тело Церкви. Евхаристия – есть не просто одно из Таинств Церкви – это Таинство Самой Церкви, без участия в котором невозможна жизнь во Христе.

Все это настолько, казалось бы настолько понятно и ясно каждому православному христианину, тем не менее в Церкви до сих пор возникают дискуссии по поводу того, насколько часто следует верующим приступать ко святому причащению. В настоящее время наиболее распространенное мнение среди достаточной части духовенства и мирян о том, что приступать ко Святой Чаше нужно несколько раз в год (особенно, во время установленных постов). Данная практика сложилась под устойчивым влиянием синодального дореволюционного наследия Русской Церкви, которое настаивало на обязательном ежегодном причащении верных чад Церкви для подтверждения своей принадлежности к ней. Синодальная эпоха, несомненно, оставила значительный след в истории, но данный исторический период не является для нашей Церкви единственным и основополагающим, чтобы полностью ориентироваться только на него.

Понимание места причащения в жизни верующего человека невозможно без обращения к опыту ранней Церкви. Общее причастие за каждой Литургией было нормой для первых христиан. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Эта евхаристическая молитва совершается и до сего дня и не смотря на развитие литургического чина в своей сакраментальной и смысловой части она не могла и не может получить иного содержания. Литургия (что значит «общее дело»), главное богослужение Церкви, совершаемое ради преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащения им. Другого смысла литургическая молитва не знает. «Нас же всех от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во едино Духа святаго Причастие», так звучат слова молитвы литургии свт. Василия Великого. Не только духовенство в алтаре «проводит» службу, но вся церковная община совершает общую молитву, в которой предстоятельствует пред Богом епископ или священник. Таким образом, участие в Литургии и причащение за ней, не есть только лишь акт личного благочестия и освящения, но есть действие, вытекающее из природы самой Церкви. Совместное причащение всех верных за Литургией было настолько самоочевидным и основополагающим, что уклонение от этого главного принципа церковной жизни рассматривалось как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (9 Апостольское правило).

Подобный ригоризм церковных канонов многим сегодня может показаться необоснованным, но то, что для первых христиан было очевидным, со временем перестало быть столь очевидным и понятным. Главный аргумент сторонников редкого причащения заключается в благочестивой боязни осквернить таинство недостойным его вкушением, по слову апостола Павла, «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11:29). Это благочестивое стремление не осквернить святыню со временем привело к тому, что христиане стали редко приступать к таинству причащения (некоторые, всего лишь раз в год). Тем не менее, отцы Церкви никогда не считали недостоинство человека основанием к тому, чтобы не приступать к таинству. Вот, что по этому поводу писал св. Иоанн Кассиан: «Мы не должны устранятъся от Причащения Господня из-за того, что осознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж, с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые... достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, не порочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения... потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их...».

По поводу достоинства/недостоинства желающих причаститься литургическая молитва говорит нам вполне однозначно, что «никтоже достоин», но только лишь по благодати Божией мы призваны к тому, чтобы быть соучастниками Божественной трапезы. Напротив, осознание своего недостоинства является главным и необходимым условием для участия в таинстве Евхаристии. Со временем, под влиянием практики редкого причащения стала развиваться теория, согласно которой существует духовное и даже мистическое различие между клириками и мирянами в отношении причащения Святых Таин. Если первые не только могут, но и обязаны причащаться всякий раз, когда они совершают Божественную Литургию, то для мирян постоянное причащение не только не разрешается, но даже многими считается духовно опасным такая частота причащения, которая может привести к привыканию к таинству и даже духовной прелести. Впрочем, отцы Церкви и здесь опять бескомпромиссны. Свт. Иоанн Златоуст, которого сложно обвинить в желании профанировать таинство пишет следующее: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша... ».

Конечно, можно возразить, что свт. Иоанн жил в иную историческую эпоху и сейчас эти его слова нельзя понимать столь буквально. Но у святых есть удивительная особенность говорить об одном и том же, в какой бы исторический период они не жили. Святой праведный Иоанн Кронштадский (память которого сегодня совершается Церковью) был поборником постоянного причащения, вступая, таким образом, в полемику с уже почти ставшей традиционной синодальной практикой ежегодного причащения: «Если мы ежедневно стремимся к пище и питию телесным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа. Вместе с тем есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом_причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом Причащении Его Пречистого Тела и Крови».

Таким образом, получается, что с одной стороны находится общепринятое и распространенное мнение, согласно которому миряне имеет право лишь изредка приступать к святому причащению, с другой – каноны и учение Отцов, которые настаивают на постоянном участии всех верных чад Божиих в таинстве Евхаристии. Подобная практика редкого причащения со временем стало основанием к тому, чтобы отказать людям в принятии таинства в день празднования Светлого Христового Воскресения. Основанием для отказа, стало служить утверждение о том, что Пасха – это праздник радости и незачем омрачать его чем-либо еще. Пасха – это действительно праздник радости, но радости от встречи с Воскресшим Христом, а не со скоромной пищей. Слова свт. Иоанна Златоуста «вси насладитесь пиром веры», которые всякий раз читаются за пасхальным богослужением, означают, на самом деле приглашением к Евхаристии, а не к праздничному столу.

Но если на Пасху все же во многих храмах причащают, то Литургии Светлой седмицы практически всегда остаются без причастников. Большинство людей абсолютно уверено в том, что причащаться на Светлой седмице нельзя и поэтому никто даже не стремиться в эти дни подойти к Чаше, разве что для причащения младенцев. При этом каноны Церкви снова однозначно говорят о том, что «от святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66 правило VI Вселенского собора). На это правда снова можно услышать возражение о том, что в канонах много чего написано и жизнь уже давно утвердила иную практику. Конечно, у каждого священника могут быть свои основания в отказе людям от причастия, но даже поступая таким образом, важно понимать, что та или иная приходская практика не есть еще практика, а тем более традиция всей Церкви. И нужно приложить хотя бы минимум усилий для того, чтобы поинтересоваться, как обстоят дела в других церковных общинах. Интересно свидетельство митрополита Вострского Тимофея (Иерусалимская Православная Церковь): «Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы. Поэтому наш Патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса. А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально. Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника».

Правда есть практика и Болгарской Православной Церкви, которая подходит к вопросу подготовки к причащению с излишним ригоризмом, в результате чего храмы остаются пустыми. Таким образом, проблема существует, при чем не только в Русской Православной Церкви, но и в других Поместных Церквах. Путь к решению подобных проблем может быть только один – соборное выяснение всех обстоятельств с опорой на каноны и учение отцов Церкви.

Как одну из попыток подобного разрешения проблемы можно рассматривать прошедший в конце декабря 2006 года в Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре Круглый стол, посвященный вопросу подготовке ко святому причащению организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи. В работе Круглого стола приняли участия авторитетные священнослужители г. Москвы, каждый из которых высказывал свое отношение к поставленным вопросам делясь своим приходским опытом. Главным вопросом дискуссии стало обсуждение подходов к подготовке ко святому причащению тех мирян, которые желают приступать к этому таинству не от случая к случаю, а регулярно. Большинство участников Круглого стола, среди которых епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Алексий Уминский, игумен Петр (Мещеринов) констатировали тот факт, что большая часть постоянных воцерковленных прихожан стремиться к регулярному причащению. Естественно, что сразу возникает вопрос, как быть с обязательной исповедью перед причастием и с обязательным 3-х дневным постом. Общеизвестно, что традиция обязательной исповеди перед причастием – это традиция Русской Церкви, которая, впрочем, не распространяется на служащее духовенство. Несомненно, что покаянная подготовка – это основная обязанность христианина, который всегда должен иметь «сердце сокрушенно и смиренно». К великому сожалению духовенство, особенно в крупных приходах, не всегда имеет возможность уделить должного времени для совершения этого таинства. Путь к решению этой проблемы мог бы быть в постепенном приучении прихожан к тому, что исповедь будет совершаться в специально оговоренное для этого время, возможно и внебогослужебное. Для тех же прихожан, кто желает приступать ко причастию каждый воскресный день возможно, по благословению духовника, причащение без обязательной исповеди накануне. Подобный подход уже практикуется во многих московских храмах. Несомненно, что вопрос об исповеди перед причастием вопрос очень деликатный, и он не должен решаться с революционным наскоком. Таинство покаяния должно рождать в человека искреннее желание оставить свой прежний греховный образ жизни, но не в коем случае не должно восприниматься как некая формальность, которую необходимо исполнить для того, чтобы получить «билет на причастие». Обязательный 3-х дневный пост, конечно же, необходим для тех, кто очень редко причащается, но тех прихожан, которые стремятся к регулярному причащению, было бы немыслимо обрекать на вечный пост, тем более, что постных дней в церковном году гораздо больше, нежели непостных. В любом случае все эти вопросы необходимо разрешать индивидуально с пастырской заботой и вниманием.

Также протоиереем Дмитрием Смирновым был затронут вопрос о причащении больных людей, которым в силу жизненной необходимости нужно принимать лекарства. Известно, что к причащению нужно приступать натощак (хотя подобная традиция сложилась в Церкви не сразу), но как можно принимать лекарство за еду, тем более для тех, кому оно жизненно необходимо? Пытаясь соблюсти букву, и на этом основании отказывая таким людям в причастии, мы тем самым практически полностью лишаем их возможности соединения со Христом. Какую при этом духовную пользу получают несчастные больные люди вовсе непонятно.

Результатом дискуссии стали слова о том, что мы не имеем права препятствовать людям, которые этого действительно желают, соединяться со Христом так часто, как требует их сердце, а сердце православного христианина не может не требовать постоянного единения со Христом. По результатам высказанных мнений будет составлена памятка для желающих причаститься Святых Христовых Таин, которая, после одобрения священноначалием, будет включена в молитвословы.

Возможно, многим до сих пор кажется, что стремление к постоянному причащению мирян есть некое новшество, проявление церковного модернизма, однако стоит лишь обратиться к канонам и к творениям отцов Церкви, чтобы понять всю ложность подобных утверждений. Несомненно, что речь не идет о том, чтобы причащать всех подряд, речь идет о том, чтобы дать людям возможность быть постоянно со Христом. И в завершении своего доклада хотелось бы снова процитировать слова митрополита Иерусалимской Православной Церкви Тимофея о том, что постоянная жизнь со Христом возможна не только для первых христиан, но и для нас живущих в XXI веке: «Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить. Смотрите — он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. «Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять». Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие — нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях. Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом».

иерей Димитрий Карпенко
2 января 2007 года

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (26):
suspectus 02-01-2007-23:55 удалить
Спасибо за статью. Бальзам ну душу... Сам уже почти год причащаюсь каждый Воскресный день. Конечно же по благословению духовника. "Привыкания" к Таинству нет. Но к сожалению такие случаи действительно почти уникальны.
Kifa 03-01-2007-17:05 удалить
Очень правильно все написано, отче. Читал как раз недавно книгу: "Книга Душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Тайн" Преп. Никодим Святогорец, Свт. Макарий Коринфский. Вдруг и вам в чем пригодиться. :-) У нас в храме батюшки благословляют причащаться раз в две недели. Чаще не советуют, чтобы не возникло привыкания. А вы как благословляете своих духовных чад?
Elena_1 03-01-2007-19:23 удалить
Статья очень понравилась,но возник вопрос.Таинству причастия предшествует исповедь.Скажите,как правильно делать-перечислять все грехи ,повторяя их на каждой исповеди или каждая следующая исповедь -это исповедание новых грехов?И что делать,если после исповеди все равно остается стыд и боль за какой-то грех?
Kifa, может быть тогда и в храм ходить только два раза в месяц, чтобы не возникало привыкания? И молиться точно также, а то еще привыкнешь. Я этого не понимаю. Прекрасно знаю предлагаемую Вами книгу, так вот, в ней ответы на все вопросы
Elena_1, грехи надо не просто перечислять, в них нужно каяться. Покание, значит изменение, нужно меняться, прилагать к этому усилия. Если Вы искренне раскаялись и больше, по милости Божией не возвращаетесь к этому греху, но не нужно возвращаться к нему всякий раз исповедуясь. Вы же не трете тряпкой то место где уже вытерли пыль, а ищете новые грязные места, также и здесь
Natriy_mur 04-01-2007-06:41 удалить
Исходное сообщение отец_Димитрий Elena_1, грехи надо не просто перечислять, в них нужно каяться. Покание, значит изменение, нужно меняться, прилагать к этому усилия. Если Вы искренне раскаялись и больше, по милости Божией не возвращаетесь к этому греху, но не нужно возвращаться к нему всякий раз исповедуясь. Вы же не трете тряпкой то место где уже вытерли пыль, а ищете новые грязные места, также и здесь
Да, это так,.. А что делать, если осознание греха вообще и конкретного есть, а вот покаяние возникает далеко не всегда. Может это дар от Господа?
Kifa 04-01-2007-12:14 удалить
может быть тогда и в храм ходить только два раза в месяц, чтобы не возникало привыкания? И молиться точно также, а то еще привыкнешь.
отец_Димитрий, думаю, что такое явление, как теплохладность имеет место быть, однако бороться с ним путем уменьшения или частичного отказа от молитвенного правила и более редкого посещения храма неразумно. Посещение храма и молитва не требуют какой-либо особой подготовки, к тому же про молитву Апостол Павел сказал: "Непрестанно молитесь". А вот про Причастие он же сказал: "Да испытывает же себя человек". В любом случае ИМХО вопрос должен решаться каждый раз, индивидуально со своим духовником. Меня батюшка благословил причащаться раз в две недели, если же мне нужно чаще (к примеру на праздник) я опять же решаю этот вопрос с ним отдельно. У нас в храме опытные священники, так что думаю, в их мнении о причащении мирян есть свой резон и это не результат самодурства, а результат многолетнего пастырского опыта.
Anonimushka 04-01-2007-13:56 удалить
отец_Димитрий, СПАСИБО! нас, причащающихся на каждой литургии, ещё в 1997 году Митрополит Кирил благословил постить только в общепринятые дни поста... Вот ещё бы правило к причастию... укоротить а то я с понедельника начинаю вычитывать - четыре канона и последование...
Anonimushka 04-01-2007-14:42 удалить
Kifa, меня духовник благословил причаститься сорок раз по сорок... Надеюсь, успею...
Kifa, конечно, нужно испытывать себя, при чем всякий раз и на молитве в том числе. Я не понимаю, почему Вам "можно" причащаться два раза в неделю, а остальные два воскресенья - нет? Что же Вы тогда делаете на службе? Неужели Вы станете хуже от того, если будете подходить к Чаеше всякий раз, когда идете на Литургию? Именно такое отношение к ней и должно сформироваться у человека православного Anonimushka, ох, что-то мне это напоминает, какие-то соревнования прям
Anonimushka 04-01-2007-15:46 удалить
отец_Димитрий, Да, нееет! Просто два раза я болела раком с операциями и тд... Мне посоветовали причаститься сорок раз... Батюшка благословил на сорок раз по сорок... :D Слава Богу, от первой операции уже прошло 16 лет. От второй четыре. По делам моим приемлю, Господи. Слава Богу за всё!
Kifa 04-01-2007-23:41 удалить
отец_Димитрий, я доверяю своему духовному отцу. Если он так благословил, значит так мне лучше. А на службе я стараюсь в меру своих сил молиться и даже если не причащаюсь, то просто радуюсь за причастников.
dimalahov 05-01-2007-00:12 удалить
...А вот про Причастие он же сказал: "Да испытывает же себя человек". В любом случае ИМХО вопрос должен решаться каждый раз, индивидуально со своим духовником...
Испытывает - значит, не идет напролом без подготовки... Нигде он не сказал, что пусть не причащается... Как раз в индивидуализме и беда сегодняшней церковной ситуации, а надо бы "всегда и все вместе..."
Kifa 06-01-2007-00:08 удалить
Испытывает - значит, не идет напролом без подготовки... Нигде он не сказал, что пусть не причащается...
Дмитрий_Малахов, я в общем то про это же и говорил. Не надо напролом, не надо ставить себе задачу: обязательно причаститься на каждой посещенной Литургии. Надо каждый раз себя испытывать.
Как раз в индивидуализме и беда сегодняшней церковной ситуации, а надо бы "всегда и все вместе..."
Стройными рядами - это в армии хорошо. А в духовной жизни все должно быть индивидуально и советы, которые хороши для одних не обязательно хороши для других. Индивидуальность в данном случае нормальна, мы же не роботы штампованные, у каждого своя ситуация, к каждому нужен свой подход. Правильный совет может дать духовник, хорошо знакомый с развитием духовной жизни своего чада. Универсальных решений тут не бывает.
dimalahov 06-01-2007-11:21 удалить
Дмитрий_Малахов, я в общем то про это же и говорил. Не надо напролом, не надо ставить себе задачу: обязательно причаститься на каждой посещенной Литургии. Надо каждый раз себя испытывать. ++++++++++++++++++++++++++++++++++ Я говорил совсем другое: каждый раз испытывает и каждый раз идет... Не надо ставить задачу, просто тогда не надо идти на Литургию... ибо зачем? ======================================= Стройными рядами - это в армии хорошо. А в духовной жизни все должно быть индивидуально и советы, которые хороши для одних не обязательно хороши для других. Индивидуальность в данном случае нормальна, мы же не роботы штампованные, у каждого своя ситуация, к каждому нужен свой подход. Правильный совет может дать духовник, хорошо знакомый с развитием духовной жизни своего чада. Универсальных решений тут не бывает. +++++++++++++++++++++++++++++++++ В этом как раз и кошмар современного сознания, что мы индивидуализм признаем норамльным уже... это шизофрения... Древняя Церковь почему-то так не считала... Тут не стройными рядами - а вместе, общинно... Литургия - это общее дело, братская трапеза, а если кто-то уклоняется, то идет против любви к братьям...
Kifa 08-01-2007-03:08 удалить
Дмитрий_Малахов,
Не надо ставить задачу, просто тогда не надо идти на Литургию... ибо зачем?
%-| То есть как, зачем??? Значит если не причащаться, то и в храм ходить не нужно что-ли? %-| Вот например Феофан Затворник пишет своему духовному чаду: "Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхою и Рождеством - по два раза. И больше не ищите" Стало быть он благословляет на посещение Литургии 6 раз в год?
В этом как раз и кошмар современного сознания, что мы индивидуализм признаем норамльным уже... это шизофрения...
То есть вы считаете современное священство - шизофрениками? Стало быть духовники уже не нужны? Одни правила для всех без разбора и без оговорок? Вот например здесь, здесь, здесь и здесь священники советуют обязательно в вопросах причащения советоваться с духовником. Они что же, шизофреники?
Древняя Церковь почему-то так не считала...
Предлагаете возродить традиции Древней Церкви? Тогда давайте будем последовательными и возродим еще и агапы, самопричащение на дому наконец, чего мелочиться? Правила постные тоже надо бы возродить, например Великим постом первую седмицу ничего не вкушать. Службы неплохо бы тоже проводить как первые христиане - с вечера и на всю ночь, до первых лучей солнца. Или все таки каждому времени свой подход? Я не спорю, ежедневное причащение Святых Даров это то, к чему нужно стремиться, но для этого надо вести поистинне аскетическую, подвижнеческую, молитвенную, благочестивую жизнь. А пока у меня, ни поститься, ни молиться достойно не получается, я буду слушаться своего духовного отца и молиться Господу: "Да не в суд или во осуждение будет мне...."
Прочитал Ваш доклад, батюшка.Нашел в нём много для себя нового и, надеюсь, полезного! Вопрос в следующем: а как быть с обязательным правилом, которое полагается читать перед причастием? Простая арифметика - минимум: 20 минут - правило 35 минут - трёхканонник (если не по отдельности) 20 минут - канон покаянный 40 минут - последование Итого: чтобы подойти к Причастию, надо вычитать 2 часа обязательного молитвенного правила. Нас не пост удерживает от более частого причащения, а объём обязательного чтения!!!
Хитрый_Митрий, скажу свое сугубо личное мнение вполне нормальным считаю молитвенное правило перед Причастием, которое состоит из собственно "Правила ко Святому Причащению" и утренних-вечерних молитв. Все остальное не является обязательным
ya_belo4ka 09-01-2007-14:00 удалить
Батюшка, спаси Господи за доклад! Так радостно встречать сторонников частого причащения. Я стараюсь причащаться за каждой Литургией - мне кажется, в этом смысл Литургии и заключается? Помню, была очень огорчена, когда на Пасху в храме, куда я ходила, священник не благословил причащаться - мол, для этого пост был, а сейчас как же вы разговляться будете? Я тогда всего несколько месяцев как приняла крещение и многого не понимала - но на интуитивном уровне мне как-то сложно было это принять. Этот случай заставил меня многое перечитать, поговорить с разными священниками... В результате я просто поняла, что разные точки зрения есть и... стала ходить в другой храм:). С радостью и надеждой причащалась в эту Рождественскую ночь (а до этого - 2 января в паломнической поездке).
ya_belo4ka, слава Богу! Я рад за Вас. С Рождеством Христовым!
Anonimushka 09-01-2007-14:35 удалить
Прежде всего: Христос Родился! Славим Его! С Рождеством Христовим!
Исходное сообщение отец_Димитрий Хитрый_Митрий, скажу свое сугубо личное мнение вполне нормальным считаю молитвенное правило перед Причастием, которое состоит из собственно "Правила ко Святому Причащению" и утренних-вечерних молитв. Все остальное не является обязательным
А "всё осталное" - это что? Ведь "Правило" как раз и включает четыре канона и последование, (ну акафист Исусу Сладчайшему - кто хочет)?!! Как раз перечисленное Хитрый_Митрий! То есть - перед каждым причастием, будь то каждый день, надо это всё вычитывать?
Anonimushka, если хотите - вычитывайте (хотя нужно не вычитывать, а стараться молиться), но это не является обязательным.
Anonimushka 09-01-2007-14:45 удалить
Исходное сообщение отец_Димитрий Anonimushka, если хотите - вычитывайте (хотя нужно не вычитывать, а стараться молиться), но это не является обязательным.
Да как-тo не могу я о себе сказать, что "я молюсь"... не смею... Только Бог ведь знает молюсь ли я. Надеюсь, что прочитанные мною молитвы будут приняты. Поэтому и "читаю", "вычитываю". Можно, конечно, выпросить себе поблажку у духовника... Но ведь смысл последования именно в духовной, моральной подготовке к причастию! Или раз прочитал правило и ... усегда готов! :D ой, знаю я, что я зануда, Простите, Батюшка! Благословите, Батюшка! и не серчайте на меня! В Ваших постах нашла утешение и ... человечность! Спасибо!
Anonimushka, ощущения должны быть обратными: всегда не готов, но это не значит, что готовиться не надо. Подготовка должна быть постоянной, и заключаться должна в видении своих грехов и в понимании того, что без Бога мы ничего сами сделать не сможем
Anonimushka 09-01-2007-14:59 удалить
отец_Димитрий, Да, это точно! Всегда неготов и всегда недостоин! Ведь даже идя к/от причастия уже грешим и осуждением, и самомнением, и раздражительностью, и невниманием! Что ж говорить - через день!


Комментарии (26): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подготовка к святому причащению: исторический экскурс и современная практика | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»