• Авторизация


Оживление тела 09-07-2003 21:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пропадал на три дня на дачу. На природе сами собой пошли телесные практики. Цели того, что я делел - оживление тела: максимальное расширение зоны возможного осознавания различных участков тела; поддержание гармоничного тонуса; поиск таких взаимоотношения ума и тела при котором в теле будет более удобно и "наслажденно".
Что делал:
Внимательно наблюдал, погружался в ощущения в некотором ограниченном участке тела (руки, голова, шея) при помощи потягивания мышц до предела, часто с одновременным вращением, похопываний, натяжений кожи, вращений, скручиваний... В общем как я понял, подходит любое движение, которое может помочь почувствовать какой-то новый участок на этом участке тела.
Наблюдения:
Проработка ограниченного участка тела приводит к отклику во всем теле (желание выпрямиться, зевота, потягивания, желание прыгать, бегать и т.п.), а также к изменению общего эмоционального фона. Похоже, что оживление отдельного участка, сопровождающееся возникновением приятных ощущений (тепло, полнота, радость), автоматически начинает контрастировать с ощущениями в остальном теле и возникновению желания получить то же самое. После этого очень трудно удерживать какой-либо заранее придуманнй формат, тело начинает действовать само и это классно!
Как обычно, вращение позвоночником на разных уровнях, кругами, спиралями. Внимания пока не хватает на отслеживание спиралей по всей длине. Кроме того не получается делать спирали более плотными. Не всегда удается держать вертикаль. Но по-любому проработка позвоночника очень классно подняла телесное благополучие.
Заметил, что если проработку начинать с проблемных областей, то повышающееся осознавание первое время приводит к неприятным эмоциям, раздражению, желанию прекратить практику, после отслеживания этого момента все нормализовывалось. Но, видимо, при работе с другими, если есть проблемные зоны, да еще и завязанные на самооценку, лучше работу начинать не с них, а с других, более нейтральных участков.
Телесные практики очень хорошо балансируют сознание (тишина, покой, наполненность).
Интересно, после телесных проработок очень расширился "сексуальный диапазон", восприятие животных и природы приобрело сексуальную окраску. Эх пора читать справочники по всяким ...-филиям :)
Вопрос возник - оптимально поддерживать такую телесную практику в которой ум не будет "скучать", иначе внимание начинает уходить из движений... Как это делать? Несколько возможных подходов. Воспринимать любую зарядку, телеску, как исследовательсякую практику, соответственно тут не пройдет заранее намеченный план (100 раз то, 100 раз это...), то есть через движение исследовать свое тело и ум. Второй подход - это развитие концентрации - как в йоге или випассане - просто тупо возвращать свой ум к ощущениям, как только заметишь отвлечение. Или не тупо :) И третий подход - это постоянно строить новые уровни сложности на базе достигнутых, но в таком варианте нужна объемлющая система (единоборства, например). Хотя противоречий, пожалуй, нет, где-то я предчувствую, что все это легко интегрируется. Просто это должна быть отдельная познавательно-творческая деятельность, а не тупое оздоровление.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Актиния 09-07-2003-22:04 удалить
А почему тебе здесь необходима тишина? Почему не музыка? То, как ты это описал, очень похоже на то, как я танцую: я слушаю тело, оно само подсказывает, какого движения оно хочет. Правда, здесь ощущения идут еще с одной стороны: характер музыки тоже подсказывает движение. Но я достигаю в танце той целостности Я, о которой ты любишь говорить. Тебе так не интересно? Музыка не отвлекает, наоборот, раскрывает.
Wild_Cat 10-07-2003-01:50 удалить
Исходное сообщение wanglo
Интересно, после телесных проработок очень расширился "сексуальный диапазон", восприятие животных и природы приобрело сексуальную окраску. Эх пора читать справочники по всяким ...-филиям :)

Вопрос возник - оптимально поддерживать такую телесную практику в которой ум не будет "скучать", иначе внимание начинает уходить из движений... Как это делать? <..> Просто это должна быть отдельная познавательно-творческая деятельность, а не тупое оздоровление.


Кунг-фу - это умение жить своими движениями (так говорил мой Учитель), у повара тоже может быть кунг-фу. Ты практически ответил на свой вопрос. Это Творчество, познание себя через движение, и совершенство формы.

Чувственность поднялась из-за позвоночника, я тоже такое отлавливаю, даже в танце или ещё чём - позвоночник же у нас корень всей энергетики, а посмотри как у людей зажато в области Свадхистаны? Весь образ жизни и психологическая обстановка городов этому способствуют. Вот и загуляла свободно энергия-то... Думаю, не нужно никаких книжек, если не зациклиться ;) Это нормально, естественно и прекрасно! Всем бы нам так -жизнь была бы куда легче и приятней :D
wanglo 10-07-2003-10:01 удалить
Исходное сообщение Актиния
А почему тебе здесь необходима тишина? Почему не музыка? То, как ты это описал, очень похоже на то, как я танцую: я слушаю тело, оно само подсказывает, какого движения оно хочет. Правда, здесь ощущения идут еще с одной стороны: характер музыки тоже подсказывает движение. Но я достигаю в танце той целостности Я, о которой ты любишь говорить. Тебе так не интересно? Музыка не отвлекает, наоборот, раскрывает.

Нет, тишина не необходимиа, тишина ума - это побочный эффект практики, который просто проявляется впоследствии. Я просто заметил, что после того как тело проработано, сознание становится очень центрированным, спокойным. А насчет музыки, согласен, можно делать такие вещи и с музыкой, но это уже действительно танец, взаимодействие не только с телом, но и с музыкой, ее ритмами и настроениями. Просто если уж я погружаюсь в осознавание своего тела, то предпочитаю не отвлекаться, так проще достичь глубины.
wanglo 10-07-2003-10:08 удалить
Исходное сообщение Wild_Cat
Кунг-фу - это умение жить своими движениями (так говорил мой Учитель), у повара тоже может быть кунг-фу. Ты практически ответил на свой вопрос. Это Творчество, познание себя через движение, и совершенство формы.

Чувственность поднялась из-за позвоночника, я тоже такое отлавливаю, даже в танце или ещё чём - позвоночник же у нас корень всей энергетики, а посмотри как у людей зажато в области Свадхистаны? Весь образ жизни и психологическая обстановка городов этому способствуют. Вот и загуляла свободно энергия-то... Думаю, не нужно никаких книжек, если не зациклиться ;) Это нормально, естественно и прекрасно! Всем бы нам так -жизнь была бы куда легче и приятней :D

Да, насчет книжек это я шучу, конечно, это замечательно!
А насчет кунг-фу, согласен. Все просто - делая каждое движение я имею возможность его пронаблюдать, прочувствовать, усовершенствовать и тем самым оживить свое тело и свой ум. И для этого не обязательно куда-то ходить и заниматься чем-то особенным - тело всегда под рукой.
Все, начинаю совершенствовать свое печатанье на клавиатуре! :)
Снеж 10-07-2003-14:16 удалить
а как долго ты занимаешься подобными практиками? и что они дают в смысле более длинных интервалов времени, по сравнению с реакцией, которая происходит немедленно?
wanglo 10-07-2003-22:16 удалить
Исходное сообщение Снеж
а как долго ты занимаешься подобными практиками? и что они дают в смысле более длинных интервалов времени, по сравнению с реакцией, которая происходит немедленно?

Не долго, периодически. В течение нескольких лет, я периодически возвращаюсь к таким практикам более активно. Что дает не знаю, я себя прошлого обычно плохо помню :) Но можно предположить, что большую адекватность поведения ощущениям тела, большее доверие телу, большую центрированность, улучшение координации. Вообще после таких практик очень трудно себе вредить...
Снеж 11-07-2003-10:27 удалить
а из какой традиции это все идет - с Востока? или же это современные достижения?
Актиния 11-07-2003-10:52 удалить
Wanglo и WildCat, а что надо попытаться почувствовать в каждом движении? У меня только три есть варианта: 1) что ТЫ СЕБЕ очень нравишься. когда делаешь это движение (это как у повара или при печатании на клавиатуре), а скоро сможешь делать его еще лучше. 2) это именно то движение, которое ты хотел, оно пришло от души, от тела, от музыки, ты его нашёл, оно точное. 3) от него конкретная польза от этого движения, и ты знаешь, какому именно участку тела. Что еще?
:) :) :) Ничего не объединишь. Или первое, или второе, и т.д.
Снеж, ты же видишь, он на ходу придумывает. Конечно, на основе всего, что читал, и Востока тоже.
Снеж 11-07-2003-17:19 удалить
я просто вообще ничего незнаю про эти практики. Даже если и сам... главное - результат!
Wild_Cat 12-07-2003-05:58 удалить
Актиния... все предпосылки неверны. ПРАВИЛЬНОСТИ нужно добиться в каждом движении - гармонии со Вселенной, естественности. Я бы пояснила на примере, показав вам парочку мышечниых блоков, которые у вас, как и у всех, наерняка присустсвуют, но виртуально это невозможно. Мышечный блок - энергетический болк - в корне сознание, а также оно в корне всей вашей жизни, как вы её видите и проживаете. Ещё одна цель - познание и владение собой в широчайшем смысле. Так что, это шире одной только психологии и далеко от аффирмаций и прочих подобных техник - обретение цельности и ощущение единства с окружающим... Не зря за восточными боевыми искусствами стоит целая философия буддизма (или наоборот они выросли на её почве).
wanglo 13-07-2003-10:43 удалить
Исходное сообщение Снеж
а из какой традиции это все идет - с Востока? или же это современные достижения?

Не знаю, основной источник - это само тело :) Когда его слушаю, оно само рассказывает многое. А так, из традиций, есть внутренние стили ушу (багуа, синь и, тай цзи), так вот в них используются и развиваются очень многие вещи, связанные с развитием чувствительности тела, распределением веса, целостностью движения всего тела, круговыми траекториями, использованию принципа инь-ян и т.д.
Випассана также так или иначе сильно развивает телесную чувствительность, но больше в аспекте связи ума и тела, в результате практики начинаешь в частности замечать телесные проявления практически любой мысли и эмоции. Но в случае випассаны это лишь побочные эффекты, практика то буддистская так что цель другая. В западной традиции работа с телом неплохо представлена, например, в таких книгах как Фельденкрайз "Осознавание через движение" и Брукс "Как вернуть полноту переживания".
wanglo 13-07-2003-11:13 удалить
Исходное сообщение Актиния
Wanglo и WildCat, а что надо попытаться почувствовать в каждом движении? У меня только три есть варианта: 1) что ТЫ СЕБЕ очень нравишься. когда делаешь это движение (это как у повара или при печатании на клавиатуре), а скоро сможешь делать его еще лучше. 2) это именно то движение, которое ты хотел, оно пришло от души, от тела, от музыки, ты его нашёл, оно точное. 3) от него конкретная польза от этого движения, и ты знаешь, какому именно участку тела. Что еще?
:) :) :) Ничего не объединишь. Или первое, или второе, и т.д.
Снеж, ты же видишь, он на ходу придумывает. Конечно, на основе всего, что читал, и Востока тоже.

Я обычно предже всего стараюсь получше почувствовать тело, именно ПОЧУВСТВОВАТЬ, а не представлять себе, то что я чувствую. Это тонкий момент, мне часто мешают образы (например зрительные образы тела, мышц, формы конечностей и т.п.). Образы так или иначе вмешиваются, но я каждый раз когда их замечаю, "говорю" себе (конечно, не говорю, а делаю так): "Это лишь зрительный образ, а что это (каково это) в форме чистых ощущений прямо сейчас?". Вчувствываюсь в тело. Т.е. я ставлю себе задачу просто почувствовать тело таким какое оно есть, а что там будет никогда заранее неизвестно. Важно быть свободным от представлений (опять же они всегда есть, но важно замечать их и идти дальше, глубже). Мы только думаем, что знаем свое тело, у нас есть какое-то о нем представление, но это ведь лишь представление, к тому же очень ограниченное. А что такое тело за пределами нашего обычного представления? Какое оно сейчас? Ведь кинестетическая реальность устроена иначе, чем зрительная. В зрительной мы видим границы тела, видим формы и расстояния, и автоматом переносим эти представления в кинестетику. А ведь там все иначе, например разве там можно почувствовать границу тела? Где она проходит? Разве там же где и зрительная?
Чтобы помочь я иногда совмещаю такое вчуствывание с растяжками, похлопываниями, надавливаниями, в общем любыми видами воздействия, помогающими погразиться в ощущение.
Второе, что можно делать - это играть с физикой движения. Это вообще-то приложимо к любому виду деятельности, учиться бегать, учиться стоять, учиться кататься на роликах, учиться сидеть... Например, постараться почувствовать как движется мой центр тяжести и поиграться с этим. играть стоя - например, как центр тяжести перемещается когда я прото отвожу в сторону руку? Как он перемещается когда я сгибаю колени? И так далее. Через некоторое время появляется какое-то новое понимание устойчивости, Можно попробовать делать более сложные движения (сручивания поясницы, перенос веса с ноги на ногу и т.д. - поле для фантазии) с сохранением максимальной устойчиивости в кажый момент движения. такая своеобразная статика в динамике. Потом чувствование центра тяжести можно переносить на бег, ролики, горные лыжи и т.п. Это только пример, поле для экспериментов безгранично. Я не стараюсь что-то чувсвтовать специально, но обычно такого рода эксперименты во первых приводят к более тихому состоянию ума, в то же время более чувсвтвительному и живому. И конечно возникновению радости. Но бывает, что более глубокое восприятие тела ведет к осознанию проблем, и тут уж чтобы дойти до позитивного отношения нужно работать. А вообще я не вижу противоречия между твоими 1,2 и 3 - это все ПОБОЧНЫЕ эффекты телесных практик.
Снеж 14-07-2003-10:06 удалить
Мне это напомнило две вещи: книжку Гроффа про холотропное дыхание и как при его помощи избавляются от вышеуказанных блоков и зажимов, а еще Айкидо - центрированностью, сферичностью... думаю есть параллели, но все же суть несколько в другом.... надо как нибудь в это во все въехать практически. Только вот с чего начинать? Может быть нужна какая-то теория?
wanglo 14-07-2003-14:28 удалить
Да, айкидо юзает такие вещи по полной программе... Я, к сожалению, с айкидо не соприкасался практически, а вот тай цзи немного занимался, это отчасти и подтолкнуло... А начинать-то, мне кажется, можно с чего угодно был бы интерес. Тело ведь всегда под рукой. Кстати две упомянутые мной книжки содержат много практических экспериментов. А теория... ну если она помогает почему бы и нет?
Снеж 14-07-2003-15:42 удалить
Айкидо очень гармонично. К сожалению я занимался ним всего лишь чуть больше года. Возможно в качестве исключительно боевого исскуства оно не так эффективно, зато в качестве духовной+телесной практики - супер! К тому же самое зрелищное.
wanglo 14-07-2003-22:03 удалить
Исходное сообщение Снеж
Айкидо очень гармонично. К сожалению я занимался ним всего лишь чуть больше года. Возможно в качестве исключительно боевого исскуства оно не так эффективно, зато в качестве духовной+телесной практики - супер! К тому же самое зрелищное.
Ну вот, так что есть с чего начинать! :)
Снеж 16-07-2003-09:50 удалить
спасибо за поддержку! :) :)


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Оживление тела | wanglo - Процесс Вана Ло | Лента друзей wanglo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»