• Авторизация


Иерусалимский Храм и Стена Плача. Из книги «Вечный и прекрасный Иерусалим» 05-06-2025 06:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иерусалимский Храм и Стена Плача

Храм в древнем Иерусалиме начали строить около трех тысяч лет назад под руководством царя Соломона на горе Мориа, ныне это Храмовая гора. Вершина горы была мала для столь крупного сооружения, и древним зодчим пришлось расширять строительную площадку. Для этого пришлось срезать и сравнять значительную часть горы Мориа, оставив нетронутым только камень мироздания в центральной части территории, а вдоль склонов горы были установлены специальные подпорные стены. Древние мудрецы объясняли, что опорный фундамент Иерусалимского Храма был пустотелым, между «твердыми камнями» фундамента были пустоты, они частично засыпались породой, а на опоры уже потом накладывался пол Храма и настилы Храмовой горы.
Проведенные в 1994 году под руководством израильского ученого Т. Сагива ультразвуковые исследования Храмовой горы показали, что внутренняя часть горы действительно во многих местах является пустотелой, сплошной участок горы расположен только в районе камня мироздания.
Две стены окружали Храм. Первая стена - внешняя, окружала большой двор Храма. Вторая стена окружала внутренний двор Храма, основное место молитв и жертвоприношений, так называемый двор первосвященников. Перед входом в Храм стоял жертвенник всесожжения, в котором специальными служителями постоянно поддерживался огонь. Жертвенник представлял собой огромный золоченый сосуд кубической формы с рогами на четырех углах. Специальная лесенка вела на верхнюю площадку жертвенника, куда могли подниматься только храмовые служители.
Забой жертвенных животных совершался в соответствии со специальным ритуалом рядом с жертвенником всесожжения. Возле жертвенника находилась медная чаша с водой для обмывания жертвенных животных, так называемое «медное море».
Само здание Храма было достаточно велико. «Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и высотой в тридцать локтей» (3 Царств, 6:2). Напомним, что древнееврейская мера длины локоть примерно равняется 0,5 метра. Тогда становятся понятными примерные размеры Храма: длина - тридцать метров, ширина - десять метров и высота - пятнадцать метров.
Внутри здание Храма делилось на три части: притвор, главный зал и помещение «Святая святых». Внутренняя отделка Храма удивляла современников своей роскошью и богатством. Все стены и потолки были обшиты кедровым деревом, пол был сделан из тщательно отполированных кипарисовых досок. В главном зале располагались золотой алтарь для воскурения благовоний, стол из кедрового дерева для хлебных приношений, десять золотых светильников и другая многочисленная золотая утварь. Сквозь расположенные вверху зарешеченные окна в зал струился мягкий свет, смешивавшийся с дымом воскурений. Кроме воскурений храмовые служители в главном зале совершали также хлебные приношения и постоянно поддерживали пламя в светильниках.
Самое важное помещение Храма - Святая святых - было почти пустым. Двери в Святая святых, украшенные резными изображениями херувимов, были всегда открыты, но вход прикрывал специальный занавес, красиво расшитый различными рисунками. Богато украшенная маленькая комната была без окон, в центре помещения находился камень мироздания и возле него в таинственном мраке слабо просматривался Ковчег завета со скрижалями Десяти заповедей. Ковчег охраняли две огромные статуи херувимов, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотой краской. Распростертые крылья херувимов соприкасались друг с другом, а снаружи касались стен помещения. Именно Святая святых считалась местом божественного присутствия. Только раз в году, в строго определенный день, сюда входил первосвященник, непосредственно обращался к Всевышнему и молился от имени всего народа Израиля.
Первый Иерусалимский Храм спустя почти четыреста лет после возведении был разрушен вавилонянами в 586 году до н.э. Через семьдесят лет после разрушения на этом же месте был отстроен Второй Иерусалимский Храм, но Скрижали Завета были утеряны, и во Втором Храме Святая святых пустовала. По преданию, Скрижали упали в одну из подземных пустот Храмовой горы, где находятся и по настоящее время. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э. после подавления ими Великого восстания.
Со времен Второго Иерусалимского Храма до наших дней сохранилась часть западной подпорной стены Иерусалимского Храма, так называемая Стена Плача. Существует ошибочное представление, что Стена Плача является частью стены Иерусалимского Храма. На самом деле, Стена - это часть западной подпорной стены Храмовой горы, которая, несомненно, является составным элементом храмового комплекса. Именно этот участок практически без изменений сохранился до наших дней со времен Второго Храма.
В сравнительно недавние времена, когда еще не было создано государство Израиль, евреев допускали молиться у Храмовой горы только один день в году, 9 ава по еврейскому календарю, в день разрушения Первого и Второго Иерусалимского Храмов. И допускали их к одному-единственному месту - к западной части подпорной стены Второго Иерусалимского Храма, называемой Стена Плача, основной святыне еврейского народа в настоящее время.
Однако с библейских времен сохранился не только участок западной подпорной стены Иерусалимского Храма. В действительности, частично сохранилась и южная подпорная стена горы, правда значительно перестроенная и измененная. Остатки восточной подпорной стены Храмовой горы в шестнадцатом веке послужили основой для крепостной стены строившегося тогда в очередной раз Иерусалима, так распорядился султан Османской империи Сулейман Великолепный. Северная стена Храмовой горы находится сегодня в Мусульманском квартале Старого города и практически закрыта жилыми домами.
На сегодняшний день большая часть западной подпорной стены также закрыта различными постройками, обозрению доступен лишь небольшой участок длиной 156 метров. Этот участок и носит название Стена Плача. Именно здесь в течение веков позволяли молиться евреям, здесь читались скорбные библейские тексты, в которых оплакивалось разрушение Храма.
Сама Стена Плача входит в ту часть храмового комплекса, которая была обновлена и реконструирована царем Иудеи Гордусом (Иродом) Великим. Каменные блоки, вырубленные и обтесанные в каменоломнях Ирода, имеют фирменное «клеймо» - двойную кайму по краю, узкую и широкую. Именно по этой кайме можно определить масштабы строительных работ в районе Стены Плача во времена царя Ирода. Длина обычного блока составляет от 1 до 3 метров, высота - до 2 метров.
Перестройка Храма осуществлялась в 20-19 годах до н.э. тысячей специально подготовленных священников и большим количеством работников, и была завершена за полтора года. Следы этой перестройки можно и сегодня наблюдать в районе Стены Плача.
Интересна история перестройки царем Иродом иерусалимского храмового комплекса. Рассказывают, что римский император Октавиан Август, которому подчинялся Ирод, задумал воздвигнуть в Иерусалимском Храме статую в честь себя любимого. Для евреев это означало осквернение Храма и неизбежные народные волнения. Чтобы предотвратить нежелательные последствия императорского волевого решения, Ирод немедленно начал реконструкцию храмового комплекса, не испросив у императора необходимого в таких случаях разрешения. Гонец Ирода с просьбой о разрешении на реконструкцию Храма был послан в Рим только тогда, когда строительные работы в Храме уже были в полном разгаре. Пока гонец добрался до Рима, пока дождался встречи у всесильного императора, пока вернулся в Иерусалим – прошло много времени, реконструкция храмового комплекса в Иерусалиме была уже завершена. Это понял и римский император, который ответил на просьбу Ирода о реконструкции Храма так: «Если строительство не начинал, то и не начинай. Если строительство начал, то разрушь. Если уже все построил, то ничего не меняй». Естественно, Ирод ничего менять уже не стал…
С тех времен до наших дней и сохранилась без существенных изменений западная подпорная стена храмового комплекса Иерусалимского Храма, подпорная стена Храмовой горы.
Высота нижней, наиболее крупной кладки Стены Плача в тоннеле Хасмонеев достигает 3,5 метров, длина блока – 12 метров, глубина ряда составляет 3,5-4,6 метра, вес наиболее крупного блока этой кладки достигает 100 тонн. Естественно, что нижняя кладка Стены, которая должна была выдерживать вес всей Стены, значительно крупнее остальных кладок и блоков. Длина обычного иродианского блока составляет 1-2 метра, высота – до 1,5 метров. Вероятно, в нижней части Стены могут находиться каменные блоки и доиродианского периода, возможно даже реликты подпорной стены времен Первого Иерусалимского Храма.
Первые серьезные ремонтные работы в районе Стены Плача относятся к концу седьмого – началу восьмого веков. Тогда арабские строители, подравнивая ведущий ряд, вначале дополнили Стену мелкими камнями, а затем уже достроили ее небольшими прямоугольными шлифованными блоками.
В раннемусульманский период значительно повредило Стену Плача землетрясение 749 года. Не совсем ясно, были ли проведены ремонтные работы после этого землетрясения или такие работы проводились после еще одного сильного землетрясения в 1033 году. Известно только, что Стена Плача после этих землетрясений была восстановлена. Последующие значительные реконструкции Стены проводились крестоносцами в 12 веке, в более поздний период – мамлюкскими (13-14 века) и османскими (16-19 века) правителями.
В годы правления турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566) была восстановлена крепостная стена вокруг Иерусалима, и в городе воцарилось спокойствие и безопасность. Именно Сулейман Великолепный официально отвел со стороны города площадку у развалин западной стены Иерусалимского Храма длиной 22 метра и шириной 3 метра для молитв евреев.
К 20 веку практически все пространство возле Стены Плача было занято арабскими строениями, большая ее часть оказалось погребенной под слоями земли и мусора. Небольшие арабские строения того периода практически закрывали верхнюю часть Стены Плача, высота ее над землей тогда составляла всего несколько метров.
Новой вехой еврейской истории стало освобождение Стены Плача израильской армией во время Шестидневной войны. Стена Плача была освобождена 7 июня 1967 года. Через несколько месяцев после освобождения израильское правительство начало реконструкцию еврейской святыни. Все постройки и ограждения возле Стены были снесены, а сама Стена Плача очищена от многовекового мусора, высота ее после этого увеличилась в несколько раз, хотя и сегодня значительная часть Стены находится ниже уровня земли.
В результате этих реконструкций перед Стеной Плача впервые появилась новая просторная площадь, а Магрибские ворота Храмовой горы, с юга примыкавшие к Стене Плача, как бы повисли над землей и сегодня соединены с площадью мостом. Недалеко от Стены Плача сейчас расположены автобусные остановки, подъездные дороги, места отдыха и смотровые площадки.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иерусалимский Храм и Стена Плача. Из книги «Вечный и прекрасный Иерусалим» | Ромгер - Дневник Ромгер | Лента друзей Ромгер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»