Архитектор Иерусалима Конрад Шик
03-10-2024 06:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Иерусалимский архитектор Конрад Шик (1822-1901), построивший в 19 веке основные кварталы нового Иерусалима за пределами Старого города, не имел специального архитектурного образования. Он также не имел систематического инженерного и археологического образования. Тем не менее, уроженец германского региона Швабия Конрад Шик прославился в конце 19 века в Иерусалиме своими архитектурно-строительными работами и археологическими исследованиями.
Выходец из простой крестьянской семьи Шик был талантливым самоучкой, каких уже практически не найти в наше просвещенное время. Он проектировал и построил в когда-то заштатном сонном городке Османской империи Иерусалиме великолепные строения, после чего город приобрел свой неповторимый и уникальный современный вид.
Длинным был путь молодого Конрада Шика от королевства Вюртемберг в южной Германии, где он родился в семье крестьян-протестантов, до великого города Иерусалима, которому Шик посвятил всю свою сознательную жизнь.
Школу молодой человек закончил в городке Коренталь-Мюнхинген на своей исторической родине. Затем продолжил учебу на берегах Рейна в колледже Беттинген в городе Базель, Швейцария, где обучался миссионерству и столярному делу. По завершении учебы в колледже в 1846 году молодой столяр и миссионер двадцать четырех лет от роду Конрад Шик отправился в составе швейцарской протестантской миссии, основанной пастором Христианом Фридрихом Спитлером, на Святую Землю, обучать местную молодежь трудовым навыкам.
По прибытии на Святую Землю группа миссионеров из Швейцарии не смогла приступить к работе и быстро распалась. Молодому Конраду, чтобы выжить, не оставалось ничего другого, как начать торговать на городском рынке часами, которые он сам умело собирал. Так что первое время трудовая деятельность миссионера Шика в Иерусалиме ограничивалась торговлей швейцарскими настенными часами с кукушкой на арабском рынке в Старом Городе Иерусалима.
Как говорится, нет худа без добра. На городском рынке немец-протестант Конрад завел немало полезных знакомств с местными христианами, евреями и мусульманами. Эти знакомства пригодились Шику в его последующей деятельности.
В Иерусалиме он подружился с основателем сети сиротских приютов города Йоханом Шнеллером ((1820–1896), тоже уроженцем Вюртемберга. Конрад Шик вместе со Шнеллером, при поддержке англиканского епископа Самуэля Гобата и еврейского фонда из Лондона, основали при англиканской церкви в Иерусалиме «Дом трудолюбия», где обучали еврейскую молодежь города различным ремеслам.
Со временем трудолюбивый и способный Конрад Шик стал директором «Дома трудолюбия» в Иерусалиме и долгие годы занимал эту должность.
Наладилась, хотя и с трудом, личная жизнь директора «Дома трудолюбия». Он женился на немецкой паломнице Каролине Амалии Шмидт, что вызвало резкое противодействие со стороны швейцарской общины Иерусалима во главе с пастором Спитлером. Но в этом случае победила любовь, и Шик перестал общаться со своими земляками-миссионерами из Швейцарии, сохранив молодую семью.
Конрад присоединился к «Англиканскому миссионерскому обществу распространения христианства среди евреев», которое занималось религиозной и образовательно-благотворительной деятельностью в Иерусалиме.
Жена Конрада Шика Каролина Амалия умерла во время родов, Шик остался вдовцом. Вскоре Конрад женился на двоюродной сестре Каролины Амалии – Фредерике Полине Дублер. С Фредерикой Конрад Шик прожил долгую, и, надо полагать, счастливую жизнь. У них родились шестеро детей, трое из них умерли в младенчестве.
Жена Конрада Фредерика поддерживала инициативного мужа во всех его замыслах и начинаниях, а их у директора иерусалимского «Дома трудолюбия» было немало. Конрад Шик за короткое время освоил в Иерусалиме еврейский и арабский языки, самостоятельно изучил профессии архитектора, конструктора и инженера, и, после завершения занятий, официально стал работать городским архитектором и инженером.
По заданию епископа Гобота, заинтересованного в развитии христианских кварталов Иерусалима за пределами перенаселенного Старого города, Шик спроектировал и построил в Иерусалиме госпиталь Англиканского миссионерского общества, находившийся в начале современной улицы Пророков. В настоящее время в здании располагается частная англиканская школа.
Первый архитектурный и строительный «блин» оказался совсем не «комом», а началом успешной работы в Иерусалиме нового городского архитектора и инженера Конрада Шика. Далее Шик занялся решением серьезной городской проблемы: созданием достойной жизни и достойным уходом в мир иной несчастных больных проказой, которые в конце 19 века в значительном количестве обитали в районе Сионских ворот Старого города. Там было совершенно жуткое место, где проживали прокаженные, с лачугами и норами в земле, из которых выглядывали страшные изуродованные лепрой люди.
Для этих несчастных архитектор Шик построил в 1887 году северо-западнее Немецкой колонии величественное здание больницы, окруженное высокой каменной стеной, известное в наши дни как «дом Хансена». Первоначальное название лечебного комплекса было «Помощь Иисуса». Это название сохранилось до наших дней лишь в виде надписи на фасаде здания, оно быстро вышло из употребления. Приют для прокаженных позднее был назван в честь доктора Герхарда Хансена (1841-1912), который в свое время открыл бактерии проказы и тем самым помог врачам в лечении и реабилитации больных этим страшным заболеванием.
Сама больница представляла собой большой двухэтажный дом с просторными палатами, окружённый садом, и башню с ванными помещениями. Распорядок жизни в больнице позволял прокажённым проводить свои дни в доступном созидательном труде, ухаживая, по возможности, за растениями и животными. После появления эффективного лекарства от проказы пациенты «Дома Хансена» были реабилитированы и выписаны из лечебного заведения, больницу закрыли. В наши дни в «доме Хансена» располагается городской культурный центр.
Еще одним известным иерусалимским проектом архитектора Конрада Шика был приют для христианских девочек «Талита Куми», построенный в 1868 году. Название приюта переводится с арамейского языка как «Встань, девица» и посвящено событию Нового Завета, когда Иисус воскресил умершую девушку по имени Талита (Тавифа). Сам приют представлял собой просторное трехэтажное здание с часами на треугольном фронтоне и балконом в центральной части здания.
Время и Война за Независимость 1948 года не способствовали сохранению здания. В начале 80-х годов прошлого столетия здание «Талита Куми» было снесено к огромному разочарованию и неудовольствию жителей Иерусалима. В наши дни на улице короля Георга в Иерусалиме возле автобусной остановки можно увидеть лишь часть фасада здания «Талита Куми» с часами. Сегодня эта постройка с часами не существующего приюта «Талита Куми» стала любимым местом встреч и свиданий горожан.
Несомненной удачей архитектора и строителя Конрада Шика является эфиопская церковь Кидане Мехерет (Девы Марии), строительство которой было закончено в Иерусалиме в 1893 году.
В конце неспокойного 19 века эфиопские монархи решила укрепить свое влияние на Святой Земле. В 1888 году по заданию императора Эфиопии Йоханнеса IV был приобретен большой участок земли в Иерусалиме к западу от Старого города для строительства церкви и монастыря. Строить церковный комплекс был приглашен архитектор Иерусалима Конрад Шик. За сравнительно небольшой промежуток времени был выстроен большой монастырский комплекс с церковью округлой формы в уютном иерусалимском дворе. На воротах храма на древнем языке геэз написано о монастыре Эфиопов. Церковь имеет четыре портика, ориентированных по сторонам света, и изображения во фронтонах портиков львов, символизирующих царя Соломона и эфиопскую монархию. Венчает храм черный плоский купол. Внутреннее пространство под куполом расписано голубым цветом со звёздами, в центре купола среди красных и голубых облаков видны 16 ангелов.
Позднее улица, на которой расположена церковь, получила название Эфиопской улицы.
В 1874 году за пределами Старого города Иерусалима был основан новый еврейский квартал, названный его основателями Иосифом Ривлиным и Залманом Бахараном Меа Шеарим. Земли под строительство нового квартала были приобретены у арабов деревни Лифта. Название района переводится как «сто крат» и соответствует выражению Танаха (Бытие 26:12): «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат, так благословил его Господь».
Иосиф Ривлин пригласил Шика возглавить проектирование и строительство нового жилого квартала. Шик проектировал Меа Шеарим, используя опыт застройки еврейских гетто Восточной Европы. Квартал был построен в виде прямоугольника, самые длинные здания района располагались по его периметру. Для защиты от непрошенных гостей район Меа Шеарим был огорожен забором с шестью воротами, которые запирались на ночь.
Через шесть лет после основания Меа Шеарим были построены первые сто единиц жилья. Их распределили в бессрочное владение с помощью жребия среди счастливых новоселов. Прошло еще четыре года, и новоселы Меа Шеарим заселили еще 150 новых домов, а к концу века в квартале были выстроены триста новых на то время построек. В квартале были построены пекарня Бермана, действующая и в наши дни, а также не сохранившиеся к настоящему времени мукомольная мельница и скотный двор. Меа Шеарим был первым кварталом города, в котором появилось уличное освещение. В настоящее время квартал заселен ультра-ортодоксальным еврейским населением.
Опыт проектирования и строительства Меа Шеарим был использован Конрадом Шиком при строительстве нового Бухарского квартала для евреев-репатриантов из Бухары.
В 70-е годы 19 века началась репатриация бухарских евреев в Эрец Исраэль и, в частности, в святой для евреев город Иерусалим. Репатрианты из Бухары закупили земли под строительство своего квартала между районами Меа Шеарим, Геула, Зихрон Моше и Бейт Исраэль. Для планировки и будущего строительства района выходцы из Бухары наняли Конрада Шика, который достойно справился с возложенной на него задачей, сохранив в архитектуре и застройке комплекса культурные и традиционные ценности бухарских евреев.
В свое время Бухарский квартал поражал посетителей красотой и великолепием. К сожалению, до наших дней дошли только остатки былой красоты. В 1894 году началась застройка квартала, в 1897 году квартал был полностью застроен. Тогда в Бухарском квартале было сто семьдесят девять домов для бухарских семей и три синагоги.
Одним из самых красивых домов района был «Бейт Машиах» на улице Эзра, построенный Ароном Иегудаевым и его тестем Ароном Хефецом с целью и большим желанием приблизить приход Машиаха в Иерусалим. Здание претерпело множество перестроек и реконструкций с конца 19 века и до наших дней. Сегодня в «Бейт Машиах» находится школа Хабад. А ведущей синагогой Бухарского квартала является синагога Баба Тама на Бухарской улице. Здесь молились и молятся выходцы из Бухары.
Еще одной творческой удачей иерусалимского архитектора и строителя Конрада Шика
стал спроектированный и построенный в Еврейском квартале Старого города Иерусалима жилой квартал Батей Махасе (иврит – «Дома укрытия»), прибежище для небогатых людей, своего рода социальное жилье для бедных евреев 19 века.
Инициаторами строительства этого социального жилья были еврейские эмиссары Моше Сакс и Ариэль Зелиг Гаудорф, которые собирали деньги на строительство квартала от состоятельных евреев из разных стран мира. Особенно крупное пожертвование выделил Вильгельм Карл де Ротшильд из Франкфурта. Поэтому самое большое и красивое здание Батей Махасе, построенное в 1871 году, получило название дом Ротшильда.
Сам квартал строился с 1856 по 1881 год. Это один из немногих еврейских жилых массивов Старого города Иерусалима, который не был полностью разрушен арабскими войсками в Войну за Независимость 1948 года, а затем и в Шестидневную войну 1967 года. Перед домом Ротшильда сегодня можно увидеть остатки колонн и капителей 1-2 веков до новой эры.
Конрад Шик плодотворно и с большим энтузиазмом занимался археологическими изысканиями в Иерусалиме и окрестностях, он стоял у истоков современной библейской археологии. Информацию о своих находках Шик публиковал в английских и немецких научных журналах, занимавшихся исследованиями на Святой Земле.
По роду своей профессиональной археологической деятельности Шик сотрудничал с Британским фондом исследования Святой Земли, Немецким палестинским фондом, Немецким археологическим обществом, Русской духовной миссией, Императорским православным палестинским обществом и другими организациями.
К достижениям археолога Шика можно отнести несколько раскопанных в окрестностях Иерусалима иудейских погребальных пещер периода Второго Храма, остатки еврейских жилых домов Иродианского периода первого века до новой эры, исследование древнего подземного туннеля Хизкиягу (восьмой век до новой эры).
Конрад Шик принимал участие в археологических раскопках в районе русской православной церкви Александра Невского, где в 1883 году были найдены остатки древних крепостных ворот и так называемый порог Судных ворот.
И, самое удивительное, Шик смог впервые в истории провести капитальное исследование Храмовой горы в Иерусалиме, называемой в мусульманской традиции «Священный двор» или Харам. В 1872 году турецкие власти, готовясь к Международной выставке, заказали Шику подготовить к выставке макет Харама с мечетями, и Шику была представлена возможность изучить этот недоступный для не мусульман район. Османские власти не препятствовали археологу в его работе.
Модель Священного двора с мечетями и другими постройками, сделанная Шиком, была выставлена в турецком павильоне на Венской Выставке в 1873 году. После окончания выставки модель купил Музей Мессианского дома в Базеле (Швейцария). В этом музее модель «Священного двора» хранится и в настоящее время.
А работы по изучению и картированию Храмовой горы продолжались иерусалимским археологом до 1875 года. Шик внимательно отмечал и документировал каждую деталь, каждую находку в Хараме. В это время османские власти проводили ремонтные и реставрационные работы в мечети «Золотой купол» (Купол скалы»). Шик, естественно, подключился к этим работам и получил доступ в места, закрытые для иноверцев, такие, как подземные водохранилища Харама, подземные помещения и тоннели. Конрад Шик, побывав в подземных тоннелях и помещениях Храмовой горы, составил подробные чертежи и сделал рисунки и описания исследуемых объектов. Значительная часть этих документов не опубликована и в настоящее время хранится в различных архивах.
На основании чертежей и рисунков Шика были созданы макеты Храмовой горы. О ценности этих изделий свидетельствует то, что продажа макетов Храмовой горы позволила архитектору на вырученные деньги в 1889 году построить себе и своему семейству красивый дом в Иерусалиме, о котором он долго мечтал. Просторный дом с элементами западного и восточного декора находится в Иерусалиме на улице Пророков, 58, и называется Дом Тавор. Для названия дома Шик выбрал текст из Псалма 89:12: «Тебе небо и Тебе земля. Ты создал вселенную и все, что наполняет ее. Ты создал север и юг. Тавор и Хермон радуются имени Твоему». На фасаде дома вырезаны греческие буквы Альфа и Омега, символизирующие начало и конец жизни. В настоящее время Дом Тавор принадлежит шведскому протестантскому институту изучения Земли Израиля, вход посторонним туда запрещен.
Конрад Шик прожил в Доме Тавора всю свою оставшуюся жизнь в радости и достатке. Он умер в 1901 году и похоронен на протестантском кладбище на Сионской горе в Иерусалиме.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote