• Авторизация


Комплекс "Четыре сефардские синагоги" 05-03-2024 09:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Комплекс четырех синагог был построен в XVI веке сефардскими евреями и долгое время являлся центром еврейской общины Иерусалима. Комплекс расположен недалеко от Сионских ворот Старого города, возле автомобильной стоянки в Еврейском квартале. Здание комплекса сефардских синагог находятся почти на уровне земли, что и спасло его от полного уничтожения во время Войны за Независимость в 1948 году.
Войдя в здание, мы попадаем в самую большую синагогу, которая носит имя рабби Йоханана Бен Закая. Синагога расписана в голубых и золотых тонах и имеет торжественный вид. На подоконнике синагоги уже много лет хранится сосуд с оливковым маслом для помазания Машиаха (Мессии), будущего еврейского царя. Согласно традиции, Машиах (иврит - «помазанник») - спаситель мира, идеальный царь, который принесёт избавление народу Израиля и осуществит спасение человечества, в назначенное ему время придет в Иерусалим. Его, как будущего великого царя, надо будет помазать на царство, для чего потребуется специально подготовленное масло для помазания. По предсказаниям библейских пророков, Машиах восстановит великое Еврейское царство и принесет избавление всему человечеству.

Рассказывают, что масло для помазания будущего владыки мира стоит в синагоге Йоханана Бен Закая уже очень много лет, и каждый раз, когда масло высыхает, специально подготовленные люди, потомки первосвященников-коэнов, готовят новую порция масла для помазания будущего великого царя. Ведь никто не знает, когда Машиах придет в Иерусалим. Он может прийти и завтра, и через год, может быть, через сто или даже тысячу лет. Но масло для помазания великого царя должно быть готовым всегда.
В еврейской традиции считается, что на месте, где сегодня расположен комплекс четырех сефардских синагог, во времена Второго Иерусалимского Храма находился дом великого раввина Бен Закая. По преданию, именно на этом месте рабби Йоханан Бен Закай в последний раз возносил молитвы перед уходом из осажденного римлянами Иерусалима в 70 году н.э. Тогда руководители восстания запретили осажденным жителям города под страхом смерти покидать Иерусалим. Рабби Йоханан понял, что римская армия скоро захватит Иерусалим и разрушит Храм, тем самым поставив под угрозу само существование иудаизма и еврейского народа. Он попросил своего племянника Абу Сикра, одного из руководителей восстания, найти для него способ покинуть город, чтобы встретиться с римским военачальником Веспасианом. Аба Сикра ответил: «Притворись больным, пусть тебя навестят и увидят. Возьми что-нибудь с дурным запахом, пусть этот запах хорошенько распространится, и тогда люди подтвердят, что ты умер. Затем пусть два твоих ученика вынесут тебя, но больше никто».
Все прошло по плану Абу Сикра. Якобы покойного рабби вынесли из дома. Два ученика рабби Йоханана Бен Закая несли погребальные носилки, Аба Сикра шел рядом. Когда процессия подошла к городским воротам, стража спросила, кого несут на носилках. Люди ответили, что это тело рабби Йоханана, и его несут хоронить. Стража хотела проткнуть тело, чтобы убедиться, что это труп, но Аба Сикра сказал им: «Римляне услышат об этом и скажут: «Они проткнули собственного учителя...». Стража открыла ворота, и погребальная процессия вышла за городские стены.
Раби Йоханана принесли на кладбище за стенами города, оставили там и вернулись. А сам рабби Йоханан Бен Закай пошел в лагерь военачальника Веспасиана.
Встретившись с Веспасианом, рабби объявил полководцу о том, что тот скоро станет императором. Это через какое-то время и произошло. Обрадованный Веспасиан сказал тогда рабби Йоханану: «Ты можешь выдвинуть одну просьбу, и я ее постараюсь выполнить». На это рабби попросил разрешения основать ешиву (еврейское религиозное заведение) для изучения Торы в городе Явне, и получил такое разрешение.
Ешива в Явне стала достойной преемницей иерусалимского Санхедрина (Совета Старейшин), а главная заслуга ешивы и ее руководителя рабби Йоханана Бен Закая состоит в создании модели такого иудаизма, который мог существовать без еврейского государства, Храма и жертвоприношений.
Когда один из учеников рабби Йоханана скорбел по поводу разрушения Иерусалимского Храма и невозможности жертвоприношений, рабби утешил его: «Сын мой, не печалься. Мы совершим другое покаяние. Ибо, как говорит Всевышний: «Благочестия хочу Я, а не жертвоприношений» (Гошеа 6:6).
Еврейский народ считает рабби Йханана Бен Заккая хранителем иудаизма, его основ и ценностей. Он спас эти ценности от гибели и передал следующим поколениям. Рассеянные по всему миру евреи на протяжении тысячелетий смогли сохраниться как народ и продолжили в условиях изгнания сберегать и обогащать свое духовное и культурное наследие.
Из синагоги Бен Закая три двери ведут в помещения других синагог. Слева – синагога Элиягу (Ильи-пророка). По преданию, здесь Илья-пророк собирал евреев для молитвы в Судный день. Сохранилось кресло, в котором, как утверждают, сидел пророк. Синагогу Элиягу украшает резная деревянная арка, построенная в XVI веке в Италии и тайно вывезенная оттуда в Эрец Исраэль.
Считается, что Илья пророк жил в IX веке до новой эры во времена царя Ахава, его жены царицы Иезевели и их сына Ахазии. Предполагается, что Илья родился в городе Тишби в Гиладе. Пророк был беззаветно предан Всевышнему, самоотверженно боролся против идолопоклонства и царских беззаконий, совершал различные чудеса.
В еврейской пасхальной традиции считается, что накануне праздника Песах Элиягу-Илья снабжает бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы (седера). В ночь седера Элиягу посещает дом каждого еврея, и в ожидании пророка люди ставят в центре стола специальную чашу вина, предназначенную только для него.
Илья пророк должен будет объявить людям о пришествии Мессии – избавителе Израиля. Любовь народа к Илье выражена в литургических гимнах и в фольклоре. Так, на исходе субботы евреи поют хвалебную песню «Элияху ха-нави, Элияху ха-тишби».
Существует древняя еврейская традиция, согласно которой при каждом обряде обрезания (брит мила) младенца незримо присутствует пророк. Во время обряда младенца на видном месте располагается так называемое кресло Ильи пророка, на которое кладут малыша после совершения обряда. При этом говорят: «Вот кресло пророка Ильи, да будет помянут он добром».
Согласно Библии, Илья пророк вознесся на небо в огненной колеснице. В христианской традиции Илья-пророк является «одним из свидетелей» из Откровений Иоанна Богослова (11 глава), он вместе с Моисеем во время Преображения Господня на горе Фавор являлся апостолам и беседовал с Иисусом (Иоанн 1:21, Лука 9:9, Матфей 17.3-13).
В исламе Илья пророк (Ильяс) упоминается в Коране (сура 8:65, 18:64). Согласно преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным. Илиас также считается покровителем мусульман-путешественников.
Вот такой необычный человек, согласно преданию, и явился когда-то в маленькую иерусалимскую синагогу для совместной молитвы с местными евреями в Судный день. В этой синагоге и в настоящее время можно увидеть кресло, в котором сидел великий еврейский пророк. И если насчет достоверности «того самого» кресла у посетителей иногда появляются сомнения, то место, где сидел пророк, служители синагоги показывают достаточно уверенно.
И кто знает, что на самом деле происходило когда-то в синагоге, которая сегодня называется синагогой Ильи-пророка?
Направо от входной двери - дверь в синагогу Истамбул. Здесь находится красивая резная деревянная арка XVIII века, сделанная в городе Анкона (Италия).
И последняя синагога – Эмцаи (Средняя). Это самая маленькая из четырех синагог, может быть не такая красивая и нарядная, как три соседние, но очень уютная и домашняя. По преданию, под полом синагоги находится вход в тоннель, ведущий к горе Сион.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Комплекс "Четыре сефардские синагоги" | Ромгер - Дневник Ромгер | Лента друзей Ромгер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»