Паломничество Григория Распутина на Святую Землю
05-01-2024 09:53
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Сибирский крестьянин Григорий Распутин, известный как «друг и целитель» последнего российского императора Николая Второго и его жены императрицы Александры Федоровны, совершил паломничество в Иерусалим весной 1911 года. Паломничество это было вызвано не только желанием православного человека посетить святые места, но и серьезными внутриполитическими обстоятельствами. В российском обществе росло недовольство влиянием, которое оказывал Григорий Распутин на императорскую семью, серьезное возмущение и споры в стране вызывало далеко не нравственное поведение «сибирского старца». Чтобы снизить народное возмущение и накал страстей, весной 1911 года отправился Григорий Распутин по настоятельной рекомендации императора в паломничество на Святую Землю.
Духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев считал, что Распутин «вполне богобоязненный и верующий человек, безвредный и даже скорее полезный для царской семьи».
Секретарь Распутина Арон Симанович так характеризовал своего босса. «Каким представляли себе Распутина современники? Как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и увольнял министров, епископов и генералов и целое десятилетие был героем петербургской скандальной хроники. К тому же ещё дикие оргии, похотливые танцы среди аристократических поклонниц, высокопоставленных приспешников и пьяных цыган, а одновременно непонятная власть над царем и его семьей, гипнотическая сила и вера в своё особое назначение».
Во время своего путешествия на Святую Землю «царский друг» вел дневник, поэтому паломнический рассказ Григория Распутина о его пребывании в святом городе Иерусалиме был известен современникам.
В начале двадцатого века паломничество в Палестину организовывало Императорское Палестинское Православное общество (ИППО), возглавлял организацию дядя императора Николая Второго великий князь Сергей Александрович. После гибели великого князя ИППО возглавила вдова Сергея Александровича великая княгиня Елизавета Федоровна.
Русские паломники на пароходах отплывали из Одессы на Святую Землю, по пути они посещали Константинополь и другие интересные для христиан места. После Константинополя Григорий Распутин вместе с группой паломников побывал в городе Мителена на острове Лесбос. Далее в Измире путешественники поклонились мощам Георгия Победоносца, посетили район, где были «… замучены ученики Иоанна Богослова и много других с ними». Побывали русские паломники на острове Патмос, там в пещерной келье жил Иоанн Богослов, скрываясь от преследователей. На островах Хиос, Родос и Кипр россияне посетили места, связанные с христианскими праведниками и мучениками за веру.
Далее паломническая группа побывала в Ливане, поклонилась могиле пророка Ионы, посетила город Бейрут. И завершение морского путешествия – древний порт Яффо на Святой Земле. «Вот Яффская долина необъятной красоты захватила рай… Нет на свете мудрее этого места. Как говорится в церкви про изобилие плодов земных, то вот здесь оно и есть. Даже невероятно, что можно и на земле встретить необъятный рай красоты… Окончил путешествие, прибыл в Святой град Иерусалим».
В начале прошлого века паломники из Яффо по железной дороге или на арендованном гужевом транспорте по горной дороге добирались до Иерусалима. Можно предположить, что «сибирский старец» добирался из Яффо в Иерусалим повозкой по горной дороге. Тогда это занимало много часов, иногда, с остановками, целый световой день.
И вот она радость великая для паломника – Святой Иерусалим. «Впечатление радости я не могу здесь описать, чернила бессильны -- невозможно, да и слезы у всякого поклонника вместе с радостью протекут. С одной стороны всегда «да воскреснет Бог» поет душа радостно, а с другой стороны великие скорби Господни вспоминаются: Господь здесь страдал. О, как видишь Матерь Божью у Креста! Все это живо себе представляешь и как за нас так пришлось ему скорбеть. О, Господи, идешь и подумаешь, и явится скорбь, и видишь - ходят такие же люди, как тогда, носят плащи и странная на них одежда прежнего завета, как сейчас, все так и было. И вот слезы текут, дни подходят, наступил Великий Пост - выйдешь из храма, а в храмах этих все великие события совершались, и Сам Спаситель пролил слезы».
Во времена Распутина количество русских паломников, прибывавших в Иерусалим, составляло 10-12 тысяч человек в год, около 70% из них были крестьяне. В Иерусалиме русские паломники размещались в специально построенных для них подворьях ИППО: Сергиевом, Елизаветинском, Николаевском и Мариинском.
Удобства для простых постояльцев подворий в те времена были минимальными, но у себя на родине русские крестьяне не имели и такого уровня комфорта. В Иерусалиме на подворьях ИППО жильцы располагались в комнатах на сухих, чистых нарах, им выдавали постельное белье. Мужчины и женщины проживали раздельно. На самом большом из иерусалимских подворий – Сергиевом, действовала русская баня, которой ежедневно пользовались несколько сотен человек. В прачечной возле бани паломники могли постирать белье.
Администрация подворий обеспечивала своих постояльцев сытными горячими завтраками и ужинами. Это были привычные для русских крестьян блюда: щи, супы, каши. В жилых комнатах находились емкости с горячим чаем и нарезанные куски свежего хлеба. И если паломник не успевал к ужину, он всегда мог утолить голод чаем и хлебом.
На иерусалимских подворьях были и отдельные гостиничные номера, где останавливались состоятельные господа. Комнаты паломнической гостиницы Сергиева подворья не уступали по уровню комфорта европейским отелям того периода. В разное время в гостинице Сергиева подворья останавливались знаменитый русский художник И. Репин (1894 год), графиня Ольга Путятина (1888 год), секретарь и один из основателей ИППО тайный советник Василий Хитрово (1889 год), профессор, автор картин Страстного цикла на Александровском подворье в Иерусалиме Николай Кошелев (1891 год), другие российские паломники.
Вероятно, Григорий Распутин проживал в Иерусалиме на Сергиевом подворье Императорского Палестинского Православного общества, самом большом здании, построенном в 1888 году. Сам же знаменитый паломник в своем дневнике не указал конкретное место проживания в Иерусалиме.
Глубокое впечатление произвели на Распутина святые места Иерусалима, куда он отправился сразу после приезда. И, конечно, главный храм христианского мира – Храм Гроба Господня, он же Храм Воскресения. «Что говорить о той минуте, когда подходил ко Гробу Христа... Тут у гроба видишь духовным сердцем всех людей своих любящих, и они дома чувствуют себя отрадно... О, какое впечатление производит Голгофа! Тут же в храме Воскресения, где Царица Небесная стояла, на том месте сделана круглая чаша и с этого места Матерь Божия смотрела на высоту Голгофы и плакала... Как взглянешь на место, где стояла Матерь Божия, поневоле слёзы текут и видишь перед собой, как это было».
С любовью и удивлением описывает паломник приделы Храма Гроба Господня. «Тут в пещере Воскресения крест царя Константина и матери его Елены, которые, как говорится в истории, нашли три креста, и Господь указал, на котором был Он распят. Запели все «Кресту Твоему поклоняемся». Крест Твой в ограждении чудес послужил. Крест с нами, яко и Бог в нас… Еще в храме Воскресения против арабского алтаря, могила Никодима, который строил Гроб себе, а положил Господа. Вот он ранее делал добрые дела и уподобился великого таланта.
Никогда не бойся делать добро и за добро всегда попадешь в честь… Сколько в храме Воскресения престолов! Всех языков престолы христиан, все на разных языках молятся».
Предпраздничные и праздничные дни Пасхи 1914 года Григорий Распутин провел в Иерусалиме, принимая участие в различных мероприятиях. В Чистый четверг, как вспоминал путешественник, он принял участие в церемонии омовения ног. «Повели нас на Патриарший двор, стали умывать ноги. Боже, какая восстаёт в уме картина. Умывают ноги, утирают полотенцем, и полились слёзы у верующих, все изумлены глубиной поучения, как нас учат смиряться».
Побывал паломник на церемонии схождения благодатного огня в Храме Гроба Господня. «О, какое ожидание благодатного огня, как томятся все богомольцы до крестного хода! Более суток ожидают этого благодатного огня. Тысяча народов и множество наций. Многие плачут, а арабы хлопают в ладоши, скачут и что-то поют в исступлении».
Григорий Распутин в своем дневнике отмечает сильное напряжение в храме перед схождением благодатного огня. Наступает время, патриарх раздевается, остается в одном белье и входит в Кувуклию, гробницу Иисуса. Через какое-то время патриарх выходит из гробницы к народу с горящими свечами. От его огня зажигают свечи паломники, передавая огонь друг другу. «Во всех частях храма и во всех пределах люди набрались радости и наполнились благодатью вместе с зажжением свечей от благодатного огня… Дивное событие совершилось и совершается».
В наши дни патриарх уже не раздевается перед схождением благодатного огня и заходит в Кувуклию во всех своих одеяниях. Да, наверное, и неудобно было бы раздеваться нынешнему патриарху перед телекамерами во время прямой трансляции мероприятия…
Паломник из Петербурга посетил весной 1911 года христианские места в районе Масличной горы недалеко от Иерусалима. Первым местом маршрута была церковь Погребения Богоматери. «Повели нас к Успению, где Гроб Царицы Небесной. Шли мы дорогой и вели нас кавасы с факелами и толпа народа со страхом и разные прокаженные по дороге. Все, как бывало во времена Спасителя, и прокаженные так же кричат: «подайте паричку». Достигли с толпой пещеры Божьей Матери и вся толпа запела: «В Рождестве девство сохранила, во Успении мира не оставила» - тропарь и песню Богородицы, и прикладывались к Ее Гробу, и все пели и наслаждались Ее радостью, что Господь Ее Тело взял к Себе. Посмотрели и опять представили себе, что здесь было, где Небесная Сила взяла Пречистое Тело Ее. Господи, не оставь нерадивых! Тут же у Нее в пещере и Иосиф похоронен, как говорится в истории, здесь старец почивает. Великий Старец! Моли Бога о нас».
Недалеко от церкви Погребения Богоматери у подножья Масличной горы располагается Гефсиманский сад, место последнего земного убежища Иисуса. С трепетом и слезами подходили богомольцы к этому месту. «Достигли Гефсимании, где Господь нередко беседовал со своими учениками до Его тяжелых вздыханий и молений о Чаше Смертной. Поклонились недостойные тому месту, где мы Его окровавленными слезами оплаканы и облиты Его кровью. Как посмотришь, что мы здесь на том самом месте, где Он молился… Вся толпа всколыхнулась, кто плачет, кто глубоко вздыхает, у всякого слезы текут. Камень этот в стене и теперь облит кровью Спасителя, вот это место по неволе научит молиться. Его подвиг у верующих всегда перед глазами, а когда видишь то место, где Спаситель стоял, и знаешь, что в Гефсиманском саду Слезы Божии текли реками, то боязно ступить на землю, всякий камыш свят, описать этого невозможно. Боже, спаси и помилуй нас в сердце Своем. Тут же выше видим, где ученики спали на камнях, и Господь приходил их будить не раз, а мы почиваем вечно во сне и во зле. Господи, пробуди нас!».
Через тринадцать лет после паломничества Григория Распутина в Гефсиманском саду по проекту итальянского зодчего Антонио Барлуцци была построена Церковь Всех Наций, она же Базилика Агонии Господней. Церковь находится на месте, где, согласно преданию, Иисус Христос провел свою последнюю земную ночь перед арестом. Этот католический францисканский храм был сооружен на деньги католиков двенадцати стран мира (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Мексика, Испания и США), в честь чего и получил своё название церкви Всех Наций. В честь этих стран церковь имеет 12 куполов. Камень, на котором, по преданию, Иисус Христос молился о своем спасении, расположен в алтаре церкви и окружен железной кованной оградой в виде терновых венцов. В Гефсиманском саду можно увидеть камень, где, согласно преданию, спали ученики Иисуса.
Побывал Распутин на месте суда Понтия Пилата, где прокуратор приговорил Христа к смертной казни. Сегодня это вторая остановка улицы Виа Долороза, Крестного пути Иисуса. «Повели нас к Красным воротам, где Господа в последний раз осудили. О, как посмотришь, что такое суд? Кто ежели страдал, всякий про него скажет: нет, вот за то его и преследуют. Ах, мне-то еще мало этого; но за то, за что говорят, теперь невинен, а ранее согрешил. Но Господь ни теперь, ни прежде не грешил».
Представляется, что «Красные ворота» сегодня - это район арки Эссе Хомо, принадлежащий Латинскому Патриархату Иерусалима. В своем дневнике Распутин не упоминает Крестный путь, Виа Долорозу, ту дорогу, по которой палачи вели Иисуса к месту казни. Вероятно, в начале двадцатого века в православии еще не существовала традиция известного в наше время Крестного Пути с его четырнадцатью остановками.
На второй день праздника Пасха русские паломники посетили Храм Рождества Христова в Вифлееме, построенный, согласно преданию, над местом рождения Иисуса. «В Вифлееме громадный храм, много в нем наций и престолов, и всяких удобств… Когда увидишь ясли Самого Спасителя, забудешь усталость и монастырские разные интриги. Приложились к Его яслям и не верится от радости, что Господь милость Свою явил к нам. Где родился Христос - поклонились и где положили Его, то место тоже облобызали странники и паломники и у всех радость в лице».
После Храма Рождества паломники отправились на Поле Пастушков, расположенное примерно в двух километрах к востоку от Вифлеема. Это место связано с откровением Ангела Господня в пещере пастухам о рождении Христа. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Григорий Распутин так отметил это событие: «Из Вифлеема пошли за город и дошли до пещеры пастухов, где Ангел возвестил радость пастухам и где пели «Слава в Вышних Богу». Пели все паломники и поклонились иконе, на которой изображен Ангел, возвещавший великую радость. Пропели Пасху, был второй день Праздника. Пещерка порадовала нас, потому что в ней дивное мудрование волхвов, о которых учит история».
После Вифлеема паломники отправились в Иорданскую долину. По пути к Иордану посетили деревню Вифанию, где Иисус, по преданию, воскресил своего ученика Лазаря. «Вифания на пути к Иордану близь Иерусалима… Тут храм построен и как эти места ласкают и зовут душу в небесный чертог! Неподалеку отсюда могила Лазаря - также глубока, как воскресенье его звучно в Евангелии».
По прибытии на берега реки Иордан русские паломники совершили омовение в реке на месте крещения Иисуса. «Иордан речка небольшая, обросла кустарниками и мелким лесом, купальни нет, просто с берега купаются… Тут и Мертвое море посмотрели, наказанье Божье на нем, объял нас страх и ужас». Тогда же побывал Распутин в монастырях Иорданской долины и Иерихона.
Город Хеврон, знаменитый Мамврийский дуб – еще один паломнический маршрут Григория Распутина на Святой Земле. «Мамврийский дуб. Великая доброта и любовь под Мамврийским дубом. Здесь Авраам приветствовал хлебом и солью Господа, который явился в вид трех странников, а теперь эта Троица славится и изображается… Припали к древу, поклонились ему, отслужили молебен. Половина дуба посохла от великой древности, от многих тысяч лет, а есть несколько частей древа, которые по чуду Божьему зеленеют, это доброта Божия и будет она во веки зеленеть и славить Бога».
К началу лета Григорий вернулся в Петербург. Это событие было отмечено в дневнике императора. «4 июня… после обеда мы имели удовольствие видеть Григория после того, как… он вернулся из Иерусалима». Значительная часть беседы Григория Распутина с императорской семьей касалась вопросов тяжелого быта русских паломников на Святой Земле, так это отметил в своем дневнике сам паломник. «Надо обратить побольше внимания на паломников, возить их подешевле и так устроить, чтобы миссия не брала с них денег за кипяток, за номера, за барак и раз в день давали бы кушать и не возили бы, как скот в трюмах, иногда до семисот вместе… А то с паломниками обращаются, как со скотом, а деньги отдай и за кипяток, и за барак, и за все! Паломники ради святыни едут, но много им приходится терпеть».
Так закончилось паломничество Григория Распутина на Святую Землю.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote