Ешива кабалистов "Бет Эль" в Иерусалиме
06-09-2019 23:23
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В наши дни в центре Еврейского квартала Старого города Иерусалима напротив синагоги Хурва можно увидеть небольшое здание со скромной вывеской «Ешива каббалистов Бет Эль». Ешива – это еврейское религиозное учебное заведение, в котором обучаются неженатые евреи. Ну а каббала - «религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения». - Так утверждает всезнающая Википедия. Ну и название ешивы – Бет Эль – можно перевести с иврита как «Дом Б-га».
Говорят, что в настоящее время иерусалимская ешива «Бет Эль» является крупнейшим центром изучения каббалы не только у нас в стране, но и во всем мире. Хотя никто, кроме самих студентов ешивы и преподавателей не знает, что происходит за стенами этого здания. Здесь посвященные познают откровения Всевышнего, скрытые в святых текстах Торы. И это все. В ешиве «Бет Эль» умеют хранить тайны и тайное учение…
Знаменитая ешива каббалистов была основана в Святом Городе знатоком каббалы раввином Гедалией Хаюном в 1755 году. Это произошло примерно через 150 лет после смерти великого каббалиста Эрец Исраэль рабби Ицхака Лурия Ашкенази - Ари (1534-1572). В огромном наследии Ари было много неясных и непонятных мест, требовавших дополнительного изучения и исследования. Занятия в ешиве «Бет Эль» и посвящались, преимущественно, углубленному изучению огромного наследия Ари.
Прославил ешиву великий каббалист раввин Сар-Шалом Шараби (Рашаш) (1720-1777), который был избран руководителем ешивы после смерти рава Хаюна. Рашаш написал ряд важных каббалистических сочинений. Среди его произведений особенно выделяется комментарий на книгу Эц хаим (Древо жизни) и каббалистический молитвенник Сидур Рашаш, который используется в среде каббалистов в качестве основного молитвенника. В течение полутора веков этот молитвенник распространялся только в рукописных копиях. Он был впервые напечатан в 1911 году и до настоящего времени является основным молитвенником для людей, которые изучают каббалу.
А началось все с того, что в ешиве Бет Эль во времена рава Хаюна появился молодой человек, приехавший в Иерусалим из Йемена. Молодой человек устроился работником в ешиву, и как говорят, был прилежным и усердным человеком. Скрывая свои знания, он доставлял в ешиву воду, зимой топил печи, наводил чистоту и порядок в здании. Это и был Рашаш.
Во время занятий работник скромно сидел в уголке комнаты, внимая словам мудрецов, и делал записи. Однажды такую запись увидел рав Хаюн, после чего он тут же включил скромного работника в группу своих самых близких учеников для глубокого изучения каббалы. Вскоре Рашаш стал зятем рава Хаюна и одним из самых авторитетных знатоков каббалы в ешиве. В 1751 году тридцатилетний раввин Сар-Шалом Шараби был избран руководителем ешивы и получил почетный титул рав ахасидим (глава благочестивых), который традиционно присваивался старейшине кабалистов Святого Города.
Ближайшими учениками Рашаша в ешиве были раввины Хаим-Йосеф-Давид Азулай и Йом-Тов Аль-Гази, впоследствии ставшие духовными лидерами евреев Земли Израиля и диаспоры.
Предания говорят, что перед смертью рабби Сар-Шалом Шараби не болел и не испытывал недомогания. Однако предчувствуя момент предстоящего «перехода», он облачился в талит и тфилин, подготовился, и его душа покинула тело.
Впоследствии ешивой кабалистов Бейт-Эль руководили сын Рашаша рабби Хизкия-Ицхак Шараби (умер в 1808 году), и его внук рабби Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби (1775—1826).
Из последующих руководителей великой ешивы хотелось бы отметить жившего в 70-90-х годах прошлого века в Иерусалиме рабби Йегуду-Меира Геца (1924-1995), имевшего официальное звание «раввина Западной стены и Храмовой горы». Сам того не подозревая, рабби Гец совершил, вероятно, величайшее археологическое открытие столетия.
Йегуда-Меир Гец родился в Тунисе, в 22 года он стал раввином города Сук-аль-Арба. Наряду с получением классического еврейского образования рабби Гец закончил юридический факультет Сорбонны. Он знал множество языков, в том числе французский, латынь, идиш и турецкий. Прослужив раввином в Тунисе три года, в 1949-м году молодой раввин репатриировался в Израиль и был призван в израильскую армию. В армии Йегуда-Меир Гец прошел путь от солдата до подполковника артиллерии. После Шестидневной войны Гец демобилизовался из армии и поселился в возрождавшемся тогда Еврейском квартале Старого Города Иерусалима. Уже через год после войны он был назначен раввином Стены Плача и Храмовой горы, оставаясь в этой должности на протяжении двадцати семи лет. Кроме того, он воссоздал в Старом городе древнюю ешиву каббалистов «Бейт-Эль» и сам стал заниматься в ешиве изучением еврейского мистицизма.
Рав Гец соблюдал все обычаи каббалистов: не спал ночью больше четырех часов, вставал в полночь, чтобы читать «Тикун Хацот» (особые молитвы об избавлении народа). Для чтения «Тикун» рабби спускался в подземное продолжение площадки у Стены плача, место, максимально приближенное к Святая Святых разрушенного Храма.
Недавно были открыты для широкой публики отрывки из дневников рабби Йегуды-Меира Геца. Из них люди узнали подробности деятельности рава Геца в районе закрытой для евреев Храмовой горы.
Как известно, две тысячи лет назад Храмовая гора была расширена царем Иродом. Во время этого строительства были построены подземные водохранилища, соединенные туннелями и покрытые мощным слоем грунта и камней. Эти сооружения практически не были изучены археологами. Более древняя часть горы, на которой стоял Храм, построенный Соломоном, тоже содержала естественные подземные пещеры. Согласно традиции, в этих пещерах были скрыты святыни Первого Храма, в том числе главная из них - Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, полученные Моисеем на горе Синай.
Рав Гец решил найти Ковчег в подземельях Храмовой горы.
В 1981 году археологи, проводившие раскопки в подземельях возле Стены Плача, обнаружили подземные ворота, ведущие под Храмовую гору. Об этом узнал рав Гец, который понял, что ему предоставляется уникальная возможность начать раскопки под Храмовой горой. Йегуда-Меир Гец эту возможность не упустил и приступил к работе.
Были разобраны камни, которыми в давние времена заложили ворота. За камнями оказалась водосборная цистерна времен царя Ирода. Археологи и добровольцы откачали из цистерны ил и воду. Работа проходила под постоянным наблюдением рабби Геца в обстановке секретности, к сожалению, далеко не полной. Политические противники рава Геца узнали о находках археологов и раввина Храмовой горы. Тогдашний мэр Иерусалима Тедди Коллек рассказал о работе «группы Геца» журналистам.
Поднялся скандал, рав Гец был вынужден остановить работы. Обстановкой воспользовались арабы, которые 3 сентября 1981 года спустились в цистерну со стороны Храмовой горы и залили ворота бетоном.
Мечта рава Геца о поиске Ковчега завета под Храмовой горой была уничтожена. В своем дневнике он сделал следующую запись: «Я чувствовал себя подобно отцам нашим, которые своими глазами видели горящий Храм... Каждый радостный вопль арабов, заливающих ворота бетоном, для меня подобен мечу, пронзающему сердце, и вырвался у меня крик: «Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины! (Теилим 79:1)». Но нельзя отчаиваться, надо продолжать свое дело, даже если я одинок в этой битве. Да сбудется сказанное: «Ибо вот, тьма покроет землю и мрак - народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его над тобой явится (Ишайягу 60:2)».
С тех пор до самой своей кончины в 1995 году рав Гец ежедневно в полночь садился на коврике у залитых бетоном ворот, посыпав голову пеплом, и возносил молитвы об избавлении еврейского народа.
Осуществится ли мечта рава Геца? Смогут ли евреи найти утерянный Ковчег Завета и восстановить разрушенный Храм?
Очень хочется верить…
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote