Геена Огненная, Масличная гора и путь Мессии в Иерусалиме
30-10-2014 13:17
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Библейская долина Гееном (Гай бен Хинном) находилась к югу от древнего города Давида, в настоящее время она расположена в центральной части современного Иерусалима и проходит параллельно южной крепостной стене Старого города. Название Гай бен Хинном переводится как долина сыновей Хиннома, ссылок на самого Хиннома в Библии не приводится. Традиционный русский перевод названия долины - Геена Огненная - символическое обозначение места конечной гибели грешников, ад.
В древности в долине находилось языческое капище Тофет, где хананеане служили кровожадному богу Молоху и приносили ему человеческие жертвы. При царе Давиде Тофет был разрушен, но уже царь Соломон восстанавливает капище Молоха по просьбе своих многочисленных языческих жен. «И делал Соломон злое в очах Господа и не следовал полностью за Господом, как Давид, отец его. Построил Соломон возвышение … Молоху, мерзости сынов Аммоновых. То же сделал он для всех чужестранных жен, которые приносили воскурения и жертвы своим божествам» (1 Царств 11:6).
В те времена долина была местом языческих обрядов, где приносили в жертву маленьких детей. «И построили жертвенные возвышения Тофета, что в Гай бен Хинноме, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих… За то вот, наступают дни, говорит Господь, когда не скажут больше «Тофет» или «Гай бен Хинном», а скажут «Гай Арега» (долина убийства); и будут хоронить в Тофете за неимением места» (Иеремия 7:31-32).
На жертвенных возвышениях Тофета в Геене Огненной приносились человеческие жертвы, особенно дети, кровожадному богу Молоху – «мерзости аммонитской» (1 Царств 11:5-7). Интересно, что и другие божества Танаха, в именах которых имеется корень «м-л-х» ("мелех"- царь), упоминаются в связи с жертвоприношениями детей. «Сефараимцы сжигали в огне сыновей своих Адрамелеху и Анамелеху, богам сефараимским» (2 Царств 17:31).
В конце 19 века немецкий ученый Эйсфельдт высказал предположение, что Молох - это обозначение ритуала человеческих жертвоприношений, а не имя божества. И, возможно, жертва предварительно умерщвлялась, а затем уже сжигалась на огне. Другое предположение, что Молох являлся одним из божеств финикийского, карфагенского и ханаанского Пантеона. Сам идол, как представляется, был достаточно большим медным чаном на глиняных (возможно кирпичных) опорах, под которыми разводился огонь. Когда медный чан раскалялся, в него бросали еще живого ребенка или молодую девушку.
Почему именно долина Гай бен Хинном была выбрана местом для отправления столь жестокого культа Молоха - неизвестно. Но в библейские времена не только простые иудеи приносили в долине в жертву кровавому идолу собственных детей, но и особы царских кровей сжигали в Гай бен Хинноме своих сыновей и дочерей. «Двадцать лет было Ахазу, когда начал он царствовать, и шестнадцать лет царствовал он в Иерусалиме. И не делал он того, что было праведным в очах Господа… Даже сына своего он провел через огонь, по мерзостным обычаям народов, которых прогнал Господь от сынов Израилевых. И совершал он жертвоприношения и воскурения…» (2 Царств 16:2-4).
И еще один иерусалимский царь вошел в историю как убийца собственного сына в долине Гай бен Хинном. «Двадцать лет было Менаше, когда стал он царем, и пятьдесят лет был он царем в Иерусалиме… И делал он то, что было злом в глазах Господа, подобно мерзостям тех народов, которых прогнал Господь от сынов Израилевых… И провел он сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывающих мертвецов и чревовещателей; много сделал злого в глазах Господа» (2 Царств 21:1-6).
Естественно, простой народ не отставал от царей, сооружал капища и охотно приносил человеческие жертвы. «И построили (жители Иерусалима) жертвенные возвышения Тофета, что в Гай бен Хинноме, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих» (Иеремия 7:31).
Все происходившее в долине не могло не вызвать возмущение правоверных иудеев. Выразителем этих взглядов являлся пророк Иеремия, проклинавший жителей Иерусалима за убийства детей в Геене Огненной. «И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих. Так сказал господь Цеваот: так разобью Я народ этот и город этот, как разбивают сосуд горшечника… Так сделаю Я с местом этим, - сказал Господь,- и с жителями его, чтобы город этот стал подобен Тофету. И будут дома Иерусалима и дома царей Иудеи нечисты, как место Тофет» (Иеремия 19:5-13).
Около 620 года до новой эры иудейский царь Иосия уничтожил все кровавые жертвенники долины Гай бен Хинном. Место это было предано проклятию, превращено в городскую свалку и место для непогребенных трупов. Для уничтожения мусора и гнили в Геене Огненной постоянно горел огонь, и клубы дыма поднимались над долиной. Безрадостный вид долины подтверждали свидетельства очевидцев. «И увидят трупы людей, отступивших от меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет. И будут они мерзостью для всякой плоти» (Исайя 66:24).
Около полутысячи лет долина Гай бен Хинном была местом свалки мусора и нечистот. Во времена царя Ирода мусор отсюда был убран и в долине построили водосборный бассейн для накопления воды ручьев и источников долины Гихона, а также дождевых вод. Иосиф Флавий описывает это место времен царя Ирода как «Змеиный бассейн». После смерти Ирода бассейн пришел в запустение, на его месте снова образовалась свалка. В шестнадцатом веке султан Османской империи Сулейман Великолепный реконструировал старые сооружения в долине Гай бен Хинном. Строители султана восстановили здесь водосборный бассейн, использовав при строительстве остатки технических устройств, сохранившихся еще со времен царя Ирода.
В настоящее время бассейн Султана (Брихат Султан) используется жителями Иерусалима как огромный концертный зал-амфитеатр под открытым небом. Здесь проводятся концерты фестиваля Израиля, выступали многие прославленные коллективы, такие как миланский театр «Ла Скала», английская Королевская Опера, Мариинский театр Санкт-Петербурга и другие прославленные коллективы.
С востока долина Гееном примыкает к Масличной горе (793 метра над уровнем моря) - одной из самых высоких гор в окрестностях Иерусалима. Масличная гора входит в гряду Иерусалимских гор, где севернее нее расположена однотипная гора Скопус, юго-восточнее - гора Поругания. В 125 Псалме говорится об иерусалимских горах: «Горы вокруг Иерусалима, и Господь вокруг народа своего отныне и вовеки». И еще одно упоминание о горах Иерусалима. «Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? Помощь мне от Господа, сотворившего небо и землю. Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой» (Книга Псалмов, 125).
Само название «Масличная гора», очевидно, связано с масличными деревьями, которые издавна росли в этом районе. Древнее русское название горы - Елеонская, по названию оливкового масла – «елей», производившегося на Масличной горе.
Первые упоминания в Библии о Масличной горе относятся ко временам царя Давида, когда царь вынужден был бежать из Иерусалима от преследования собственного сына. «А Давид всходит на гору Масличную, всходит и плачет. И голова у него покрыта, и шел он босой; и все люди, бывшие с ним, покрыли головы свои и всходили, плача» (2 Самуил 15:30).
В давние времена Масличная гора была естественной окраиной Иерусалима, за которой открывался путь к Мертвому морю и Заиорданью. Район Масличной горы был своеобразной библейской промышленной зоной Иерусалима, где производилось оливковое масло - один из основных продуктов питания древних евреев. Масло использовалось также для религиозных культовых целей, освещения жилищ и других надобностей.
В глубокой древности еврейские цари назывались «помазанники Божии», так как при коронации на их головы изливалось оливковое масло (елей). Масло получали на Масличной горе, приготавливали масло строго определенным способом, и изливали на голову будущего царя, таким образом происходило помазание на царство.
И сегодня евреи ожидают помазанника - Машияха (Мессию), еврейского царя из рода Давида для создания будущего вечного и справедливого царства Всевышнего на Земле.
Подготовка к встрече идет уже давно. В одной из синагог Еврейского квартала Старого города Иерусалима многие годы хранится специальный сосуд с оливковым маслом для помазания. Ведь Машиях может прийти в любой момент и к его приходу надо приготовиться заранее…
Будущий маршрут царя Машияха хорошо известен. Царь, поставленный Всевышним, должен спуститься с Масличной горы. Затем Мессия на белом ослике проедет через Кидронскую долину и Золотые ворота (они же Ворота Милосердия) на Храмовую гору, и там провозгласит создание царства Божия на Земле.
У подножия Масличной горы регулярно дежурит белый ослик, так что с доставкой Машияха с Масличной горы на Храмовую проблем быть не должно.
Проблема по будущему маршруту Машияха была создана мусульманами в районе Золотых ворот Старого города Иерусалима в шестнадцатом веке, когда перед воротами было основано кладбище, а сами ворота замурованы. Считается, что в священной книге мусульман упоминаются Золотые ворота, они же ворота Милосердия. «В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: «Подождите, чтобы нам заимствовать вашего света» - им скажут: «Вернитесь обратно и ищите вашего света!» И воздвигнута между ними стена, у которой ворота: внутренность ее – милосердие, а наружность со стороны ее – наказание» (Коран 57:13).
У евреев существует понятие, что Машиях, как потомок первосвященников коэнов Иерусалимского Храма, не может заходить на кладбище. Поэтому пройти по указанному в Библии маршруту через современное мусульманское кладбище Мессия просто не может. Может быть, создав возле Золотых ворот кладбище, таким необычным способом сыны ислама решили предохраниться от нежелательного для них визита на Храмовую гору и теперь, как представляется, уверены в надежности принятых мер.
Но некоторые евреи считают, что Машиях через кладбище не пройдет, а пролетит по воздуху или преодолеет этот район каким-либо другим путем, ведь для него не может быть никаких препятствий, и запертые Золотые ворота не послужат ему преградой.
Христиане веруют, что в нужный день Золотые ворота откроются сами собой и Мессия в очередной раз въедет на Храмовую гору, где он уже бывал, творил свои чудеса, проповедовал в Иерусалимском Храме и изгонял оттуда менял и торговцев. Таким образом и состоится давно ожидаемое христианами второе пришествие Иисуса.
Ну а мусульмане считают нынешнюю стабильность Золотых ворот символом стабильности всего мусульманского мира. Поэтому они установили в районе Золотых ворот камеры наблюдения, с помощью которых правоверные мусульмане могут в интернете видеть ситуацию в районе и быть уверенными, что стабильности исламского мира ничего не угрожает.
Такой вот трогательный случай всеобщей уверенности представителей трех основных мировых религий в одном-единственном месте города Иерусалима …
Как будут развиваться события в районе Золотых ворот в будущем?
Поживем – увидим.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote