• Авторизация


О восстании в варшавском гетто. (по м-лам газеты "Хаарец". Перевод Моти Осповата 22-12-2013 11:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Moti Ospovat
Восстание Варшавского гетто которого не было. (по материалам газеты \"хаАрец\" 22.12.13. перевод с иврита Моти Осповат)
Как человек который прошёл через Холокост в Польше и выжил - и как многие другие пережившие Холокост - Я всегда чувствовал себя неловко о том, как Холокост понимают в ретроспективе и увековечивают память о нём . Миф Варшавском гетто является ярким примером этого.

\"Восстание Варшавском гетто \" - само название вводит в заблуждение . В Варшавском гетто евреи никогда не восставали . Летом 1942 , около 300 тысяч евреев из гетто было отправлено в лагерь смерти Треблинка и там их убили . После депортаций остались в гетто около 50 тысяч человек , потому что они были профессионалы и работники немецких фабрик. Эти люди не думали, о восстании , а думали о выживании. Восстала лишь небольшая группа молодых людей, действия которых были преувеличены вне всякой пропорции в Израиле после Холокоста и создания государства Израиль. Что ещё важнее , восстание шло в разрез со стратегией выживания еврейских масс , оставшихся в гетто.

Идея восстания и борьбы с оружием совмещалась с идеологией израильского общества и молодого государства. Идея восстания поддерживалась в рабочем движении Израиля - партиями \"Ахдут хаАвода\" и Организацией \"хаКибуц хаМеухад\", движении - которое приписало себе восстание , в то время как оно отказывалось признать участие других движений : ревизионистов , членов Бунда , коммунистов и других. Под их давлением День памяти уничтожения европейских евреев стал называться \" День памяти Холокоста и Героизма\" , как будто было некоторое соотношение между ними , не говоря уже о том , что определили героизм в плане восстания и войны. \"Ахдут хаАвода\" была настроена враждебно по отношению к Давиду Бен-Гуриону и правящей тогда партии Мапай (Рабочей Партии Эрец Исраэль) и по этому подняла знамя двойного активизма : Израиль ( Пальмах ) и Холокост ( Бойцы Сопротивления).

Раздувание масштаба восстания было сделано не только образно , но и путем увеличения объема немецких жертв , количества боевиков и продолжительности восстания . Первые эссе, написанные после Холокоста рассказывали о сотнях убитых немцев . Но позднее были опубликованы ежедневные отчеты , которые посылались немецкими войсками , уничтожавшими гетто , генералом СС Юргеном Штропом -командованию располагавшемуся в Кракове. Согласно этим сообщениям , нет спора об их подлинности , были убиты 16 немцев.

Что остается неясным. это количество участников восстания . В Восстании участвовали две крупных организации , которые были разделены на основе конкурирующих партий \" еврейская боевая организация\" (ZOB) , которая включала группу социалистически настроенных движений и коммунистов, сионистов и не сионистов. Вторая организация \" еврейская военная организация \" ( ZZW ) состояла из членов ревизионистского движения - Бейтар. Ицхак ( Антек ) Цукерман , один из лидеров ZOB , утверждал, что 500 бойцов приняли участие в восстании . Другой участник восстания , Стефан Граек , сообщил в своих мемуарах иное число бойцов - 700 .

Среди исследователей , профессор Иуда Бауэр отмечает ( не вдаваясь в подробности ) что количество бойцов было 1000-750, а профессор Исраель Гутман, один из участников восстания , который написал книгу о нём, уменьшил их число до 350. Все эти числа ( за исключением Бауэра ) не включают бойцов ревизионистского движения , из которых никого не осталось в живых , кто мог бы дать показания, и их участие в восстании , долгие годы игнорировалось .

Наиболее надежные свидетельства числа участников восстания , а также других аспектов связанных с ним , сообщил один из его лидеров , Марек Эдельман , бундовец предпочел остаться в Польше после войны , и поэтому , проигнорированный в Израиле. По свидетельству Эдельмана количество бойцов ZOB было около 220 человек. На вопрос \"откуда ты это знаешь?\" , он ответил: . \"Я был там , и я знал их всех. Не трудно знать, 220 человек \". Разницу между этим числом и числом Цукермана , Эдельман объяснил тем что : \"у Антека были политические мотивы , а у меня нет \" .

Если предположить, что количество бойцов ревизионистской организации ( в отношении которых нет чтких данных ) было меньше , то разумно оценить общее количество участников восстания в менее чем 400 человек , из числа 50 тысяч жителей гетто.

Данные о продолжительности восстания или продолжительности боев были искажены . Гутман , растянул период боёв до одного месяца восстания . Но Штроп сообщает и свидетельства участников восстания показывают, что фактически борьба длилась всего два дня . Это было потому, что план повстанцев не удался.

Концепция борьбы состояла, в том, чтобы занять позиции в окнах домов со стороны улицы , стрелять и бросать гранаты , и бежать в другое место. Начало восстания 19 апреля 1943 года, застало в врасплох немцев не ожидавших вооруженного сопротивления и вынудило их покинуть гетто. Однако после перегруппировки ,и повторного вторжения в гетто стало ясно что у немцев нет никакого намерения преследовать евреев от одного дома к другому . Вместо этого они решили уничтожить гетто и подожгли его .

Бойцы ZOB , которые думали , что все евреи уже обречены на смерть и намеревались сражаться и умирать с оружием в руках в конце концов вынуждены были бежать из горящего гетто по канализационным каналам, вопреки изначялным намерением .

Первая группа ZZW покинули гетто 20 апреля , на второй день восстания , через подготовленные туннели . 22 апреля , вторая группа , и 26 апреля , покинули гетто последние бойцы ZZW . Большинство из них были убиты после того как были обнаружены на польской стороне .

Бойцы ZOB , не намеревались покинуть гетто , не подготовили пути отхода . Только с помощью поляков и через канализацию смогли найти способ выйти из гетто. 28 апреля покинула гетто первую группа бойцов ZOB . 8 мая Анилевич покончил жизнь самоубийством после обнаружения немцами подвала где он скрывался . 9 мая , последние бойцы ZOB покинули гетто . Всего около 100 человек .

Считается, что немцы убили около 10000 жителей гетто , а остальные отправлены в лагеря смерти около Люблина .

В самом деле, произошло столкновение восставших со стратегией выживания еврейских масс в гетто. Для этого необходимо понять глубокие изменения в действительности, произошедших между 1942 годом - в котором за очень короткое время подавляющее большинство евреев в Польше были убиты - и 1943 годом.

За это время ситуация на фронтах изменилась . В ноябре 1942 года , Советская Армия прорвала немецкий фронт под Сталинградом , и в конце января 1943 г. армия Паулюса капитулировала . В то время немцы потерпели поражение под Эл-Аламейном , и союзники высадились во Французской Северной Африке. Эти немецкие поражения вернули надежду о поражении Германии в ближайшем будущем . Даже среди евреев, которые следили , затаив дыхание за новостями, укрепилась надежда, что , если они смогут продержаться день и еще один день , возможно, будут спасены.

Даже немецкая политика в отношении евреев изменилась ограниченно , но существенно . Истребление евреев осталось первым приоритетом, но действительность учитывала немецкие потребности военной экономики . Поскольку война продолжалась, я необходимость в работниках на заводах в Германии росла, после того как немецкий обученный персонал ушёл на войну. польские евреи выжившие в гетто заняли рабочие места в немецкой промышленности.

Около 50 тысяч евреев , оставшихся в Варшавском гетто после массовй депортации 1942 жили, как и в других гетто в Польше , в основном работой на фабриках , которые производили продукцию для немецкой армии и немецкой экономики. Большая часть этих предприятий были собственностью непосредственно немцев , и у них были постоянные переговоры с немецкими властями чтобы сохранить своих сотрудников .

Среди узников гетто появилась надежда , что, возможно, они смогут выжить. Стояли перед ними два плохих варианта : Побег из гетто на польскую часть города где тебя могут выдать , или продолжать работать на немецком заводе - и в обоих случаях , чтобы жить и каждым днем надеемся, что война скоро закончится. После войны пережили лагеря в Польше и Германии , сотни тысяч евреев - а в Варшаве предполагаемое число выживших около 25 тысяч. Смерть с оружием в руках , не вписывалась в планы большинства еврейского населения.

Исследователи Холокоста и восстания написали нам учебники истории и сформировали память о Холокосте . Их влияние на учеников и последователей во многом ощущается и по сей день . Но никогда не был задан вопрос , какое право имела небольшая группа молодых людей чтоб принять решение о судьбе 50 тысяч евреев Варшавского гетто ?
Восстание Варшавского гетто которого не было. (по материалам газеты \"хаАрец\" 22.12.13. перевод с иврита Моти Осповат)
Как человек который прошёл через Холокост в Польше и выжил - и как многие другие пережившие Холокост - Я всегда чувствовал себя неловко о том, как Холокост понимают в ретроспективе и увековечивают память о нём . Миф Варшавском гетто является ярким примером этого.

\"Восстание Варшавском гетто \" - само название вводит в заблуждение . В Варшавском гетто евреи никогда не восставали . Летом 1942 , около 300 тысяч евреев из гетто было отправлено в лагерь смерти Треблинка и там их убили . После депортаций остались в гетто около 50 тысяч человек , потому что они были профессионалы и работники немецких фабрик. Эти люди не думали, о восстании , а думали о выживании. Восстала лишь небольшая группа молодых людей, действия которых были преувеличены вне всякой пропорции в Израиле после Холокоста и создания государства Израиль. Что ещё важнее , восстание шло в разрез со стратегией выживания еврейских масс , оставшихся в гетто.

Идея восстания и борьбы с оружием совмещалась с идеологией израильского общества и молодого государства. Идея восстания поддерживалась в рабочем движении Израиля - партиями \"Ахдут хаАвода\" и Организацией \"хаКибуц хаМеухад\", движении - которое приписало себе восстание , в то время как оно отказывалось признать участие других движений : ревизионистов , членов Бунда , коммунистов и других. Под их давлением День памяти уничтожения европейских евреев стал называться \" День памяти Холокоста и Героизма\" , как будто было некоторое соотношение между ними , не говоря уже о том , что определили героизм в плане восстания и войны. \"Ахдут хаАвода\" была настроена враждебно по отношению к Давиду Бен-Гуриону и правящей тогда партии Мапай (Рабочей Партии Эрец Исраэль) и по этому подняла знамя двойного активизма : Израиль ( Пальмах ) и Холокост ( Бойцы Сопротивления).

Раздувание масштаба восстания было сделано не только образно , но и путем увеличения объема немецких жертв , количества боевиков и продолжительности восстания . Первые эссе, написанные после Холокоста рассказывали о сотнях убитых немцев . Но позднее были опубликованы ежедневные отчеты , которые посылались немецкими войсками , уничтожавшими гетто , генералом СС Юргеном Штропом -командованию располагавшемуся в Кракове. Согласно этим сообщениям , нет спора об их подлинности , были убиты 16 немцев.

Что остается неясным. это количество участников восстания . В Восстании участвовали две крупных организации , которые были разделены на основе конкурирующих партий \" еврейская боевая организация\" (ZOB) , которая включала группу социалистически настроенных движений и коммунистов, сионистов и не сионистов. Вторая организация \" еврейская военная организация \" ( ZZW ) состояла из членов ревизионистского движения - Бейтар. Ицхак ( Антек ) Цукерман , один из лидеров ZOB , утверждал, что 500 бойцов приняли участие в восстании . Другой участник восстания , Стефан Граек , сообщил в своих мемуарах иное число бойцов - 700 .

Среди исследователей , профессор Иуда Бауэр отмечает ( не вдаваясь в подробности ) что количество бойцов было 1000-750, а профессор Исраель Гутман, один из участников восстания , который написал книгу о нём, уменьшил их число до 350. Все эти числа ( за исключением Бауэра ) не включают бойцов ревизионистского движения , из которых никого не осталось в живых , кто мог бы дать показания, и их участие в восстании , долгие годы игнорировалось .

Наиболее надежные свидетельства числа участников восстания , а также других аспектов связанных с ним , сообщил один из его лидеров , Марек Эдельман , бундовец предпочел остаться в Польше после войны , и поэтому , проигнорированный в Израиле. По свидетельству Эдельмана количество бойцов ZOB было около 220 человек. На вопрос \"откуда ты это знаешь?\" , он ответил: . \"Я был там , и я знал их всех. Не трудно знать, 220 человек \". Разницу между этим числом и числом Цукермана , Эдельман объяснил тем что : \"у Антека были политические мотивы , а у меня нет \" .

Если предположить, что количество бойцов ревизионистской организации ( в отношении которых нет чтких данных ) было меньше , то разумно оценить общее количество участников восстания в менее чем 400 человек , из числа 50 тысяч жителей гетто.

Данные о продолжительности восстания или продолжительности боев были искажены . Гутман , растянул период боёв до одного месяца восстания . Но Штроп сообщает и свидетельства участников восстания показывают, что фактически борьба длилась всего два дня . Это было потому, что план повстанцев не удался.

Концепция борьбы состояла, в том, чтобы занять позиции в окнах домов со стороны улицы , стрелять и бросать гранаты , и бежать в другое место. Начало восстания 19 апреля 1943 года, застало в врасплох немцев не ожидавших вооруженного сопротивления и вынудило их покинуть гетто. Однако после перегруппировки ,и повторного вторжения в гетто стало ясно что у немцев нет никакого намерения преследовать евреев от одного дома к другому . Вместо этого они решили уничтожить гетто и подожгли его .

Бойцы ZOB , которые думали , что все евреи уже обречены на смерть и намеревались сражаться и умирать с оружием в руках в конце концов вынуждены были бежать из горящего гетто по канализационным каналам, вопреки изначялным намерением .

Первая группа ZZW покинули гетто 20 апреля , на второй день восстания , через подготовленные туннели . 22 апреля , вторая группа , и 26 апреля , покинули гетто последние бойцы ZZW . Большинство из них были убиты после того как были обнаружены на польской стороне .

Бойцы ZOB , не намеревались покинуть гетто , не подготовили пути отхода . Только с помощью поляков и через канализацию смогли найти способ выйти из гетто. 28 апреля покинула гетто первую группа бойцов ZOB . 8 мая Анилевич покончил жизнь самоубийством после обнаружения немцами подвала где он скрывался . 9 мая , последние бойцы ZOB покинули гетто . Всего около 100 человек .

Считается, что немцы убили около 10000 жителей гетто , а остальные отправлены в лагеря смерти около Люблина .

В самом деле, произошло столкновение восставших со стратегией выживания еврейских масс в гетто. Для этого необходимо понять глубокие изменения в действительности, произошедших между 1942 годом - в котором за очень короткое время подавляющее большинство евреев в Польше были убиты - и 1943 годом.

За это время ситуация на фронтах изменилась . В ноябре 1942 года , Советская Армия прорвала немецкий фронт под Сталинградом , и в конце января 1943 г. армия Паулюса капитулировала . В то время немцы потерпели поражение под Эл-Аламейном , и союзники высадились во Французской Северной Африке. Эти немецкие поражения вернули надежду о поражении Германии в ближайшем будущем . Даже среди евреев, которые следили , затаив дыхание за новостями, укрепилась надежда, что , если они смогут продержаться день и еще один день , возможно, будут спасены.

Даже немецкая политика в отношении евреев изменилась ограниченно , но существенно . Истребление евреев осталось первым приоритетом, но действительность учитывала немецкие потребности военной экономики . Поскольку война продолжалась, я необходимость в работниках на заводах в Германии росла, после того как немецкий обученный персонал ушёл на войну. польские евреи выжившие в гетто заняли рабочие места в немецкой промышленности.

Около 50 тысяч евреев , оставшихся в Варшавском гетто после массовй депортации 1942 жили, как и в других гетто в Польше , в основном работой на фабриках , которые производили продукцию для немецкой армии и немецкой экономики. Большая часть этих предприятий были собственностью непосредственно немцев , и у них были постоянные переговоры с немецкими властями чтобы сохранить своих сотрудников .

Среди узников гетто появилась надежда , что, возможно, они смогут выжить. Стояли перед ними два плохих варианта : Побег из гетто на польскую часть города где тебя могут выдать , или продолжать работать на немецком заводе - и в обоих случаях , чтобы жить и каждым днем надеемся, что война скоро закончится. После войны пережили лагеря в Польше и Германии , сотни тысяч евреев - а в Варшаве предполагаемое число выживших около 25 тысяч. Смерть с оружием в руках , не вписывалась в планы большинства еврейского населения.

Исследователи Холокоста и восстания написали нам учебники истории и сформировали память о Холокосте . Их влияние на учеников и последователей во многом ощущается и по сей день . Но никогда не был задан вопрос , какое право имела небольшая группа молодых людей чтоб принять решение о судьбе 50 тысяч евреев Варшавского гетто ?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О восстании в варшавском гетто. (по м-лам газеты "Хаарец". Перевод Моти Осповата | Ромгер - Дневник Ромгер | Лента друзей Ромгер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»