Художник У Даоцзы (Wu Daozi), творивший во времена династии Тан, был известен как "художник, писавший исключительно святых". Он создал изображения Будд и Даосов на стенах более 400 помещений храмов Чан-ань и Лоян, при этом у всех фигур было разное выражение лица. Эти картины передавали достоинство небожителей и великолепие Небес. Когда У Даоцзы писал в храме Чан-ань Синшань, жители Чан-аня приходили, чтобы посмотреть его произведения и воздать ему хвалу. Его картины отражали великолепие небожителей и действительно трогали человеческое сердце.
Содержание картин У Даоцзы весьма глубокое. То, как художнику удается передать доброту и красоту небожителей, говорит о его большом творческом потенциале, высоком вдохновении – его работы способствуют очищению сознания зрителя. Сердце человека, который смотрит работы этого мастера, остаётся глубоко затронутым, он также может познать принцип, что за хорошие и злые деяния последует кармическое воздаяние. А совершенствующийся может стать более усердным в своем совершенствовании после того, как посмотрит картины У Даоцзы.
В китайской живописи существовали три «модели» или, условно говоря, школы, которые связывались с именами трех мастеров в разное время. Цао Чжун-да, очевидно, был одним из первых, создавших модель для изображения Будды Амиды. О его искусстве мы знаем только то, что он изображал прилегающие к телу одежды и работал, накладывая один слой краски на другой. Можно только предположить, что Цао в силу своего происхождения и обучения заимствовал западные традиции и что Го Жо-сюй считает его представителем западного влияния в китайской живописи, которое продолжалось вплоть до танского времени.
[500x567]
У Даоцзы представляет китайскую традицию. К XI в. слава У Даоцзы стала легендой; его влияние сохранилось в живописи на буддийские сюжеты и в жанре «жэньу». В пейзаже оно было преодолено уже в X в.
Ми Фэй, знаток искусства и художник, в своих картинах предпочитавший совсем другую технику. Ми Фэй, описывая икону с изображением Будды работы У Даоцзы, отмечает, что художник написал ее контуром, не добавляя туши.
В другом месте Ми Фэй вновь возвращается к этой особенности У: «Даоцзы намечал тушью контур, потом он уходил, а его ученики закапчивали работу, накладывая краски. Возможно, он сам заканчивал работу, исправляя линии рисунка; он только опасался, что его ученики отступят от оригинала, поэтому он начинал с линий правильных и как будто вырезанных».
[384x224] Отличительная особенность произведений «сильные и энергичные» удары кисти и «простой и светлый» цвет. На первый взгляд вызывают недоумение два замечания о скульптуре: «В скульптуре из глины, камня и металла тоже есть стили Цао и У» и «в скульптуре тоже есть подражатели У» «учжуан».
Характеристика У Даоцзы раскрывает еще одну особенность мастера, имеющую отношение к скульптуре, — эффект движения фигур в трехмерном пространстве и иллюзию рельефа. «У Даоцзы писал фигуры как будто тени от фонаря на стеле. Они двигаются вперед и назад; если смотреть сбоку, кажется, что они выпуклые. Когда они размещены одна за другой, то образуют равные плоскости и при помощи относительного увеличения и уменьшения можно получить их естественную форму».
Оценки знатоков живописи свидетельствуют не только о мастерстве, с которым У владел линией, каллиграфией, но и о том, что он изобрел определенные средства для передачи пространства и движения, так что его картины обладали удивлявшим всех свойством: иллюзией объема и движения, иллюзией трехмерности пространства, передававшегося, однако, не при помощи линейной перспективы, а при помощи планового построения в пейзажах или при помощи определенного расположения фигур.
Произведения живописи или эстампажи с камней, которые и сейчас с некоторой степенью вероятности связываются с именем У Даоцзы, иногда дам возможность подтвердить оценку китайской средневековой критики.
Таким образом, стиль У Даоцзы представляет собой стиль чисто китайский, с большой ролью линии, связанный с традицией искусства каллиграфии, со своеобразными способами передачи пространства и объема фигур. Цао Чжун-да, с его прилегающими к фигуре одеждами и наложением одного красочного слоя ил другой, выступает как представитель западных влияний в китайской живописи.
КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ
Китайскую традиционную живопись иначе называют ?гуохуа? (国画), т.е. национальная живопись. Ее рисуют с помощью кистей, туши, красок и т.д. В качестве бумаги для живописи используют бумагу, легко впитывающую тушь, также принято рисовать на шелке. В Китае существует убеждение, что этот вид живописи является самым ярким выражением национального характера, сюда же можно отнести китайскую традиционную медицину и пекинскую оперу.
![]() |
![]() |
![]() |
Китайскую живопись можно классифицировать по жанрам: бытовые сюжеты, пейзаж, натюрморт (главным образом цветы и птицы).
В эпоху Воюющих царств в Китае уже сложилось достаточно зрелое искусство изображения людей и бытовых сюжетов, но пика расцвета оно достигло лишь в Танскую династию. Самые известные художники этого жанра: Гу Кайчжи (顾恺之) и У Даоцзы (吴道子).
На пейзажных картинах чаще всего изображают виды гор. Этот жанр зародился в Циньскую империю, а в отдельный жанр он выделился в период Суэйской и Танской династии, наивысшего расцвета же достиг в Сунскую династию. Картины тщательно выписаны, содержание разнообразно. Лучшие художники этого жанра: Ли Сысюнь (李思训), Фань Куань (范宽), Тан Инь (唐寅).
На натюрмортах изображают цветы, птиц и зверей, рыб и насекомых. Натюрморты появились в период Южных и Северных царств и достигли совершенства в Сунскую династию. Самые известные художники этого жанра: Чжу Да (朱耷) (цветы и птицы), Чжэн Се (郑燮) (бамбуки), Ци Байши (齐白石) (рыбки и креветки).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лошадь Сюй Бэйхуна | Лошади Сюй Бэйхуна | Лошади Сюй Бэйхуна | Цыплята Ци Байши |
Всю китайскую традиционную живопись можно поделить на два вида: гунби и сеи. Китайская живопись не настолько приближена к жизни, как европейская. В ней больше простора для домысла и отображения собственных представлений. Предполагается, что ?живопись – это поэзия?. Например, Сюй Бэйхун (徐悲鸿) рисовал лошадей, он прекрасно передавал их внешний облик, и на своих картинах он использовал небольшое количество скупых линий, однако, несмотря на это, лошади смотрятся как живые. Художник Ци Байши на одной из своих картин нарисовал двух цыплят, дерущихся из-за червяка. Надпись на картине гласит: ?Позже они будут взывать друг к другу?, что имеет следующий философский смысл – ?сейчас они маленькие и неразумные, потом они подрастут и подружатся, они начнут тянуться друг к другу?. Таким образом, в представлении самого Ци эти два цыпленка полностью одушевлены и подобны людям, посредством них передаются его размышления о человеческой жизни.
![]() |
![]() |
![]() |
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что китайской живописи присущи одухотворенность, импровизационная свобода линий, плавное развитие сюжета. Картины всегда насыщены богатым и разнообразным содержанием.
В картине традиционной китайской живописи кроме самого рисунка обычно присутствуют поэтическое произведение и печать автора. Вот почему китайская живопись имеет всеобъемлющий характер в отличие от простой живописи. Это искусство заслужило достойную оценку во многих странах мира. Картины гуохуа являются не только предметом декорации, но и могут давать пищу для размышлений, доставлять человеку истинное эстетическое удовольствие.