Сегодня совершим небольшую экскурсию на урок русского языка в пятом классе и вспомним, как отличать глаголы с частицей «не» от глаголов с приставкой «недо-». И разберемся, почему первые пишутся раздельно, а вторые слитно.
Правильно: недоучил
По традиции начнем с краткого ответа на конкретный вопрос: глагол «недоучил» пишется слитно. Как и его инфинитив — «недоучить».
Теперь попробуем понять, почему:
-
«Недосмотреть за ребенком» — мы пишем слитно, а
-
«Не досмотреть фильм» — раздельно.
Или:
-
«Афиноген не доедает зразы» — раздельно, а
-
«В Африке многие недоедают» — слитно.
Чтобы это понять, нужно научиться различать глаголы с неделимой приставкой «недо-» и глаголы, в которых «не» и «до-» — независимые друг от друга части.
Способ такой:
-
Запоминаем, что неделимая приставка «недо-» (слитное написание) сообщает глаголу значение недостаточности или нехватки.
-
Если мы имеем дело с частицей «не» (раздельное написание) — между «не» и «до-» можно вставить сочетание «до конца».
-
Проверяем спорный глагол по этим двум признакам и делаем вывод.
Сразу перейдем к примерам, чтобы было понятнее:
-
«Не до конца досмотрел за ребенком» — звучит странно, «до конца» сюда скорее не вставляется, чем вставляется. Значит, пишем слитно — «недосмотрел».
-
«Не до конца досмотрел фильм» — все гармонично, «до конца» входит как влитое, пишем раздельно.
Второй пример:
-
«Афиноген не до конца доедает зразы» — вполне гармонично, пишем раздельно.
-
«В Африке многие не до конца доедают» — странно, пишем слитно.