Очерк Растрелли
Я люблю этот ветхо-богатый
Опустелый помещичий дом,
Окруженный гирляндою статуй,
Отраженный зеленым прудом.
Я люблю этот очерк Растрелли,
Эту белую сказку колонн,
Эти старые дубы и ели
И ночной золотой небосклон.
Я люблю его призрачный голос,
Эхо жизни, которая в нем
Расцветала, мечтала, боролась,
Загоралась сердечным огнем...
Я люблю эти прошлые лица
На отцветшем слепом полотне.
Клавикорды в уютных светлицах,
Знак киота в углу на стене.
Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающей жить;
Заставляющий сердце народа
С красотою былою дружить.
Как подснежник и лунные чары,
Как легенд переписанный том
Я люблю этот милый и старый,
Этот белый помещичий дом.
Сергей Александрович Копыткин родился 5 июля 1882 года, закончил 6-ю гимназию Санкт-Петербурга и в августе 1901 года был зачислен на юридический факультет университета. (Здесь же в 1879-1880 годах учился и его отец – потомственный дворянин Александр Николаевич Копыткин. Семья хоть и состояла в родстве с гофмейстером Копыткиным, но к числу состоятельных людей не принадлежала.)
Весной 1902 года Копыткин-старший умер, и семья осталась практически без средств. Сергей Александрович вынужден просить ректора об освобождении платы за обучение. Пристав Санкт-Петербургской полиции свидетельствует, что «студент С.А. Копыткин состояния весьма бедного, имущества и капитала не имеет, существует заработками от частных преподавательских уроков». Очевидно, именно тогда дядя устраивает племянника в Северо-Западное управление железных дорог. С 1 февраля 1902 года Сергей Копыткин числится нештатным ревизором с окладом в 900 рублей.
Годы учебы он совмещает с работой на железной дороге, и когда в декабре 1905 года оканчивает университет, то службу не оставляет. В 1907 году Копыткин женится на вдове Александре Седякиной. К этому времени он является ревизором движения Псковского отдела и получает 1800 рублей, но для того, чтобы содержать жену и пятилетнего пасынка, этих денег не достаточно. Поэтому в ноябре 1908 года он обращается с просьбой о зачислении его на государственную службу в Министерство путей сообщения и наверняка не без помощи дяди становится чиновником, сохраняя за собой должность ревизора.
С ноября 1909 года Копыткин перемещается на Николаевскую железную дорогу, где работает до 1917. Высоких чинов он так и не достиг: вершиной его карьеры стала должность губернского секретаря. А вот поэзия и журналистика сделались для него той отдушиной, которая позволяла забыть о «бремени труда». Журналистские публикации, Сергея Александровича если и уступали недругам по перу в аргументации и бойкости, но зато отличались образностью и искренностью. До начала войны он писал на самые разные темы - осуждал провокацию, это «чудовищное порождение ХХ века, плоть от плоти, кровь от крови еврейства»; негодовал по поводу «преступных порядков в трамвайной сети»; возмущался модернистом Волошиным, который «завел моду в Крыму гулять с бандой приятелей в костюме Адама, но с венком на голове»; ругал кинематограф, где «простые смертные впадают в детство и тупеют от наглого нагромождения видовых картин и умирания единственных дочерей»; переживал «за нашу беспомощную наивную молодежь, за этих студентов и курсисток, которые ежегодно приезжают в Северную Пальмиру с чистым сердцем, здоровым телом и попадают в затхлую паутину подозрительных меблирашек». Особняком стоят его статьи на железнодорожную тематику. Достаточно пространные, они выдавали хорошее знание предмета.
Первый поэтический сборник Копыткина был издан в 1909 году. В нем собраны стихи разных лет - неоднородные по качеству, но выделяющиеся искренностью и особой задушевностью. Однако вскоре начавшаяся война становится для поэта главной темой. Отныне его поэзия посвящена ей. Неслучайно два других сборника Копыткина носят названия «Песни о войне» и «Струны народные» (с подзаголовком «Новые песни о войне»). В них гордость и боль, надежды и неизменная вера в победу. «Песни о войне» выдержали три издания и - как особо отмечено на титульном листе - исполнялись на патриотических концертах Марии Ивановны Долиной (1868-1919). Эту певицу не особо жаловали тогдашние музыкальные круги, но зато горячо любила публика. После разрыва с дирекцией Императорских театров Долина полностью посвятила себя концертной деятельности. Уже первые «Вечера русской песни» имели грандиозный успех. За серию славянских концертов она награждена командорским крестом сербского ордена святого Саввы – впервые столь редкий знак отличия был пожалован женщине. В советской литературе Долину называли «прислужницей реакции», а патриотические концерты, сборы от которых поступали на благотворительные цели, именовались «так называемыми». Сам же Сергей Александрович отзывался о Долиной с восторженным придыханием: «Вы звали нас на подвиг чести за братьев в страждущем краю».
Своего дома семья Копыткина не имела и чуть ли не каждый год вынуждена была переезжать на новые квартиры. Справочник «Весь Петербург на 1917 год» фиксирует последний адрес Сергея Копыткина - 6-я Рождественская, 22. Далее его следы теряются. В архиве на Варфоломеевской, где хранятся дела Николаевской железной дороги, после 1917 года информации о Копыткине нет. Не удалось найти и запись о его смерти. Ни одна из книг районных ЗАГСов не содержит сведений об умершем Сергее Копыткине. Правда, это опять ничего не доказывает: 1920 год – время не самое благополучное для точной регистрации всех смертей, слишком много их было.
Поэт умер, не дожив до 38 лет. Место захоронения Копыткина неизвестно. О его смерти читатели и поклонники узнали из небольшого газетного некролога, написанного петербургским поэтом Леонидом Афанасьевым. Который, по иронии судьбы, пережил Копыткина всего на несколько месяцев.
https://bibra.ru/subject/kopytkin-sergej/#top
Старина
I.
Как памятник белый могильный,
Над спящим замерзшим прудом
Покоится старец бессильный—
Дворянский запущенный дом.
Льет месяц свое обаянье
С торжественных зимних небес…
В том доме (как молвит преданье)
Свершается много чудес.
Там вдруг освещается длинный
Двухсветный заброшенный зал,
Сквозь окна гремит именинный
Веселый помещичий бал.
Вот бойко звучат клавикорды,
Вот слышится голос певца,
И старого вальса аккорды
Сбегают с аллеи с крыльца.
И слышится в белой аллее,
Как будто той песне в ответ,
Какой-то невидимой феи
Таинственно-звонкий привет…
Вдруг длительный свист паровоза
Зловеще раздался вдали.
И скрылась пугливая греза
И в окнах потухли огни.
II.
Как полог пурпурово-алый,
Раскинулся летний закат,
Проснулся, от зноя усталый,
Душистый помещичий сад.
Травою покрылись аллеи,
Растут в беспорядке цветы…
Лишь статуи кой-где белеют,
Как признак былой красоты.
Повсюду— печать запустенья…
Все в темную ветхость пришло…
Ведь прошлое в сумрак забвенья
Богатство и жизнь унесло.
Вот в кресле старушка седая
Сидит на балконе одна,
С ней рядом болонка больная,
И обе они—старина…
Чепец покосился старинный,
Старушка как будто бы спит…
Луч солнечный, розовый, длинный
Болонку, чепец золотит.
И в грезах вечернего света
Ей снится таинственный сон…
Протяжный мотив менуэта
Из окон скользит на балкон.
Она молода и прекрасна,
Семнадцать ей минуло лет…
Ей шепчет любезности страстно
Высокий красавец-сосед;
Противиться сил нет… томленье…
Горит поцелуй на устах..
А вкруг соловьиное пенье
И сад весь в душистых цветах…
Июль, 1908 г.
Благодарю Людмилу (Ovenca) за знакомство с творчеством норвежского художника Фрица Таулова / Frits Thaulow (1847-1906).