• Авторизация


Красоту Боровиковский спас 25-07-2014 10:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Nata1216 Оригинальное сообщение

[показать]

В. Л. Боровиковский. Портрет работы И. В. Бугаевского-Благодарного. 1824.

Искусство Боровиковского соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени. Живописец отдал дань различным стилистическим течениям. До сих пор Боровиковский остается в русской живописи непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем, художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма (ампира).

 Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.
На протяжении всей своей жизни Боровиковский работал много и плодотворно. По сравнению с Ф.Рокотовым и Д.Левицким он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений.

Первый биограф художника В.Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг».

 Выдающийся исследователь русского искусства XVIII–XIX веков Т.В.Алексеева в своем монументальном труде о художнике достаточно объективно рассмотрела творчество Боровиковского в контексте эпохи. В последние годы увидела свет популярная книга И.Б.Чижовой «Судьба придворного художника», в название которой вкралась досадная ошибка В.Л.Боровиковский так и не был зачислен в придворный штат и никогда не носил звание «гофмалера».

 Владимир Лукич родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье Луки Боровика.

Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Однако по обычаю своего времени он должен был служить на военном поприще. В 1774 году Боровиковский вступил в Миргородский полк, в котором числился «сверх комплекта». В первой половине 1780-х годов художник в чине поручика вышел в отставку, поселился в Миргороде и теперь уже полностью предался занятию религиозной живописью.

Он писал образа для местных храмов (Троицкая и Воскресенская церкви в Миргороде), большая часть которых не сохранилась. [показать]

Благовещение.Левая часть.Архангел Гавриил. [показать]

Благовещение.Правая часть.Дева Мария.

[показать]

Христос со сферой.

В редких образцах («Богоматерь с младенцем», «Царь Давид», иконописи Боровиковского прослеживается трепетное отношение глубоко верующего человека к созданию религиозного образа. В то же время в иконописных творениях мастера проявились орнаментальная усложненность и пышность украинского искусства
[показать]

Бог Отец, созерцающий мертвого Христа. 1820-е годы. Эскиз. Холст, масло.

[показать]
Богоматерь

[показать]
Богоматерь с младенцем
 Случай помог развиться таланту живописца. В 1787 году Екатерина Великая задумала совершить путешествие в Тавриду. В.В.Капнист, известный поэт и предводитель киевского дворянства, поручил Боровиковскому расписать интерьеры дома в Кременчуге, предназначавшегося для приема императрицы. По-видимому, он же сочинил замысловатые сюжеты двух аллегорических картин. На одной были представлены семь греческих мудрецов перед книгой «Наказа». Перед ними Екатерина в виде богини Минервы, которая объясняла им смысл этого свода законов. Другая картина изображала Петра Великого — Землепашца, за ним следовала Екатерина II, сеющая семена, и два юных гения, великие князья Александр и Константин, которые боронили вспаханную и засеянную землю.

[показать]

Портрет Великого князя Константина Павловича. 1795

По преданию, содержание картин понравилось императрице, и она повелела талантливому живописцу переехать в Петербург. В свите подданных, сопровождавших государыню в ее путешествии в Тавриду, находился Н.А.Львов, знаменитый архитектор, поэт. Николай Александрович был к тому же близким другом В.В.Капниста. Он незамедлительно пригласил талантливого живописца пожить в Петербурге в своем доме, «что на Почтовом стане» (современный адрес — ул. Союза Связи, д.9). Подобное гостеприимство в отношении многих талантливых людей было в его обычае. «Малейшее отличие в какой-либо способности привязывало Львова к человеку и заставляло любить его, служить ему и давать все способы к усовершенствованию его искусства, — писал Ф.П.Львов, — я помню его попечения о Боровиковском, знакомство его с Егоровым, занятия с капельмейстером Фоминым и прочими людьми, по мастерству своему пришедшими в известность и находившими приют в его доме».

  [показать]
Архангел Гавриил

Будучи неплохим рисовальщиком, Львов, в свою очередь, оказал влияние на становление мастерства Боровиковского. Николай Александрович познакомил Боровиковского с его земляком Дмитрием Левицким, прочно обосновавшимся к тому времени в Петербурге. Хотя ученичество Боровиковского у Левицкого документально не подтверждено, однако близость приемов в ранних работах Владимира Лукича говорит о его знакомстве с творчеством блистательного портретиста.

 

В первое время по приезде в северную столицу Боровиковский продолжал писать иконы. [показать]Архангел Михаил.

Однако образный строй и стилистика этих работ существенно отличаются от произведений, выполненных в Малороссии. Таковы редкие образцы религиозной живописи «Иосиф с младенцем Христом» (слева на камне указан год исполнения и место написания — 1791) и «Товий с ангелом» . 

[показать]

Иосиф с младенцем Христом. 1791. Дерево, масло. Овал

Так изображение святого Иосифа с младенцем не встречается в православной иконографии, в то время как в католической живописи оно присутствует. В 1621 году в Ватикане было утверждено официальное празднование дня Святого Иосифа. Популярность этого святого отразилась в его многочисленных изображениях кисти итальянских и испанских мастеров барокко. В Эрмитаже находится полотно Б.Э.Мурильо «Святое семейство», в котором поза Иосифа с младенцем на руках сходна с постановкой фигуры у Боровиковского. Похоже написание складок одежды. Известно, что Боровиковский копировал произведения из эрмитажного собрания.

Сохранилась картина «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом», его копия с произведения, считавшегося в восемнадцатом веке работой А.Корреджо.  

[показать]

Товий с ангелом. 1790-е годы. Дерево, масло. Овал

Сюжет «Товий с ангелом» — излюбленный в западноевропейской живописи Возрождения и XVII века. В русском искусстве известна картина того же сюжета «с оригинала немецкого» кисти юного Антона Лосенко. Боровиковский же взял за основу композиционные решения в полотнах Тициана  и Б.Мурильо, известные ему, по-видимому, по гравюрам. В сцене, представленной зрителю, нет ничего таинственного и чудесного. Русский мастер трактует сюжет вполне реально, используя подлинные бытовые детали. Маленький мальчик в сопровождении взрослого наставника несет пойманную рыбу, внутренности которой должны исцелить слепого отца. Улов висит на ивовой веточке (кукане), как это делалось в родной Малороссии. Товий радостно спешит домой. Подчеркивает мотив движения и бегущая рядом с ним собака. Живописец умело расположил группу, вписав ее в овал, и подобрал гармоничные желтовато-фисташковые и оливково-лиловые оттенки цвета, которые соотносятся с розовыми и голубыми тонами, данными в пейзаже.

 

    [показать]

Спас Нерукотворный.

      В начале 1790-х годов Боровиковский получил заказ на создание образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке. Н.А.Львов, который отвечал за внутреннее убранство храма, рекомендовал художника архимандриту монастыря и городским правителям. Как явствует из архивных документов, высокие заказчики сначала предполагали выбрать традиционный иконописный стиль, но потом согласились с Львовым, предложившим светскую живописную манеру исполнения образов. За два года напряженной работы Боровиковский написал тридцать семь икон, местонахождение которых в настоящее время неизвестно.

  [показать]

Арх Н.Л.Львов,худ В.Л.Боровиковский Интерьер Борисоглебского собора

Возможно, Боровиковский так бы и остался мастером религиозной живописи, но одно существенное обстоятельство в корне повлияло на расширение круга творческих интересов мастера.

    В 1792 году в Петербург приехал венский портретист И.Б.Лампи, снискавший европейскую славу. Вовлеченный в орбиту восхищения петербургской публики, Владимир Лукич начал работать под руководством признанного маэстро. Копируя его произведения, русский художник усвоил достижения передовой техники европейской живописи и современные приемы письма. С этих пор на первый план выходит его увлечение жанром портрета.

    Новое понимание портретных задач, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».

[показать]

Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке.1794

Это — первый пример камерного толкования образа государыни, которая предстает перед зрителем нетрадиционно. На коронационном портрете кисти Ф.Рокотова великая монархиня восседает на троне при царских регалиях, в работах С.Торелли она в образе богини Минервы, покровительницы муз, на полотне Д.Левицкого — жрица богини Фемиды. В.Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Рядом с ней — любимая собачка, английская левретка. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники.

Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке Н.А.Львова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) М.С.Перекусихина.

За это произведение В.Л.Боровиковский, о котором хлопотал И.Б.Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет, по-видимому, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством. Тем не менее, отвергнутый Екатериной II, именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря А.С.Пушкину. Выросший в Царском селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах «матушки Екатерины», поэт почти «процитировал» портрет в «Капитанской дочке». Образ царицы, земной, доступной, способной к сочувствию и потому милостивой, более импонировал людям александровского времени, и именно таким создал его Пушкин.

  [показать]

Портрет ЕКАТЕРИНЫ 2

В лице И.Б.Лампи Боровиковский нашел не только замечательного педагога, но и настоящего друга. Австрийский живописец отличал талант русского ученика. Будучи «почетным вольным общником» Петербургской Академии художеств, Лампи помог Боровиковскому получить (сентябрь 1795 года) звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. О дружеском расположении Лампи к Боровиковскому свидетельствует и тот факт, что после отъезда из России (в мае 1797 года), он оставил свою мастерскую русскому живописцу. В ноябре 1798 года Боровиковской писал родным в Миргород, что он живет теперь «на Большой Миллионной в доме придворного мундкоха господина Верта под №36» (ныне ул. Миллионная, д.12).

Известно, что в ателье остались храниться некоторые работы кисти Лампи, которые ошибочно после смерти Боровиковского были причислены к его наследию. Существуют также копии работы Боровиковского.

В.Л.Боровиковский написал портреты всех представителей кружка поэтов, близких друзей художника — Н.А.Львова, В.В.Капниста и Г.Р.Державина. Люди весьма разных характеров и темпераментов, они были связаны общностью художественных вкусов и эстетических воззрений.

 В 1795 году Боровиковскому позировал Г.Р.Державин.

[показать]

Портрет поэта Гавриила Романовича Державина

В отличие от друзей-литераторов портретист представил его в кабинете, в сенаторском мундире, при орденах. По целому ряду деталей можно составить представление о многообразии государственных обязанностей Державина, который был президентом Коммерц-коллегии, губернатором Олонецкой и Тамбовской губерний, генерал-прокурором. Поэт изображен на фоне книжных полок, за столом, заваленным рукописями. Среди них — ода «Бог», произведение, снискавшее поэту славу у современников и переведенное на все европейские языки. Не случайно на обороте картона, на котором написан портрет, сохранилась старая надпись:

Певца Фелицы здесь нам кисть изображает,
Мое усердие сей стих к нему слагает…
Доколе знать дела Фелицы будет свет,
Но чтоб познать ево горяще вображенье
Витийство, Разум, слог
И купно с тем души, и сердца просвещенье
Дочтем мы оду (Бог).

[показать]

 Державин Гавриил Романович 1811

Автором посвящения, подписанного инициалами Д.М., вероятнее всего, являлся первый владелец портрета — Дмитрий Владимирович Мертваго, добрый знакомый Державина.

В середине 1790-х годов портретист входит в моду, он буквально завален работой. Живописцу приходится дорожить своим временем. «Мне потерять час превеликое в моих обязанностях производит расстройство», — писал Боровиковский брату в Малороссию. Портреты кисти Владимира Лукича нравились не только умением передать сходство с моделью, тонкостью колорита, но и тем, что они отражали новые течения в искусстве.

 В начале 1790-х годов Боровиковский написал ряд пасторальных портретов-картин — «Портрет Е.А.Нарышкиной»,«Портрет неизвестных девочек». Как правило, художник выбирал декоративную форму овала, изображал фигуры в рост, обязательно было присутствие пейзажа (сельская природа или парковый ансамбль).

 

Мечтательно-лукавые юные существа изображались на фоне расцветающих розовых кустов, ярких заливных лугов. Неизменными их спутниками были любимые собачки, овечки, козочки.  

[показать]

Дети с барашком

При этом «наборе» можно было легко впасть в слащавость, но Боровиковский не перешел эту грань. Образный строй его произведений отмечен той «нежной чувствительностью», которая исходила из всей эмоциональной настроенности русского общества.

Особое значение в крепостнической России имели произведения, выражавшие сочувствие к простым людям. Автор «Российской Памелы» (1789) П.Ю.Львов писал, что «есть и у нас столь нежные сердца в низком состоянии». Н.Карамзину принадлежали слова: «И крестьянки любить умеют». Судьба человека из народа вызывала особое сочувствие в кружке Г.Державина и Н.Львова, в их усадьбах складывались подчас идиллические отношения между писателями-помещиками и крепостными. Отражением этих отношений служат такие работы В.Боровиковского, как «Лизынька и Дашинька» (1794) и «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795). 

[показать]

Лизынька и Дашинька 1794 

Портретист запечатлел юных горничных семейства Львовых: «Лизынька на 17-ом году, Дашинька на 16-м» — так гласит надпись, награвированная на обороте цинковой пластинки (этот материал в качестве основы часто применял художник). Обе девицы отличались особым умением плясать. Их способности воспел Г.Р.Державин в стихотворении «Другу». Лизынька и Дашенька воплощают тип чувствительных девушек той эпохи. Их нежные лица прижаты щека к щеке, движения полны юной грации. Брюнетка серьезна и мечтательна, блондинка — живая и смешливая. Дополняя друг друга, они сливаются в гармоничном единстве. Характеру образов соответствуют нежные тона холодных голубовато-сиреневых и теплых золотисто-розовых цветов. 

[показать]

Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Около 1795. Картон, масло. Овал 

В образе Христиньи, кормилицы дочери Львовых, Боровиковский передал скромность, застенчивость крестьянской женщины, тихой, приветливой и ласковой. Живописец любуется ее нарядом: белая рубашка, сквозь которую просвечивает розовое тело, зеленый сарафан, отороченный золотым позументом, малиновый кокошник. Этот портрет является прообразом крестьянских жанровых изображений ученика Боровиковского А.Г.Венецианова.

         Боровиковскому особенно удавались изображения «юных дев» из дворянских семейств. При обилии заказов живописец был ограничен числом сеансов с натуры. Основную часть произведения он дописывал в мастерской. Поэтому художник выработал определенный канон: портреты почти одного размера, имеют поясной срез фигур, похож плавный изгиб тела, обязательно присутствие пейзажных фонов. Изображая М.А.Орлову-Давыдову, В.А.Шидловскую, Е.Г.Гагарину, портретист варьирует такие детали, как чуть заметный наклон головы, иное положение руки, направление взгляда, изменяет цветовую тональность.

Однако в лучших творениях Боровиковский достигает высокой степени выразительности. Таков «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» -середина 1790-х годов,  которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц, фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Юная смолянка изображается в костюме «пейзанки»: на ней просторное платье, соломенная шляпка с колосьями, в руках наливное яблочко. Круглолицая Катенька не отличается классической правильностью черт. Однако вздернутый носик, искрящиеся лукавством глаза и легкая усмешка тонких губ придают образу задорность и кокетство. Боровиковский прекрасно уловил непосредственность модели, ее живое обаяние и жизнерадостность.  

[показать]

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой

В числе его работ огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

[показать]

Портрет Муртазы Кули-хана. 1796.

Совершенно другой характер передан в «Портрете Елены Александровны Нарышкиной».  

[показать]

Портрет Е.А.Нарышкиной. 1799. Холст, масло

По материнской линии она приходилась внучкой известному российскому адмиралу Сенявину. Ее родители были близки к царскому двору и пользовались одинаковым расположением императоров Павла I и Александра I. Тонкая, образованная девочка отличалась особой красотой. На портрете ей всего четырнадцать лет. Боровиковский любовно и трепетно передает благородную белизну лица Нарышкиной, ее тонкий профиль, пышные завитки волос. Живописная поверхность отличается меньшей прозрачностью, сплавленные мазки создают эмалевую поверхность. Печальное выражение нежного лица подчеркнуто портретистом. Как будто Нарышкина предчувствует невзгоды, уготовленные ей судьбой.

Будучи фрейлиной, в возрасте пятнадцати лет, Елена Нарышкина была выдана замуж за князя Аркадия Александровича Суворова, генерал — адъютанта, сына генералиссимуса А.В.Суворова-Рымникского. Брак этот был не очень счастливым и оказался непродолжительным. Одаренный от природы большими способностями и отличавшийся личной храбростью в боях, сын великого Суворова, подобно отцу, имел много странностей и не был создан для семейной и домашней жизни. А.А.Суворов утонул в 1811 году при переправе через реку Рымник, давшую вторую фамилию его отцу. Княгиня Суворова осталась вдовой в возрасте двадцати шести лет с четырьмя малолетними детьми. После смерти мужа она уехала за границу, где провела продолжительное время. В 1814 году Елена Алексеевна была в Вене, где ее отец состоял в свите императрицы Елизаветы Алексеевны. На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался Венский конгресс, княгиня Суворова, благодаря своей красоте, привлекла всеобщее внимание и заняла видное место между красавицами венского двора и высшей европейской аристократии. Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, княгиня Суворова вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников. Она обладала хорошими музыкальными способностями и приятным голосом. Поэты В.А.Жуковский и И.И.Козлов состояли с ней в дружеской переписке. Дж. Россини написал в ее честь кантату, звучащую в опере «Севильский цирюльник». Лето 1823 года княгиня Суворова провела в Баден-Бадене, вскоре после этого вторично вышла замуж за князя В.С.Голицына. Остальная часть ее жизни прошла на юге России, в Одессе и Симферополе, в крымском имении мужа Василь-Сарай. Елена Александровна скончалась и была похоронена в Одессе.

 

Идеал живописца, его представления о красоте русской дворянской барышни воплощен в знаменитом «Портрете М.И.Лопухиной»  

[показать]

Портрет М.И.Лопухиной. 1797. Холст, масло.

Эта картина стала своего рода визитной карточкой живописца. Мария Ивановна Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых: ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С.А.Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним Мария Ивановна «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.

На портрете восемнадцатилетняя Мария представлена еще до замужества. Она одета по моде тех лет: на ней — просторное белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. На плечи наброшена дорогая кашемировая шаль. Главной темой портрета служит гармоничное слияние человека с природой. Композиционно-ритмические и колористические соотношения даны художником в изображении модели и пейзажа. Лопухина изображена на фоне старинного парка, она опирается на мраморный парапет. Плавный изгиб ее фигуры вторит изгибу дерева на заднем плане, склоненным колосьям ржи и поникшему бутону розы справа. Белые стволы березок перекликаются с цветом хитона, голубые васильки — с шелковым поясом, нежно-лиловая шаль — с цветами розы.

Образ М.И.Лопухиной не только овеян удивительной поэтичностью, но и отмечен жизненной достоверностью, такой глубиной чувств, какой не знали предшественники в русской портретной живописи. Не случайно этим портретом восхищались современники художника. С годами притягательность образа не поблекла, напротив, Лопухина продолжала пленять сердца зрителей последующих поколений.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас...

Я.П. Полонский
портрету М.И. Лопухиной  

Среди поэтических образов барышень эпохи сентиментализма особое место занимает «Портрет Е.Г.Темкиной»  который поражает скульптурной пластичностью форм и нарядной красочной гаммой.

[показать]

 Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной. 1798. Холст, масло.

Дочь Князя Г.А.Потемкина и императрицы Екатерины 2

 Сам факт рождения и имена родителей изображенной окутаны тайной. Однако уже современники (Ф.А.Бюлер) свидетельствовали, что Елизавета Григорьевна Темкина «была подлинная дочь князя Потемкина <…> походила на портреты князя». Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А.Н.Самойлова. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Впоследствии ее супруг И.Х.Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей).

Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». «Я хочу, — писал он в письме к одному из доверенных лиц, — чтобы списал ее живописец Боровиковский. Мне желательно, чтобы она <была> списана так, как графиня Скавронская была писана Лампием… чтобы шея была открыта и волосы растрепаны буклями, лежали на оной без порядка». Это важное свидетельство того, что современники видели в Боровиковском единственного последователя Лампи.

Интересна история поступления картины в Третьяковскую галерею. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е.Г.Темкиной к П.М.Третьякову. Эта переписка наглядно демонстрирует отношение к наследию художника со стороны людей второй половины девятнадцатого века. В конце декабря 1883 года генерал-лейтенант Константин Калагеорги послал из Херсона в Москву письмо с предложением: «Имея великолепный портрет моей матери работы знаменитого Боровиковского и не желая, чтобы это изящное произведение осталось в глуши Херсонских степей, я совместно с сыном моим решились продать этот фамильный памятник и сделать его доступным, как для публики вообще, так в особенности для молодых художников и любителей живописи. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь».

Весной 1884 года произведение, оцененное в шесть тысяч рублей, было отправлено в Москву. В сопроводительном письме К.Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича, и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае».

Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. П.М.Третьяков послал письмо владельцам и уведомил их, что цена, «назначенная ими, слишком высока». В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства». К сожалению, искусство В.Л.Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Как писал П.М.Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Не сойдясь в цене с великим собирателем, в 1885 году владелец потребовал возвратить картину в город Николаев. Вскоре она оказалась в чужих руках. Через два года некто Н.М.Родионов из Херсона вновь обратился к Павлу Михайловичу с предложением купить этот портрет, но уже по цене 2000 рублей. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. В 1907 году у вдовы Н.К.Калагеорги произведение приобрел московский собиратель И.Е.Цветков. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея.

 

Одним из самых выразительных портретов кисти В.Л.Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А.Б.Куракина» (1801–1802).

[показать]

 Портрет князя А.Б.Куракина.1801–1802. Холст, масло.

 Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. Со стороны бабушки его родственником был блестящий дипломат и государственный деятель Н.И.Панин. Юный Александр воспитывался в детские годы вместе с великим князем Павлом Петровичем и сохранил дружескую привязанность к нему на всю жизнь. Александр Борисович получил прекрасное домашнее воспитание, продолжил образование за границей, учился в Лейденском университете. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. Императрице не нравились дружеские отношения нового государственного чиновника и наследника престола. Воспользовавшись неосторожностью Куракина, допущенной им в переписке, его удалили от двора. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Там он завел хозяйство, мелкие поместные дворяне поступали к Александру Борисовичу на службу как простые дворовые слуги, что льстило его непомерным амбициям. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Отражением его тщеславия служили многочисленные изображения, которые он заказывал иностранным и русским мастерам.

Как только император Павел I взошел на престол, он вызвал в Петербург друга детства. А.Б.Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Неуравновешенный император в 1798 году отправил князя в отставку, и Куракин поселился в Москве, приюте опальных деятелей. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. К этому времени и относится начало работы В.Л.Боровиковского над портретом А.Б.Куракина. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. После дворцового переворота в 1801 году Александр Борисович не потерял своего значения при дворе. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего».

В «Портрете А.Б.Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. С поразительным мастерством художник передает величественный облик знатного вельможи, его изнеженное, барственное лицо, снисходительно-насмешливый взгляд. Александр Борисович изображен среди дворцовой обстановки: справа — мраморный бюст императора, слева, на заднем плане, его резиденция Михайловский замок. Куракин предстает перед зрителем в ослепительном блеске парадного облачения, вся его грудь покрыта орденскими лентами и звездами. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». Боровиковский великолепно передает фактуру материала: бархат пурпурной скатерти, зеленое сукно драпировки, переливчатый блеск камзола. Пышность обстановки, звучность огромных цветовых пятен прекрасно дополняют характеристику образа.

Этот образ, торжественно-хвалебный по замыслу, несет в себе черты объективности, заставляя вспомнить державинские поэмы, обличавшие вельмож за их сибаритство и высокомерие. Портрет Куракина — высшее достижение в области русского парадного портрета, здесь Боровиковский так и остался непревзойденным мастером.

Стремясь передать внутренний мир человека, Боровиковский обратился к той области чувств, которая была связана с семейной идиллией. В творчестве живописца, который до конца дней оставался одиноким, произведения, в которых воспевались семейные радости, приобрели большое значение.

Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802).

[показать]

Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных. 1802

 Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Замысел картины — показать идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, — вполне соответствует духу сентиментализма, но в композицию вводится жанровый мотив действия. Портрет воспринимается как сцена, характеризующая одну из сторон помещичьего быта. Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Она здесь на первых ролях. Младшая восемнадцатилетняя Варвара, более робкая и улыбчивая, привыкла быть на втором плане. Красота и звучность колорита достигаются сравнением соседствующих локальных цветов: серого платья певицы и ее розового шарфа, жемчужно-белого платья гитаристки и красно-коричневой гитары.

Тройной портрет А.И.Безбородко с дочерьми (1803) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.

[показать]

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой

 Анна Ивановна Безбородко была супругой Ильи Андреевича, родного брата канцлера А.А.Безбородко, крупнейшего государственного деятеля и дипломата Екатериненской эпохи. Анна Ивановна была кавалерственной дамой ордена святой Екатерины, однако на портрете она предстает как добродетельная матрона. Боровиковский изобразил ее в домашней обстановке, в интерьере дворца, на фоне пейзажа в тяжелой резной раме. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Изображение рано умершего сына присутствует в виде миниатюрного портрета, который держит в руках Клеопатра, младшая из сестер. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией.

В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Мастера восемнадцатого столетия, среди которых был и Боровиковский, постепенно уходили в тень.

 

Значительное место в К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803).

[показать]

Портрет о. Михаила Десницкого. Около 1803. Холст, масло

Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным. В 1782 г

Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А.Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе.
        В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств.

Занимаясь  религиозной живописью, в период с  1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

  В 1819–1824 годах состоял в мистической секте «Союз братства», для которой писал религиозные картины. В дореволюционной России религиозная живопись Боровиковского выдвигалась на первый план, ее образцы хранились в частных собраниях Ф.Прянишникова, И.Цветкова, в Румянцевском музее. В советскую эпоху значительная часть иконописного наследия мастера утрачена; уцелевшие иконы и портреты церковных иерархов были спрятаны в музейных запасниках, малодоступны исследователям. 

Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма.  Он увлекся  мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.

 В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

 В последние годы жизни, Боровиковский  активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Веницианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

В.Л. Боровиковский умер в Петербурге 6 (18) апреля 1825 года, на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без "излишних церемоний". Его любимый ученик А.Г. Венецианов писал в письме к другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду писать его биографию".

Похороны Боровиковского состоялись на Смоленском православном кладбище Петербурга. В 1931 году прах художника перенесен в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Туда же перенесли и памятник - гранитный саркофаг на львиных лапах.

[показать]

[показать]

 

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РАБОТ ГЕНИЯ:

[показать]

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов. 1823

[показать]

Портрет A. А. Константинова. 1808

[показать]

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821. Холст, масло

[показать]

Портрет Александра Васильевича Поликарпова

 

[показать]

Портрет великой княгини Марии Павловны, в замужестве принцессы Саксен-Веймарской. 1804. Холст, масл

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Спасибо, Людмила! Интересное сообщение!
Флорента 29-07-2014-09:17 удалить
Ответ на комментарий Томаовсянка # Вам всех благ!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Красоту Боровиковский спас | Флорента - Дневник Флорента | Лента друзей Флорента / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»