Однажды, на экзамене по философии, мою одногрупницу спросили кто такие паписты. Она тогда ответила какую-то несусветную чушь про святого Патрика. Так вот, если бы она прочитала книгу Сэнсома «Горбун лорда Кромвеля» она бы спокойно рассказала кто такие паписты, а также вполне сносно могла ответить на вопрос о Реформации и рассказать про реформаторов.
XVI век. Благосклонностью престола завладели протестанты. Они энергично начали внедрять свою Реформу, призванную упразднить монастыри, лишить римского папу власти над светскими правителями, а вот английскому королю наоборот предоставить власть над Церковью.
«Реформация – это общественное движение, направленное против католической церкви. Им отрицалось право Церкви на владение материальными благами, в частности землями».
Впрочем, одно дело читать эти сухие строки, совсем другое представлять себе, что за ними скрывается. Так вот, автор так красочно это живописал, что что на голове шевелятся волосы. Насильственное расформирование «рассадников порока» монастырей, массовые казни папистов, изъятие их имущества в королевскую казну, а земель в пользу нужных королю людей. Собственно, как и любая революция, жуткое дело, полное смертей, пыток, грабежа и разрушения. Это исторический фон, на котором происходят события книги.
Один из эмиссаров лорда Кромвеля, ярого приверженца Реформации, убит при исполнении задания в одном из богатых монастырей. Для расследования этого убийства направлен главный герой книги, служащий лондонского суда Шардлейк. Главный герой обладает не только острым умом, но и физическим изъяном, с котором в Англии шестнадцатого века связаны всяческие суеверия. Он горбат.
Автор описывает быт монастыря, условия жизни монахов, их взаимоотношения с внешним миром и взаимоотношения внутри братии. Читать довольно интересно и многие факты вызывают удивление. Скажем, тот факт, что на каждого монаха приходилось по служке из мирян, обеспечивающих комфортное проживание братии. Читая такое в самом деле начинаешь склоняться к мысли, что монастыри стоило реформировать.
Где-то к середине повествования меня уже не оставляло ощущение, что где-то я всё это уже читала. И правда, автор, похоже, решил пойти путём Умберто Эко в «Имени Розы». Схожих элементов очень много. Отдалённый монастырь, таинственное убийство, следователь и его молодой помощник, ереси... Только автор решил рассказать свою историю более увлекательно и совершенно современным языком, этакая версия лайт. Этот самый современный язык не только в описаниях, но и в диалогах, погружению в эпоху не способствует от слова совсем.
Что касается расследования… оно какое-то вялое. Большую часть книги не происходит вообще ничего. То есть, Шардлейк, конечно, ходит по монастырским службам, с кем-то беседует, что-то находит, даже. Но как-то всё это к решению основной загадки вообще не приближает. Делу не помогает даже череда новых смертей. Так что к середине книги уже начинаешь порядком скучать и думать, к чему всё это и когда уже всё это кончится? Все эти бессмысленные разговоры, размышления о не совершенности мира, личные терзания… А в последних пяти главах вдруг волшебным образом всё разрешается и все загадки разгадываются.
Книгу спасает исторический антураж и хороший язык повествования. Правильный такой язык, читать который приятно. Но влюбиться в персонажей, как-то им сопереживать, не получилось. Просто ждёшь, когда и чем всё закончится. В общем, чтение на один раз. И как-то даже не тянет продолжить знакомство со следующими книгами серии. Хотя, кто знает… Может быть когда-нибудь и захочется вернуться в средневековую Англию, описанную современным языком.
Исходное сообщение Ula_El_So ой, тогда были такие времена, что...совсем не обязательно еще и детективы какие-то писать. Открой учебник истории и вот тебе роман, от которого волосы дыбом встают. Аккурат вчера прослушала лекцию по Реформации. Правда, в Германии. Ну а лорд Кромвель за все свои злодеяния словил нехилый такой бумеранг. Вот и весь сюжет)Ula_El_So, а я совсем не интересовалась Реформацией. А там, оказывается, такие страсти кипели, что просто ой. Слушай, а чем он закончил? Попал в опалу и его сожгли как еретика?