Многие знают Марию Семёнову как одну из основателей поджанра фантастической литературы «Славянского фэнтези». Своей популярностью она, безусловно, обязана циклу книг про Волкодава из рода Серых псов. Этот цикл нашёл своего читателя, и его вселенная была расширена другими авторами. Но Семёнова пишет не только в этом жанре. Она историк и переводчик. В её библиографии есть и исторические произведения и книги, действие которых происходит в нашей современной реальности, и детективы.
Вот к детективам и можно условно отнести её дилогию «Те же и Скунс» и «Те же и Скунс-2». Но отнести, опираясь исключительно на род занятий главных персонажей. Один из героев книги киллер с мировым именем, вступает в противоборство с охранным агентством «Эгида+». Во всяком случае, так пишут в аннотации, на самом же деле всё совсем не так однозначно. Сама Семёнова определяет эту книгу как «современную сказку» вероятно в силу того, что главный герой повествования вряд ли мог существовать в реально жизни, но очень бы хотелось, чтобы такие люди в самом деле существовали. Сказку, современную времени написания, а написана она была не в самые светлые для нашей страны времена – лихие девяностые.
На самом деле в книге нет как такового детективного сюжета. Она вообще про жизнь. И все приметы времени в ней чётко отражены. Повсеместно закрывающиеся предприятия. Разгул бандитизма, криминальные разборки между различными группировками. Продажные стражи порядка. Управленцы новой волны, не отягчённые моральными принципами. Журналисты, переворачивающие события с ног на голову. Малый бизнес, пытающийся выжить в условиях крышевания. Обычные люди, не знающие как жить без зарплат. Профессиональное мошенничество. Распространение различных сект. Исполнители заказных убийств, с помощью которых решались личные задачи нечистых на руку криминальных, управленческих и политических воротил. Расхищение и уничтожение природных и культурных богатств страны… В общем, те, кому довелось жить в эту «пору прекрасную», найдут на страницах книги очень много знакомого. А самое главное, вспомнят атмосферу безнадёжности и неуверенности в завтрашнем дне.
А ещё эта книга про людей. Мария Васильевна любит своих героев. Всех. Это видно из неоднозначного её отношения даже к сомнительным личностям. Конечно, как и в сказках, здесь есть персонажи откровенно гадостные. И есть персонажи однозначно хорошие. Но преобладают, всё-таки, личности неоднозначные, в одном моменте времени совершающие хорошие поступки, а в другом моменте времени преследующие корыстные цели. Автор любовно описывает каждого. Не просто их внешность и социальный статус для галочки и обозначения места героя в книжной действительности, а подробно углубляясь в истории их жизни, среды, в которой они сформировались, жизненных перипетий, приведших их к этой точке повествования.
И, из-за того, что она так подробно описывает почти каждого своего героя, иной раз второстепенного, мелькнувшего лишь раз в общей истории, любители динамики могут заскучать. Книга не имеет чёткой структуры от преступления к наказанию. События не раскручиваются стремительно, они идут себе и идут. Случается плохое, случается хорошее. Сталкиваются интересы, кто-то погибает, кто-то избегает заслуженной кары. Повествование не линейное от слова совсем. То есть до такой степени, что замучаешься ждать, когда автор снова вернётся к прерванной истории. И так всю книгу, перескакивая от одного героя к другому. Мельтешение это – только войдешь во все обстоятельства одного, как бросай и привыкай к другому – тоже не всем может понравиться. Единственно, если автор с самого начала оплетёт и покорит так, что со смирением будешь прыгать за ней по всем сюжетам, не ропща.
Я бы, пожалуй, определила эту книгу, как широкое полотно жизнеописания страны в определённом отрезке времени, через призму восприятия обычных (и не очень обычных) людей. Основным транслятором судеб служат питерская коммунальная квартира, собравшая под своим потолком самый разнообразный люд, и семья инженера Жукова. Вот на этих людях и делается акцент. На каждого жителя пресловутой квартиры ушло больше времени, чем на всех членов охранного агентства, упомянутого в аннотации, вместе взятых. И обстоятельства у них самые разные и попадают они в неприятности самые различные. И вот, для того, чтобы нивелировать беспросветность того времени и появляется в Питере полумифический персонаж – киллер со своим собственным кодексом чести. Скунс.
И позволяет он себе выбирать какие заказы брать, а какие нет. И пользуется своими умениями не только для выполнения этих заказов, но и для того, чтобы помогать неподготовленным к новым реалиям, растерянным людям преодолеть трудности. И чтобы получить такую же помощь от них, потому что в его жизни были такие жуткие истории, какие простому обывателю и не снились. И выясняется вдруг, что представленный заклятым врагом закона киллер, стоит по одну сторону баррикад с сотрудниками «Эгиды+» которая тоже совсем не простая контора.
««Эгида-плюс» была создана чуть больше года назад по инициативе энергичного молодого секретаря российского Совета Безопасности. Замаскированная под непритязательное охранное предприятие, она была питерской сестрой некоторых московских служб по неконституционному искоренению особо одиозных личностей в преступном и деловом мире. Костяк «Эгиды» составили люди, в разное время изгнанные со своих прежних постов кто за правдоискательство, кто за любовь к науке и новым методикам, мешавшую кому-то спокойно пить кофе».
И, да, книга достаточно жёсткая. Автор не особо щадит своих читателей и в книге присутствуют сцены насилия, пыток, избиений… ничего не поделаешь, описывая преступный мир трудно избежать всяких кровавых подробностей. Но главное в ней всё-таки торжество справедливости. Когда на законную защиту надеяться не приходится, должна быть надежда, что справедливость будет восстановлена в любом другом формате. Злодеи будут наказаны, а ложь разоблачена.
Не могу не сказать, что книга не дописана. Некоторые сюжетные линии не закончены, другие только начаты. Я говорю книга, потому что и «Те же и Скунс» и «Те же и Скунс-2» по сути, являются одной книгой, повествование там не прерывается ни временем, ни местом действия. Одна книга продолжает другую. А вот то, что они не дописаны не может не расстраивать. Впрочем, учитывая, что у книги 14 продолжений, написанных и в соавторстве с Семёновой и без оного, есть, наверное, вероятность, что в какой-нибудь из них эти сюжеты получили развитие. Но, судя по аннотациям, продолжения являются чисто детективными историями. Я проверять не стану, чтобы не увязнуть в изобилии и совсем не потеряться. Остаётся лишь надеяться, что легендарному киллеру удалось завершить свою личную месть и вернуться к обычной жизни обычных людей.