Чего только не прочитаешь, чтобы букву Книжного алфавита закрыть.
Звезда Жюльетт Бенцони взошла на российском книжном рынке в 90-е годы. Она решительно вписалась своей «волнующей исторической прозой» в ряд писателей, получивших популярность среди не избалованных откровенной прозой бывшесоветских читателей, подвинув супругов Голон с их «Анжеликой». «Анжелика» известна мне исключительно в пересказе, которым мой слух услаждала подружка, взахлёб пересказывавшая мне перипетии непростой сексуальной судьбы героини, по дороге в школу и далее в раздевалке. Особо шокирующим для меня было описание зверств, творимых в гареме султанатом. Один из эпизодов произвёл на мою неокрепшую психику такое сильное воздействие, что я стала с подозрением коситься на все книги этого жанра. Но от судьбы не уйдёшь. Коварная буква Ф заставила меня таки приобщиться.
Роман «Флорентийка» писался с 1988 по 1990 год и включил в себя четыре книги – «Фьора и Лоренцо Великолепный», «Фьора и Карл Смелый», «Фьора и Папа Римский», «Фьора и король Франции». Мне досталась книга первая. Начало, так сказать. Действие книги происходит в середине XV века в основном во Флоренции. Однако началось всё в Дижоне, где молодой флорентийский купец стал свидетелем казни двух красивых молодых людей, совершивших страшный грех. Этот грех и сейчас ещё грех, если что. Так вот, полюбив всем сердцем казнённую девушку (ох уж эта любовь с первого взгляда), молодой купец спас её незаконнорожденное дитя, и воспитал её как свою собственную дочь. А потом всё продолжилось во Флоренции, где на это самое дитя и обрушились все невзгоды мира, как и принято в таких романах.
Я этого не понимаю вообще. Роман любовный же, а на героиню сыпется удар за ударом, удар за ударом… Жесть вообще. Кстати, из любви здесь присутствует первая брачная ночь. Как водится, невинная девушка моментально стала страстной постельной тигрицей и принудила своего опытного супруга к близости до пяти раз за ночь. Тут у меня слов нет. Ну, наверное, в XV веке всё как-то так и происходило.
Кроме первой брачной ночи присутствует сцена изнасилования, когда героиню, уже рухнувшую с высот своего положения, мимолётно поимел отвратительный персонаж. Обе любовные сцены роднит одно – и супруг и насильник порывались героиню придушить. Наверное, у автора на этот счёт был какой-то пунктик. Кроме этого, в книге смело упоминаются однополые отношения как между мужчинами, так и между женщинами. Вскользь упоминаются садистские наклонности и их подробности. Кажется, всё.
Известные люди, которые вынесены в заглавие, к интимным приключениям героини не имеют совершенно никакого отношения. Они как бы правители, во время правления которых эти интимные приключения происходят. Ну и кое-как принимают участие в её нелёгкой судьбе.
Бенцони, конечно, раскрасила книгу историческими красками и известными именами. Тут вам и Леонардо да Винчи, и Боттичелли и Америго Веспуччи. Все ещё на заре, так сказать и в полном доступе. Впрочем, историческая составляющая у автора ограничивается парой фактов, и реализуется в основном описанием нравов, нарядов, балов, этикета, устройством общественной жизни и тому подобных бытовых мелочей. Насколько достоверно она это делает я судить не могу, но Википедия уверяет, что отличительной чертой романов автора является сочетание романтики с точной фактологией в вопросе реальных исторических событий и личностей.
Не могу также не отметить лёгкий слог и захватывающий сюжет. Не смотря на обилие всяческих описаний, которыми автор щедро снабдила книгу, дабы погрузить читателя в атмосферу средневековой Флоренции (что у неё, кстати, получилось даже со мной), страницы перелистываются очень быстро. В целом, в тексте чувствуется влияние творчества Александра Дюма и его авантюрных романов. Ну, знаете, если злодей, то уж самый злодейский, если трагедия, то вселенского масштаба, из которой просто невозможно найти выход, и остаётся смириться и ждать смерти. Если б не моё стойкое отторжение и неприятие, я бы её за три дня прочитала, а не мучила бы неделю. Читаешь про все эти бесчинства и нервничаешь. У меня чтение застряло на том самом переломе, когда на героиню начали сыпаться все возможные невзгоды. Ну знаете, смерть близких, предательство друзей и поклонников, неожиданная нищета… Поэтому я с удовольствием отвлекалась на всякие разные дела, лишь бы отсрочить чтение.
Но, в целом, это неплохая история, особенно в плане исторического антуража. Автору удалось воссоздать атмосферу и вполне гармонично вписать в неё трагическую судьбу своей героини, не без надрыва, конечно, но и не так плохо, как я ожидала. Впрочем, продолжать чтение я не планирую, хотя интерес к дальнейшей судьбе Фьоры и возник, я не уверена, что смогу вынести все тяготы её судьбы вместе с ней.