"Синяки на душе" Франсуазы Саган трудно назвать романом классическим. Это произведение напоминает больше исповедь автора, откровенный разговор с читателем, вперемежку с фрагментами пишущегося романа. Сказать правду, очень необычная форма, приведшая меня поначалу в некоторое недоумение, а потом в восторг.
Ну в самом деле, трудно представить себе наиболее подходящую форму для посвящения читателя в нюансы написания нового произведения, поделиться мыслями, рассказать обо всём, что мучает и терзает писателя как во время творческого процесса, так и после, когда вещь уже увидит свет и подвергнется тщательному разбору со стороны скептически настроенных критиков и, ещё не лучше, жарких поклонников.
Итак, автор как бы пишет роман о семейной паре, в данном случае брат/сестра. Герои эти из любимчиков автора, они нигде не работают и живут, полагаясь на удачу найти покровителя среди богемного общества, который и будет содержать, и поддерживать их какое-то время, пока они не обретут следующего покровителя. Покровителей они ищут попеременно. Когда один устаёт от тяготящих отношений, на смену ему выходит другой. Но это не какая-то устоявшаяся схема – это образ жизни, сложившаяся традиция, они не думают и не разбираются что и как нужно делать для этого, просто живут, полагаясь на интуицию. И как ни странно неплохо живут, несмотря на то, что уже далеко не молоды. Мысль о работе вызывает у них смех, потому что они представить себе не могут, что кто-то из них сможет работать. Прямо скажем, малосимпатичные герои, но автор их так любит, так к ним снисходительна, что эта любовь просто не может не передаться читателю.
Параллельно, постоянно прерывая повествование о героях, автор вставляет свои размышления, лирические и не очень. Она откровенно высказывает свои мысли по любым вопросам, не боясь кого-нибудь задеть, показаться смешной или вызвать возмущение. Рассуждения эти на любые совершенно темы, от более личных, профессиональных, до острых общественных и политических вопросов раскрывают грани характера автора, и не могут не вызывать восхищения ею, вне зависимости от того согласен ты с ней или нет. Как мило ведёт она беседу, рассказывая, читателям почему пишет именно так, а не иначе, почему именно таких героев выбирает. Иронично размышляет о современном мире, о требованиях, выдвигаемых автору современниками, перечисляет «острые» темы, которые автор «должен» (кому?) в своих произведениях поднимать (о Боге, об антисемитизме...), о «пикадорах», которые размахивают этими проблемами перед писателем, как красной тряпкой перед быком, о критиках, и о читателях.
На удивление органично воспринимаются эти переходы от событий романа, который как бы пишет автор и её собственными мыслями, размышлениями и воспоминаниями. Хотя между этими переходами нет никаких границ. Буквально вот история брата и сестры, о которых она пишет, а в следующем абзаце уже её собственная история.
Умная, ироничная, женщина, которой трудно не восхититься. К которой трудно не расположиться. Определённо, моё знакомство с автором было очень удачным. С умным человеком всегда приятно поговорить, даже если не по всем вопросам взгляды совпадают. Не, ну это надо обязательно читать. И я держу кулачки, чтобы другому читателю повезло так же как мне, попасть с автором на одну волну.