На удивление долго читалась у меня книга Шона Байтелла "Дневник книготорговца". Оказалось, что не так уж и весело читать о происходящем в магазине изо дня в день. Да и жанр, надо признаться, не мой. Ну, не люблю я дневники. В общем, к середине повествования книга порядком утомила меня монотонностью. Правду сказать, не каждый же день происходят выдающиеся события, а читать о рутине из главы в главу, определённо, надоедает.
Итак, «Дневник книготорговца» представляет собой хронику каждого дня в течение года. Каждому дню отведена главка. Какие-то главы побольше, какие-то из нескольких предложений. Каждая начинается и заканчивается одинаковыми строчками, относящимися к рабочим моментам магазина. Несколько глав отведены довольно скромным описаниям досуга автора, и почему-то эти главы раздражали больше, чем главы, посвящённые рабочим дням. Ещё больше раздражало, что примерно треть страниц ничего, кроме информации о количестве покупателей и выручке, не содержали. И я, конечно, понимаю, что это из-за того, что я с телефона читала, и у меня без того маленькие главки, раздробились ещё мельче, отчего окончание переносилось на чистую страницу, но легче мне от этого не становилось.
Ещё меня раздражало упоминание огромного количества людей. Кто это такой, каждый раз думала я, он уже упоминался, или не упоминался? Про него уже рассказывалось, или не рассказывалось? Куча людей, мелькали непонятными персонажами, оставались ночевать, отпускали реплики, и в голове настойчиво стучал вопрос - кто все эти люди?
Пожалуй, о грустном хватит. На самом деле в книге масса интересных наблюдении, смешных моментов и размышлений о жизни, работе, экономике, прогрессе, который несётся вперёд и готов погрести под собой книготорговлю. Автор наверняка ставил целью, показать, что работа владельца магазина совсем не так легка, как может показаться со стороны.
Некоторые описанные моменты вызывали просто неудержимый смех. Правда я не уверена, что такая же реакция будет у других читателей. Я-то с похожими ситуациями сталкивалась в своей рабочей реальности, и поэтому мне было очень легко почувствовать себя на месте хозяина магазина:
«В половине пятого зашел усатый мужчина в бейсболке и спросил: «Вы что, книги продаете?» А потом разразился громким смехом».
«Я ищу одну книгу, только не помню, как она называется. Но я знаю, как она выглядит».
Впрочем, также много описано и ситуаций, которые будут понятны абсолютно всем.
«...случайно подслушал, как пожилая покупательница обсуждала со своей подругой книги в жанре ужасов и спутала Э. Л. Джеймс с М. Р. Джеймсом. Когда она придет домой и начнет читать «Пятьдесят оттенков серого», купленные сегодня в магазине, то одно из двух: она будет либо приятно удивлена, либо глубоко шокирована». Так и представляется эта почтенная матрона с учащённым сердцебиением, поглощающая страницу за страницей.
Или вот:
«Пожилая покупательница сказала, что в ее книжном клубе собираются читать Дракулу, но она не может припомнить, что он написал».
А как вам это:
«Наводя порядок на полках в комнате, где у нас стоят книги по садоводству, обнаружил в отделе с книгами по рыбной ловле Одиссею». Одиссея в разделе о рыбалке, ну не прелесть?
Кстати, позабавило отношение автора к библиотекарям, которых он не любит:
«В целом книготорговцы не любят библиотекарей. Чтобы продать книгу по хорошей цене, нужно, чтобы книга была в приличном состоянии. А библиотекари больше всего на свете любят портить книги штампами и наклейками, а потом еще – не ощущая странности своих действий – надевать на нее поверх суперобложки пластиковую обложку, чтобы защитить книгу от читателей. Главное унижение, которому подвергается книга, побывавшая в руках «заботливых» библиотекарей, прежде чем люди смогут купить ее на распродаже, – выдирание свободного форзаца и шлепнутая на титульный лист печать «СПИСАНО». Обычно цена книги, прошедшей через библиотечную систему, не составляет и четверти цены аналогичной книги, которой посчастливилось избежать этой участи».
А ещё в книге упоминается огромное количество книг, причём в связи с самыми разными обстоятельствами. Странные названия, найденные раритеты, спрашиваемые читателями, читаемые автором, заказанные по интернету. Я было взялась их записывать, но странице на десятой махнула на это дело рукой. Их реально много.
Что в результате? Пожалуй, для меня это книга на один раз и перечитывать я её не буду. Если, конечно, магазин свой не заведу. А я не заведу, уж я-то себя знаю.