Не зря существует мнение, что Шекспир остаётся популярным на протяжении уже не одного столетия потому, что в его пьесах есть все сюжеты, которые только может выдумать человеческая фантазия и предложить жизнь. И с этим мнением трудно не согласиться.
Тем, кто читал/смотрел «Укрощение строптивой» уже давно и подзабыл о чём там речь, напомню вкратце. Начинается всё с Интермедии. Кстати, вот вам и первый пример того, что приёмы Шекспира до сих пор используют современный авторы – потому что можно сказать, что эта пьеса не имеет конца. Да-да. В начале пьесы, некий граф, находит на пляже спящего пьяницу и решает над ним подшутить. Для воплощения шутки, его обряжают в дорогие одежды и уверяют, что он благородный господин. В это время в замок приезжает театральная труппа и предлагает своё представление. И основная часть повествования – это и есть то самое представление. Так вот, чем закончилась вся эта история с одураченным пьяницей вы так и не узнаете. Открытый конец называется.
Основная же часть повествования делится ещё на две линии по числу дочек у одного достойного горожанина. Одна, значит, натуральная стерва, а другая, как полагается, голубка белокрылая. И вот, чтобы жизнь мёдом не показалась никому, добрый отец запрещает свататься к хорошей дочке до тех пор, пока сварливая не выйдет замуж. Вот вокруг этих двух девушек и крутится основное повествование.
И если сюжет вокруг второй девицы достаточно предсказуем и в духе времени, то история старшей дочери трагична и достойна попасть в современные книги таких авторов как Стивен Кинг, Франк Тилье, Ю Несбё, а также возглавить протестное движение против домашнего насилия.
Конечно, в планы автора входило создать назидательную историю для сварливых жён, которые отравляют жизнь не только мужьям, отцам и братьям, но и женскому населению города, и ещё, без сомнения, это был поучительный урок для несчастных родственников, имеющих в своём семействе этакую грымзу. То есть, Шекспир прямым текстом рассказывает, как именно надо перевоспитывать такой вот женский элемент и способы эти, прямо скажем, далеки от гуманных и вполне могут стать пособием не только семейного тирана, но и какого-нибудь зверского маньяка, или палача в каких-нибудь гестаповских застенках. Причём, глядя вокруг, возникает стойкая уверенность, что все эти неадекватные люди именно этим пособием и руководствуются в своих зверских изысканиях, беря их за отправную точку.
Посмотрим:
Удачно начал я мое господство,
И есть надежда, что удачно кончу.
Теперь остер и голоден мой сокол. (жена, то есть)
Не стал бы слушаться, набивши зоб,
Не отвечал бы на хозяйский зов он.
Другой я способ дрессировки знаю,
Как сделать, чтоб послушна стала зову:
Без сна ее держать, как соколов,
Что бьются, бьют крылами непослушно.
Сегодня не поела, – завтра то же.
Вчера ночь не спала, – не спать и нынче.
И как в еде нашел я недостатки,
Так буду придираться и к постели.
Туда, сюда подушки разбросаю,
Все простыни, перины, одеяла!
Причем всю суматоху эту выдам
Я за почтительнейшие заботы,
И в результате я не дам ей спать.
А если и вздремнет, начну ругаться.
И криком снова разбужу ее.
Да, добротой такой убить недолго…
Ну, готовый же сюжет для любого психологического триллера/драмы имеющего в основе домашнее насилие. И, что самое печальное, в конечном итоге новоявленному мужу супругу свою удалось «перевоспитать», то есть сломить, подчинить и на показ всем окружающим выставить как свой успешный проект. В общем, мрак. Книга, в которой, по современным понятиям, победило явное зло.
P.S.: На самом деле, я прекрасно понимаю, какой посыл был у этой пьесы Шекспира, что это нравоучительная история для сварливых жён и их страдальцев мужей. Но иногда так и тянет взглянуть на старую историю с современной точки зрения. И там ещё есть на что посмотреть.