Старые записи
28-12-2013 22:34
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Перенесено с моего закрытого администрацией блога Мэйл.ру
Шведы
14-01-2007
У меня почему-то особая симпатия к шведам. Хотя я конечно понимаю, что это народ как народ, не хуже и не лучше остальных народов. Пожалуй, симпатия в первый раз возникла уже давно, когда я прочитал, что в 1905 году Норвегия решила разорвать почти столетний союз (Унию) со Швецией. Шведский король был намерен силой восстановить союз, и объявил мобилизацию. Так вот якобы ни один швед не явился на мобилизационные участки, и королю поневоле пришлось признать независимость Норвегии. Я тогда ещё подумал: вот это народ! Не какое-то стадо, быдло. Правда, потом в более серьёзных исторических документах я не нашёл подтверждения этим событиям. Наоборот, значительная часть шведского общества была настроена консервативно, и упрекала короля за недостаточно решительные действия. Но симпатия к шведам у меня от этого не уменьшилась.
Может быть у меня просто есть безотчётная симпатия к людям северного, скандинавского типа с их покладистостью, неторопливостью. Сам я почти всю жизнь живу на Востоке, среди суетливых и крикливых восточных людей. Поэтому меня тянет к более спокойным северянам. Хотя у меня самого рожа отнюдь не нордического типа.
Моя симпатия к шведам полностью подтвердилась, когда мы плыли в Израиль на судне со шведской командой и обслуживавшими нас девушками и парнями из какой-то шведской христианской благотворительной организации. Все они были удивительно спокойные, неторопливые, и в то же время всё успевали делать. Особенно приятное впечатление производил капитан судна, который почти всё время ходил по судну с огромной кружкой кофе в руках, в том числе среди нас, пассажиров. С его симпатичного круглого лица не сходила добрая улыбка, и он одним своим видом всех успокаивал и внушал уверенность, что всё у нас будет хорошо. Выяснилось, что у него и с чувством юмора полный порядок. Когда мы подошли к Хайфе и стали на рейде на якорь, всех пассажиров созвали в салон, и капитан с вечной кружкой кофе в руках и доброй улыбкой сказал по-английски, что у него для нас две новости - одна хорошая, другая плохая. С какой начать? Знающие этот анекдот и понимающие по-английски заржали раньше, чем переводчик успел перевести. Все конечно сказали - начните с плохой. Плохая новость: в порту забастовка, и порт никаких судов не принимает. Ну ни фига себе! А хорошая? Для нас сделали исключение, и через час мы уже будем в порту. Ура!
Хотя обслуживавшие нас добровольцы не входили в состав команды судна, дисциплина была для всех одна. Как-то раз я сидел на баке на бухте пенькового каната, а рядом два матроса делали какую-то обычную для судна работу. Подошла девушка из обслуги, заговорила с матросами по-шведски, и присела на кнехт, железную причальную тумбу. Я сказал ей по-английски, что сидеть на холодном железе опасно. Может быть я неудачно выразился (dangerous), но один из матросов что-то сказал девушке по-шведски, наверное уточнил, для какого именно её места это особенно dangerous. Она весело захохотала, и тут же на баке резко зазвонил палубный телефон. Она сразу посерьёзнела, сказала "it's for me". Подошла к телефону, молча выслушала втык с мостика, и ушла. Как я узнал, все добровольцы работали на судне совершенно бесплатно, и сами оплачивали своё питание! Поскольку судно возвращалось в Швецию без пассажиров, они планировали остаться на некоторое время в Израиле в качестве туристов, а затем уже решать, когда и как возвращаться домой. Признаться, я им тогда от души позавидовал.
Калининград
08-05-2007
В Калининграде я был в командировках уже не помню сколько раз, и каждый раз подолгу - как минимум месяц. Обычно мы ездили в Калининград вдвоём, я и мой друг и постоянный напарник по командировкам Серёжа Гришутин (к сожалению, уже покойный).
Не знаю, как сейчас, а тогда Калининград, расположенный западнее Вашавы, жил по московскому времени. Это придавало всей жизни в городе своеобразный колорит. По утрам, особенно зимой, ехали на работу в кромешной ночной темноте. А по окончании рабочего дня, даже если задерживались на работе, возвращались домой, когда на дворе ещё день-деньской, и солнце чуть ли не в зените.
В городе тогда было ещё очень много развалин. Хотя после войны прошло уже больше четверти века, и в других советских городах следы войны окончательно стёрлись, некоторые районы Калининграда выглядели так, будто война окончилась только вчера. Плохо было с жильём, а число жителей города ещё не достигло числа погибших советских воинов при его штурме. Говорили, что Хрущёв хотел избавиться от Калининграда, и пытался подарить его сначала полякам, потом литовцам, но и те и другие отказались. Город без настоящего хозяина не восстанавливался и не развивался.
Местом нашей командировки был огромный судостроительный завод "Янтарь", около 15 тысяч работников. Он располагался на окраине города, ехать туда из центра было далеко. Но ещё бóльшей проблемой было оттуда уехать по окончании рабочей смены. Можно было скромно ехать трамваем, хотя и долго ползти им через весь Октябрьский район. Но при посадке на трамвай бывала такая толпа, что лучше было и не пытаться в него сесть. Больше порядка было при посадке в автобусы прямо около главной проходной завода. Там были устроены специальные накопители для пассажиров. При входе в узкий проход надо было купить билет у билетёрши в будочке. Посадка в автобус тоже была через узенький проход, едва на одного человека. Рейсовые городские автобусы специально снимали с маршрутов и подгоняли к "Янтарю" ко времени окончания смен. Автобус подходил точно к посадочному "горлу", шофер раскрывал дверь, и народ под большим напором стоящих сзади пулей влетал в автобус. Едва салон заполнялся наполовину, шофёр не закрывая двери давал газ, и срезáл человеческий поток, обрывая пуговицы на пальто впереди стоящих. Под яростный коллективный мат оставшихся на остановке автобус уезжал, а на его место подходил следующий.
Надо ещё сказать, что этот автобус ехал без остановки до площади в центре Калининграда, и шофёр не обращал никакого внимания на мольбы остановиться по дороге.
Разобравшись в обстановке, мы с Серёгой перестали пользоваться и трамваем, и городским автобусом. Проходили до остановки служебного автобуса целлюлозно-бумажного комбината (минут 15 прогулочного шага), и садились в него. Шофёр, милый человек, не только не возражал против "посторонних", но и с удовольствием останавливал у любого столба, где попросишь. Причина? Денежки за проезд (те же копейки) надо было платить непосредственно шофёру, и не заикаться о билетах.
Ещё одна проблема была с питанием. Во всех заводских "тошниловках" жрать было невозможно. Я сначала думал, что в управленческой столовке для "белых воротничков" готовят получше, и прогулялся туда лишних пару километров по огромной заводской территории. Оказалось - то же самое. Так что мы приспособились с Серёгой утром поплотнее завтракать в кафе около гостиницы, днём перебиваться на заводе в буфете, а вечером смачно ужинать в гостинице каким-нибудь вкусным морепродуктом под пиво. Обычно мы брали в "Океане" свежезапеченную мойву. Её вывозили в зал на тележке откуда-то из внутреннего помещения ещё горячую, в одноразовой металлической мисочке, запаянной в полиэтиленовую плёнку. Мы брали по две таких порции, покупали тут же в магазине по три или четыре бутылки пива, длинную булку свежего хлеба - королевский ужин. Иногда позволяли себе что-нибудь более изысканное, например копчёного угря. Царская еда, словами не описать. И без того слюнки текут от одних только воспоминаний.
Калининград - это конечно царство вкуснейшей рыбы и отличного пива. Такого сочетания наверное больше нигде нет. И хотя я не очень большой любитель и того и другого, в Калининграде я об этом как-то забывал. О пиве надо рассказать отдельно. Когда мы с Серёгой в первый раз приехали в Калининград и устроились в гостинице, мы пошли купить что-нибудь на ужин (было уже довольно поздно) и взять по паре бутылочек пивка, о качестве которого были наслышаны. Подошли к какому-то магазинчику, на витрине которого стояли разные бутылки, в том числе пивные. У входа была очередь мужиков. Мы тоже стали, и очень быстро оказались у прилавка. Продавщица брякнула перед нами на прилавок две бутылки портвейна "Три семёрки". Мы сказали робко: "Нет, нам бы пива". Продавщица уставилась на нас с открытым ртом, а из очереди сзади мы услышали о себе много интересного. Впрочем, в России любят дураков, и нам доходчиво объяснили, что мы находимся в единственном магазине на весь большой городской район, где единственный день в неделю (именно сегодня!) продают по единственной бутылке портвейна на рыло. А если мы хотим пива, то можем пройти ещё полквартала, и там в продовольственном магазине этого пива шести сортов хоть залейся. Но будет ещё лучше, если мы пройдём дальше до канала, а там у мостика продают свежее бочковое пиво, и там же сидят на скамеечках бабуси со свежекопчёной корюшкой.
Может создаться впечатление, что я воспринимал Калининград исключительно через призму желудка, но это не так. У меня осталось от города много других приятных воспоминаний. Но обо всём не напишешь...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote