Посмотрел целых два фильма про индейского вождя Ульзану. Первый - это гедеэровский вестерн, снятый при поддержке Бухарестской студии и Мосфильма, с Гойко Митичем в главной роли. Качеством картинки, пожалуй, превосходит более ранние ленты ДЕФА про индейцев, но линию продолжает ту же самую. Попутно узнал, что это вторая часть кинодилогии. Первая - "Апачи". Этот фильм я смотрел в школе, но был уже в таком возрасте, когда незамысловатые истории про плохих бледнолицых и хороших индейцев с примкнувшими к ним разными Верными и Твердыми Руками успели несколько приесться. Посмотрел тогда же "Золото Маккенны", а эта картина их явно превосходила - размахом и какой-то достоверностью, что ли. В общем, вторая половина дилогии, "Ульзана", была тогда на слуху, но я до неё отчего-то не добрался. Сейчас, посмотрев сей вестерн, уже прикидывал взяться и за "Апачи", однако передумал. Потому что посмотрел "Рейд Ульзаны" - американскую версию тех же событий.
Эта картина показалась мне раз в десять интереснее, доаматичнее немецкой. Индейцы здесь показаны далеко не такими же добрыми и благородными как в работах гедеэровских киношников. Белые колонисты, впрочем, тоже не ангелы. Более всего поразило, что в фильме поднимаются проблемы этические. Главный герой, лейтенант ДеБьюин, сын священника. Лишь полгода назад он закончил академию, и для него оборачивается шоком та резня, которую развязали индейцы, да, из-за не слишком-то честного обращения с ними со стороны бледнолицых. По ходу лейтенант пытается осмыслить, как такое может сочетаться с учением Христа, с утверждением, что все люди созданы по образу божьему.
В общем, на мой взгляд, эта картина круче и достовернее в том числе и "Золота Маккенны", где сюжет, надо признать, всё-таки вращается вокруг груды сокровищ. А здесь речь идёт о вопросах экзистенциальных, как сейчас модно говорить. Вот в таких испытаниях формировалась американская нация, через такое прошла, прежде чем стать толерантным обществом людей с избыточным весом.