Не перестаю удивляться разнообразию творческой палитры Ивана Лукаша, писателя яркого, долгие годы для нас неизвестного. Читал у него романтический исторический роман "Граф Калиостро" (с этого произведения началось моё знакомство), исторический, совсем не романтический роман "Пожар Москвы", затем психологический роман-версию "Бедная любовь Мусоргского" и фантастический "Зелёный остров". И вот "Вьюга".
Роман был написан на конкурс "антибольшевицкого романа", проводимый в Западной Европе в 30-е годы прошлого века. Жюри было интернациональным, состояло из филологов и литераторов, в частности, от Англии туда вошёл Гилберт Честертон. Первые места достались русским литераторам Т.Таманину за роман "Отечество" и И. Лукашу за роман "Вьюга". Но конкурс проводился под эгидой католической церкви. Церковная цензура решила, что у русских писателей "христианская мораль слишком растворена в славянском мистицизме", и посему просто исключила их из конкурса - задним числом.
Об этом с горечью пишет Лукаш в предисловии. Роман же начинается с описания ещё мирной жизни в обычном петербуржского доме: "Этот петербургский дом был такой же, как все другие дома, заселенные городской беднотой. ... В доме жили департаментские чиновники, конторщики, учителя гимназии, пехотные офицеры, бедняки штабс-капитаны, обремененные семьями, причем обычным потомством у таких воинов были голенастые, робкие девочки, а на самой верхней площадке жили учительницы музыки. В полдень по всем четырем этажам разносились оттуда дремотные гаммы."
Лукаш говорит о "пасмурном облике буден" дома. И всё же в этом сумрачном существовании обитателей дома есть и светлые моменты. Хотя - может быть, самое светлое в жизни этих людей это неизъяснимая надежда на что-то лучшее.
Но это лучшее не сбывается. Я не упомянул, что при всей многочисленности персонажей (для такого компактного романа) в центре повествования - семья Маркушиных. Так вот, глава семьи коллежский советник Петр Семёнович Маркушин внезапно умирает от инсульта. Жизнь его домочадцев резко меняется, и это ещё в так называемое мирное время. Потом начинается большая война.
Главный герой романа Павел Маркушин - Пашка, непутёвый гимназист, пропускавший уроки ещё, когда был жив отец. Он в этом - полная противоположность старшему брату Николаю, человеку холодному, но собранному, целеустремленному. И всё же именно Павел становится тем человеком, которому суждено вынести все удары судьбы - по крайней мере на том достаточно коротком отрезке времени, что показан в романе.
Коротком лишь номинально. Потому что фактически этот отрезок времени наполнен кровавым сломом всего прежнего уклада жизни, уничтожением людей совершенно невинных, часто - людей светлых, прекрасных.
Понятно, почему имя Лукаша было неизвестно в советское время. Потому что "Вьюга" - это не благостная "Белая гвардия" Булгакова, не "диалектические" "Хождение по мукам" и "Тихий Дон". Лукаша легко обвинить в тенденциозности. Мол, он видел новую власть исключительно в чёрном свете. Но он же ближе к финалу романа выражает надежду, что для России не всё потеряно, что люди, подпавшие под дурман революции, всё же очнутся. Мне кажется, так и произошло. После первых кровавых месяцев "триумфального шествия советской власти", после гражданской войны произошла какая-то смена в верхах. Самые оголтелые были или физически уничтожены или отодвинуты на задний план. В решениях советской власти начало проступать и что-то конструктивное. При всей запоздалости, да, при всей громоздкости и неуклюжести этой конструктивности.
Ну, а роман "Вьюга" лично мне в какой-то мере объяснил, откуда пошло белое, так называемое добровольческое движение. Причина была не в одной "косности и реакционности эксплуататорских классов"...