К столетию Юрия Бондарева.
Давным-давно был любимым писателем. Батальные сцены в "Горячем снеге" казались кинематографически зримыми. Совсем уже не новые - к началу 80х - роман "Тишина" и повесть "Последние залпы" прочитал как новое слово. Перестав фанатеть одной только фантастикой, в реалистической словесности оставался новичком, конечно. "Берег" оказался ещё одной вехой (до экранизации всего-то год-другой было ждать). "Игру" читал с жадностью в библиотеке кадрированного артполка кадрированной Чапаевской дивизии - в номерах "Огонька", с иллюстрациями, изображавшими главного героя похожим на самого Бондарева. Однако на переломе эпох случился и перелом предпочтений. "Выбор" читал уже с некоторыми сомнениями. А "Искушение" и вовсе почему-то не захотел читать - полистав, вернул на прилавок магазина. Полагал, что это книга уже вчерашнего дня - во всех смыслах.
Сейчас, закончив чтение романа, вижу, что был неправ. Возможно, это одно из самых серьёзных произведений того времени - рубежа 80х - 90х. Хотя готовых ответов на вопросы и не даёт. И даже в общем-то продолжает линию предыдущих работ писателя - "Берег", "Выбор", "Игра " - условно говоря, о людях творческих. Ну, может, отличается от них особо жутким финалом (впрочем, и прежде автор читателя не особо щадил).
В этот раз главный герой - ученый. Игорь Мстиславович Дроздов, доктор технических наук, замдиректора института экологии. Повествование начинается с похорон директора. Смерть его будто становится катализатором для тёмных интриг, что плелись и созревали в институте и вокруг него. Николай Тарутин, друг Дроздова, тоже доктор наук, своего рода "оппозиционер" и "диссидент" в "дружном" коллективе, резко противопоставляет себя и коллективу, и в чём-то даже Дроздову, которого считает конформистом. Игорь Мстиславович же действительно пытается поначалу занимать позицию в центре.
Основные претензии Тарутина состоят в том, что линия на строительство гигантских ГЭС гробит экологию страны, что в стране вообще творится непонятно что...
Пафос его понятен - особенно в свете знания о том, что действительно случилось со страной на рубеже 80х - 90х. Не совсем убедительно звучат призывы к переходу на то, что сейчас называется возобновляемой энергией, - тоже в свете знания, сравнительно недавнего.
Чтение захватывало меня постепенно. Автор здорово нагнетает разный мрак и ужас. Сцены лирические, высокая эротика а-ля Бунин перемежаются эпизодами вполне в духе полицейского триллера. Есть и почти мистические главы. Финал, как уже сказал, просто жуткий, безысходный.
Что еще сказать? Милицию Юрий Васильевич, похоже, не любил. А эротика в романе получилась действительно высокой. А мрак - на самом деле беспросветным.