• Авторизация


08 ЯНВАРЯ (ПРОСИНЕЦ) 2018 СЛАВЯНСКИЕ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, СВЕТСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ 08-01-2018 10:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


CO.KZ WebGroup

[показать]

СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ

В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ

ДНИ РОЖДЕНИЙ И ПАМЯТИ

Общество, не желающее учиться на примерах прошлого, обречено… Мы не должны забывать историю, мы не должны занижать ожиданий.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Гувер Джон Эдгар

 

Праздники сегодня, праздники завтра...

08 ЯНВАРЯ 2018 года)   Источник   

Сегодня 08 января 2018

Понедельник

Убывающая луна
В Лунном календаре21-й день лунного цикла.

 

Вы живы! Значит у вас есть всё, чтобы быть счастливым!


Славянские празднования


[показать]

Бабьи каши, Бабий день (день повитухи) ***



 

 

 


8января    Бабьи каши

В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы. Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах. Еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!» И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.


Бабьи каши  Праздники славян

В день Бабьих каш, отмечаемый 8 января, было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник Собор Пресвятой Богородицы. Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах. А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!». И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1568/© Calend.ru

TamBy .info Православный календарь

Старый стиль
26Декабрь
Иосиф Праведный, Обручник  Иаков брат Господень, апостол

[показать]
8Январьпонедельник

Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Христова. Совершается служба со славословиемСобор Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПравв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840).

Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского, Румынского (1406) (Рум.).

Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918). Сщмчч. НиколаяНиколаяМихаила пресвитеров и Михаила диакона (1930). Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия, и прмцц. Анфисы и Макарии (1937). Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938).

Виленской-Остробрамской, именуемых "Трех радостей""Милостивая", и Барловской "Блаженное Чрево" (1392) икон Божией Матери.

Евангельские Чтения

Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11-18. Святых Богоотцов: Гал., 200 зач., I, 11-19. Мф., 4 зач., II, 13-23.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Трех радостей
глас 4

От святыя иконы Твоея / радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены./ О Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царица радосте, Приснодево твари, / егда возвратила оной и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, / источая приснотекущий источник радости молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / Радость всему миру родившая, / радости исполни неоскудевающия чтущих Тя.

Собор Пресвятой Богородицы. Тропарь
глас 4

Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы
глас 6
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Службы


СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

День празднования: 26 декабря
Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы

На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Собор Пресвятой БогородицыСобор Пресвятой БогородицыСобор Пресвятой Богородицы


Собор Пресвятой Богородицы  Православные праздники

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы. В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества. Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу. Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3189/© Calend.ru


Святки

две недели зимних праздников,

с Рождественского сочельника (06.01) до Крещения (19.01)

 

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода. Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера».

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Языческие святки сопровождались гаданиями, которые со временем превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - ), а такузнать о девичьей судьбе. Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баняже снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос).

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Известные у всех славян представления о том, что благосостояние семьи в текущем году находится в прямой зависимости от одаривания колядующих, определяли характер взаимоотношений между ними и хозяевами посещаемых домов.


Празднование в честь Киккской иконы Божьей Матери
По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Киккская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры. Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр. События, которые предшествовали этому, были воистину уникальны. Однажды правитель острова Мануил Вутомитис охотился в горах и сбился с пути. Он встретил старца Исаию, который, не желая быть узнанным, постарался уйти. Мануил разгневался на Исаию и жестоко избил его, после чего был наказан свыше параличом. Он искренне раскаялся и попросил старца молиться Богу за его прощение. В одном из видений старцу было сказано, что спасти правителя могут труды по перенесению образа Богоматери на Кипр, что последний и поспешил сделать. Мануил оставил старцу деньги, чтобы он построил храм во имя Пресвятой Троицы, и отправился в путь. В Константинополе Мануил долго не решался сказать императору о видении старца и медлил. Увидев однажды императора Алексея Комнина в безутешном горе, он счел нужным именно в этот момент возвестить об иконе. Болезнь дочери императора точь-в-точь напоминала болезнь Мануила. Он рассказал о том, что с ним приключилось на острове, о страшной хвори, которой он страдал после своего греха, и о спасении, которое может быть дано его дочери после того, как император передаст хранившийся у него образ Богоматери. Алексей Комнин не хотел расставаться с образом. Он сделал список с иконы и предложил Мануилу выбрать один образ из двух. Дочь императора снова заболела, Алексей Комнин более не стал хитрить. По преданию, хранящемуся в монастыре Кикос, Исайя сам приплыл в Константинополь. Накануне во сне ему явилась Божья Матерь и сказала: «Та икона, на которую сядет пчела и есть подлинник». С тех пор пчела украшает герб кипрской обители. Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Киккского монастыря. До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Киккскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду. Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Киккская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, — может ослепнуть.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2319/© Calend.ru

В Народном календаре

День повитух

Дата по старому стилю: 26 декабря На Руси в этот день отмечали бабий праздник, или праздник каш. В этот день славили повивальных бабок и рожениц. Женщины брали своих детей и с подарками и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах. Те, в свою очередь, угощали гостей кашей. В это же время родился и обычай, связанный с христианством: женщины приходили в церковь с заранее испеченными пирогами, чтобы преподнести их Богородице. Вообще, повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит — всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки». 
По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи. Бабьи каши отмечены и своими приметами. Если поутру синички кричат — значит, к вечеру будет мороз; а вот если галдят вороны — быть снегопадам и метелям. Обильный снег предвещала и подрумянившаяся в печи каша. Считалось, что ясная погода в этот день обещает хороший урожай проса. Именно с этого дня начинались девичьи гадания, которые продолжались до самого Крещения. Гадать было принято в сопровождении особенных песен либо в полной тишине. Главными предметами гадания были свадьба, смерть и урожай. Со временем обрядовая суть гадания практически утратилась, а на первое место вышла их развлекательная сторона. И в наши дни многие девушки с удовольствием гадают «на суженого».

Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6415/© Calend.ru

Сегодня 8 января (26 декабря по старому стилю) Бабьи каши. Бабий праздник, праздник каш. Рождественские святки. Навешали бабку - повитуху рожавшие у нее женщины и несли ей кашу те, кого она принимала. В любой деревне повивальная бабка пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно, и учила этому молодую мать. Бабки были мастерицами по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит – всему делу пособит». А мастерство каждой отмечали: «У всякой бабки свои ухватки». О почитании бабок - повитух свидетельствовал и другой обычай – «рукомытие». На девятый день после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное «размывание рук» – мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же получала в подарок. В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах. С этого дня начинались девичьи гадания и хождения ряженых, и продолжались они до самого Крещения. Гадания сопровождались пением или таинственным молчанием. С течением времени обрядовая суть гаданий утрачивалась. На первое место выходила их «развлекательная» сторона. Существенный предмет гаданий — свадьба, брак, смерть и урожайНародные традиции. Святки. Святки – две недели зимних праздников, начинавшиеся в рождественский сочельник и продолжавшиеся до Крещения, всегда являлись основным зимним праздником на Руси. Во время Святок нельзя было работать, особенно после наступления темноты. От этого запрета, скорее всего, и берет свое начало название праздников – «святые вечера». Главным событием святочных торжеств была обще семейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья. Готовили также блины и овсяный кисель. На стол ставили дополнительные приборы по числу членов семьи, умерших в прошедшем году. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные – колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев особую «святочную» пищу и высказать им добрые пожелания на весь следующий год. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от щедрости хозяев. Святочные гадания. Святки - двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками ... Приметы 8 января Бабий праздник, праздник каш. В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах. Снег идет мягкий и липкий — ожидай скорой оттепели. Зяблик поет — к теплу. При закате солнца небо покраснело с северной стороны — к усилению морозов. Северный ветер начал дуть устойчиво — к холодам. Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым. Гадания. — Поверия С этого вечера на Руси начинаются гадания и переряживания. Все подробности о вышеизложенных гаданиях были изложены в первом томе. Общее поверье существует у наших поселян, что с этого вечера начинаются бесовские потехи и что нечистые прилетают тогда на землю. Ведьмы будто сдружаются с духами, летают на шабаш, скрадывают с неба месяц и звезды. Подробности об этих поверьях будут изложены в Русской Демонологии.

Источник: http://calendareveryday.ru/?id=narodn/1/8 © calendareveryday.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Красив Собор Пресвятой Богородицы.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 08 ЯНВАРЯ (ПРОСИНЕЦ) 2018 СЛАВЯНСКИЕ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, СВЕТСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ | kolobok_serj - Дневник kolobok_serj | Лента друзей kolobok_serj / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»