• Авторизация


жуть 14-12-2008 01:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я только что со свадьбы. Утешает одно - женился последний неженатый друг.

И возникло у меня по этому поводу несколько мыслей.

(Может быть, мне не везло. Может быть, так же не везло моим знакомым, впечатления которых похожи на мои как две капли воды. Может быть, вся Россия отмечает свадьбы искренне, весело, со вкусом и тактом. А на скучное, нервное, феерически глупое и оттого крепко отдающее бесовщиной действо попадают только отщепенцы вроде меня.

Может быть, все так. Но раз уж мне так не везло и попадались мне исключительно свадьбы такого рода, то и писать я буду о них.)

1. На свадьбе крайне редко можно встретить человека, который делает то, что он хочет. Обычно это какой-то никому не известный родственник, который сидит где-то сбоку и тихо напивается. Зная заранее, что будут "танцы" и "конкурсы", родственник старается накушаться в первые пятнадцать минут застолья так, чтобы остальное время быть никому не интересным. Если у него это получается, то ему можно только позавидовать.

Остальные так или иначе будут к чему-то принуждены. Я не говорю о новобрачных - эти люди вызывают у меня только слезы жалости. С другой стороны, эти мученики традиций подставили своей свадьбой столько народу, что даже какое-то и злорадство испытываешь по отношению к обоим, хоть это, конечно, и нехорошо.

Принуждение на свадьбе происходит ежеминутно и принимает самые разнообразные формы. Самая странная и жестокая из них - это регламент. Он всем известен - церемония бракосочетания, поездка по городу или в парк ("кататься"), потом ресторан и в ресторане еда, питье, "конкурсы", "народные обычаи" и танцы. И вот что совершенно непонятно. А если жених и невеста НЕ ХОТЯТ в парк или в ресторан? если они, например, хотят на каток? или в цирк? или в ночной клуб? или в ... я не знаю ... домой хотят. Или еще что-нибудь.

А хуй. Потому что регламент и ниибет.

Гостей тоже никто не спрашивает, чего хотят они. Потому что опять же регламент.

То есть получается довольно странная ситуация. Регламент не нужен никому. Но все почему-то следуют этому регламенту. Мучаются, но следуют.

То есть непонятно откуда взявшийся регламент оказывается сильнее не только каждого индивидуального желания, но и суммы всех желаний концессионеров. Что говорит об исключительной силе традиций, такой силе, которая способна принудить не только отдельного человека, но и некое сообщество, теоретически способное посовещаться и прийти к некоему выводу относительно собственных желаний, а также придумать способ эти желания удовлетворить.

То, что у сообщества не возникает даже мысли проделать всю эту несложную работу, а возникает только мысль "не хочется, но надо", говорит о том, что традиция не просто обладает высокой принудительной силой, но сила эта к тому же не осознается. То есть традиции подчиняются не потому, что она что-то дает, не потому, что она чем-то полезна, не потому даже, что она объединяет - а нипочему. Просто подчиняются на уровне какого-то сверхрефлекса, отшибающего способность соображать.

(Масштабы этого явления, замечу в скобках, недооценены, поскольку высоколобая интеллигенция обычно думает, что все это происходит "где-то там", "внизу", в особых социальных группах. Хуй! Везде и всюду.)

Итак, первый вывод. Русский городской свадебный обряд - показатель невероятной принудительной силы традиций и невероятного распространения этого явления, неосознанного и не рефлексируемого.

2. На свадьбе никому не бывает по-настоящему весело, за исключением, возможно, того самого никому не известного родственника, который тихо наклюкался в первые минуты застолья и теперь сидит с блаженной миной идиота. Остальные старательно делают вид, что им весело, громко хлопают и - бляпесдец - кричат "горько".

Тех, кому чудом удалось сохранить хорошее настроение, добивает тамада. После того, как он начнет "конкурсы", сольются самые стойкие. Лица присутствующих с этого момента выражают одинаковую обреченность, и в каждом жесте читается "надо - значит надо".

Итак, вывод второй. Принуждающая неосознаваемая сила традиций повергает людей в уныние, в раздражение, в тоскливое осознание бессмысленной потери времени. При этом она же требует от них, чтобы они делали вид, что им весело. (Это, вообще говоря, очень важный феномен традиционности, который требует отдельного изучения.)

3. Происходящее наполнено какой-то воистину безграничной глупостью. Это, в принципе, объяснимо - ведь развлечение и не должно быть умствованием. Однако глупость всего и вся на свадьбах зашкаливает за все известные лично мне пределы.

Поскольку глупость - свойство бесовское, постольку очень быстро приходит страшное понимание, что мы собрались на какой-то особого рода черной мессе наоборот. Каждый из присутствующих вдруг оказывается должен всем остальным, тогда как еще несколько минут назад, созваниваясь перед сбором у загса, это были люди, объединенные взаимной симпатией без каких-либо обязательств друг перед другом. Теперь же все повязаны каким-то глупым, неизвестно откуда взявшимся долгом стоять смирно, глядеть воодушевленно, улыбаться в камеру и нести чушь. Самое худшее начнется в ресторане - когда все окажутся должны совместно веселиться и периодически лгать новобрачным о том, что праздник удался. Тогда каждый будет мелко мстить каждому, вытаскивая соседа танцевать или передавая ему микрофон для тоста. Люди, еще вчера бывшие друзьями и взахлеб говорившие на самые разные темы, сегодня - враги, они заставляют друг друга делать несмешные глупости. Будучи принужденными к этому сами, они принуждают к этому и других. Им стыдно (это заметно), но они все равно делают это.

Умные люди, собравшиеся для того, чтобы отдать дань традиции, страдают одинаково, но вместо того, чтобы поступить умно, то есть быстро порешать все между собой и исправить ситуацию, они поступают глупо и жестоко - то есть продолжают делать все то, что причиняет им страдания, и стараются, чтобы соседу было не менее плохо, чем им самим.

Итак, вывод третий. Принудительная неосознаваемая сила традиции имеет отчетливо бесовской характер, так как жестока и глупа, и этот характер приобретают действия всех людей, поддавшихся этой силе.

Резюме.

Хулиганство. Рациональность. Индивидуализм. Вот лозунги 21-го века. Это единственное, что спасает от страшного, бесовского, необъяснимого, ненужного и ... и в конце концов, просто неприличного. От традиции.

ПС. Если ваш комментарий к этой теме будет удален - это значит, что я посчитала его глупым и недостойным моего дневника.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (45): вперёд»
zouty 14-12-2008-02:26 удалить
Нда. Меня Бог миловал.

И я как-то полагал, что сейчас такие суровые процедуры уже не практикуются.

Ребенка собирается в январе на свадьбу. Подружкой невесты. Я не могу разглашать никаких сведений, поэтому скажу, что они с невестой разрабатывают концепцию фаты. Когда она описала детали, мы с женой ржали аки кони. Свадьба будет интересной и запоминающейся, это точно. После Вашего эссе, Сью, мне даже захотелось посмотреть, насколько.
zouty 14-12-2008-02:49 удалить
Глупость свойство человеческое. Блятт, я зануда.

Умные люди могут сбежать.
В юности я обожал ходить на свабди. Там всегда, практически без исключения, находилось не менее одной неглупой обворожительной особы. Свабдя индуцирует повышенную акцепторно-ожидательную сексуальность. Ну так не нужно бояться стать донором. Побег совершался незамедлительно — сначала в некую интригу; с этого момента прочие события становятся просто фоном. Они совершенно неважны. Горько-сладко, все эти "а сейчас…". Можно, конечно, и вляпаться, у меня была пара конфузов, но время всё равно пройдёт весело.

Давно я на больших торжествах сракобрачетательных не бывал. Но, как бы то ни было, если вы попали на дежурное торжество, нужно, наверное, отстраниться и наблюдать. Желательно с интересом. Деятельным. Что Сью и сделала; только негатива много.
Ондатр 14-12-2008-10:16 удалить
хм-хм... свадьба - ритуал, как похороны. Положено веселиться, положено кричать "горько". Никто толком этого ритуала не знает, на свадьбе встречаются, часто как минимум две незнакомые ранее группы людей с разным стилем поведения и приоритетами. Люди доверяются "тамаде"(мерзкое слово, по-моему), чтобы получить "не хуже, чем у людей". Да, основное в свадьбах - чтоб как у всех.
Хм... разве это только на свадьбах? Придумать что-то зажигательное и интересное, своё непросто.
Вобщем, свадьба - нудный, скучный, но обязательный ритуал.
mamexa 14-12-2008-11:43 удалить
не обязательный))
Ондатр 14-12-2008-11:50 удалить
mamexa, ну, я имел в виду - для большинства - обязательный
Het_Hetot 14-12-2008-12:46 удалить
согласен в целом,а с другой стороны не все и не всегда(да уже многие). у друзей была свадьба в автобусе. был на похоронах на которых улыбались.
Я вчера так обозлилась, что забыла написать о том, как удаются и как классно запоминаются хулиганские свадьбы. Я знаю одну байкерско-рокерскую свадьбу, когда новобрачные хорошенько прибрались в гараже и устроили в нем какую-то сумасшедшую вечеринку. (Я не копенгаген в байкерской и рокерской культуре, ориентируюсь на слова одного мастера этой культуры, который там был и которому очень понравилось.)

Еще про какую-то классную и веселую свадьбу, сыгранную вне русских традиций, мне рассказывали, но я забыла.

То есть как только люди 1970-х годов рождения делают хулигански и смешно - у них получается весело. Как только они делают "как у людей" - получается такая тоска, что прямо вот отношение к друзьям меняется.

Хулиганство. Рациональность. Индивидуализм. Это будет мое политическое завещание.
zouty 14-12-2008-14:48 удалить
Индивидуализма достаточно вполне, по-моему.
а какой была твоя? свадьба?
Нет, для преодоления традиционности - недостаточно. Принуждающая сила традиций, как я старалась показать, сильнее индивидуумов (вполне нормальных людей, в своей повседневности абсолютно вне традиций) и сильнее даже сообществ индивидуумов. То есть человек, в повседневности совершающий вполне рациональные, осознанные, индивидуальные действия, в ситуациях жизненных экстремумов может обращаться к традициии. И будет поддержан сообществом своих друзей, каждый из которых в душе терпеть не может всю эту традицию, но идет у нее на поводу - а почему, неизвестно. Тогда как в жизни обычной все эти люди вполне себе такие индивидуалисты.

Нет, одного индивидуализма мало. Там, где традиция НАСТОЛЬКО сильна. Нужен смех, нужен карнавал, нужно хулиганство. При этом надо помнить, что и смех, и карнавал, и хулиганство могут обернуться еще более навязчивой традицией.
А у меня, Джокер, не было свадьбы )))
AlyiMac 14-12-2008-16:46 удалить
Традиции базируются на одном подсознательном но очень стойком постулате: "Мы мучились, почему Вам должно быть легко?"
некоторые устраивают две (три и более, по желанию) свадьбы: для родственников/соседей (которые обидятся, как же так пьянка по такому поводу и без них!) и друзей/себя - уже как хочется.

Ну а вообще, на мой взгляд, вопрос корениться гораздо глубже, зачем вообще свадьбы (штампы в паспорте)?

P. S. Устоявшееся мнение, что свадьбы "как у всех" хотят все (и в основном) девушки критики дано не выдерживает.
как, вообще? ну воот. (надулась, хотела рассказ)

а у меня была. только приглашённых было всего 2шт. (я и супруг ту би, сталобыть). Это была вообще другая страна, было тепло и море, а у мэра деревушки, где и произошло сие торжество, косили оба глаза (смешной такой был мэр). После церемонии (да, джинсы. да, всё знаю. но зато моя футболка была белее снега и смотрелась на мне, юной, весьма зачотно и вообще, секси) мы прыгнули в резвую машинку-без-крыши и втопили катаццо. я сидела уютно и удобно, ногами упираясь в лобовое (..?) стекло - непрерывно употребляла свой самый на тот момент излюбленный кониак и произносила искромётнейшие тосты во славу молодожонов. они (тосты) были высокохудожественны, yet забавны и все как один удивительно удачны. Надо ли упоминать, что все они в тот момент были отличчно приняты публикой; ни один из них, впрочем, не сохранился в моей или публики памяти до нашего времени.

никаких родственников. никаких "традиций". а кому-то, наверное, надо, чтобы фотки под йолочками и чтобы голуби, обосравшись от ужаса, взмывали, белые, в небо.. но я туда не хожу, неважно, насколько друг мне был или есть этот человек.

я отправляю подарок:)
Ответ на комментарий AlyiMac #
Исходное сообщение AlyiMac
Ну а вообще, на мой взгляд, вопрос корениться гораздо глубже, зачем вообще свадьбы (штампы в паспорте)?


Штамп в паспорте нужен для того, чтобы "в случае чего" защитить права (прежде всего имущественные) одной из сторон. И дело не обязательно в разводе. Человек, как известно, внезапно смертен.

А что касается зачем нужны свадьбы, то у меня сильное впечатление, что свадебный ритуал (не только в России, где он какой-то безумный, но и в других странах) рассчитан прежде всего на юных новобрачных. Все эти танцы отца с дочерью или простигосподи фата. А когда женятся люди от 30 и выше, все это выглядит как минимум глупо, а альтернатив нет.
zouty 15-12-2008-12:13 удалить
Даже из рутины можно сделать отличный спектакль. И если об этом никто не подумал, позаботьтесь о себе сами. Как-то так.
Да мы хотели, Зути! Мы сначала хотели воспринимать это все как перфоманс и ржать. Но потом оказалось, что ржать, когда тамада говорит "..." забыла что - неприлично! на нас все так посмотрели, что я затихарилась за бутылкой шампанского и так за ней и просидела, боясь высунуться со своей саркастичной рожей.
А зачем они тамаду нанимали???
А зачем они свадьбу справляли???
Ты еще спроси, зачем они на свет родились. Я все могу понять - я не могу понять, зачем они тамаду нанимали??? Что, без массовика-затейника уже и напиться не могут? Когда вообще можа на тамаду появилась? Я вот раньше в Москве такого и не припомню, мне всегда казалось, что это атрибут каких-то специально провинциальных свадеб.

А вот я знаю одну свадьбу, после которой молодой муж с молодой женой не спал. И потом не спал. И до свадьбы тоже не спал. Вот это я понимаю, жесть. )))))
))))))))) расскажи!

Тамаду теперь все нанимают. Очень странная тенденция, согласна.

А вообще, я сейчас так припоминаю, что если бы не тамада, то было бы ко всему прочему еще и жутко тихо. Поскольку все люди воспитанные, разговаривают негромко между собой, а стол большой. Короче, и так плохо, и так плохо. То есть в принципе - если люди решили "справить" свадьбу - будет плохо ))))

А я рассказывала, как я с одной питерской подружкой рассорилась? вот она как раз не хотела нанимать тамаду. "Ой, тамада, фу. Эти дурацкие тосты, эти глупые шутки, эта сентиментальность не в тему..." (Я активно киваю, соглашаясь.) "Слушай, ну ты обязательно будешь? а то ты такая веселая, общительная, а у нас половина гостей незнакомы между собой, так я очень рассчитываю на тебя, что ты публику заведешь".

Блять. Я аж язык проглотила от возмущения. И на свадьбу не пошла вообще. А подружка на меня обиделась.

(кручу пальцем у виска)
Не могу рассказать, Сью. Тайна-то не моя. Да в принципе вот и вся история.

Ну не знаю, я тамаду на свадьбе только один раз видела, в Ставрополе. Я там ела в гостиничном ресторане, а рядом гуляли свадьбу с тамадой. Еще подумала: Епт. А чтобы в Москве с тамадой - я знаю, что сейчас так делают, я не поняла, когда началось. А без тамады - ну напились бы самостоятельно, и плясали, кто как может. ну и просто не надо гостей звать больше, чем можешь развлечь светским разговором. Или, если больше позвал, значит, делай так, чтобы было много столиков, а общего стола бы не было. Все равно все потом напьюся, и станут плясать. ))

А вот еще была примочка при Горбачеве с комсомольскими трезвыми свадьбами. Я очень любила про них в газете читать для смеху. До сих пор помню какое-то восторженное описание, как жених с невестой сначала бревно пилили для забавы гостей (и вот невеста, закинув фату за плечо...), а потом им подарили порося. )))))))))))))
Хорошее начинание, между прочим.
А сейчас не модно напиваться, ПэМ. Может, поэтому? тамады в моду вошли. Поскольку народ натурально перестал пить. Ну, я не знаю, как мОлодежь и пОдростки, а мои ровесники (плюс-минус) - никто не напивается на праздниках. Пьют, разумеется, но даже в легкий хмель не входят.

А вот года три-четыре назад, когда женился один наш друг, у него тамада был - всем тамадам тамада. Он потряс мое воображение. Он был настолько "кич", что стал произведением искусства. Бархатный вишневый сюртук, РАСШИТЫЙ ЗОЛОТЫМИ ГАЛУНАМИ, галстук-бабочка (черный), бархатный голос с переливами, широкие жесты - в общем, это надо было видеть. А когда он заговорил!!!! Эклектика невероятная: словечки типа "а это матушка невесты", тут же "дадим слово нашим ветеранам" (хуй знает, какой-то старичок решил тост сказать), тут же "гэй, славяне" и, в общем, чего там только не было. Вот это натурально было настолько безобразно и претенциозно, что даже весело и смешно.

Правда, через полчаса и он заебал.
Ну не знаю. Мне как-то дико представить такое на вполне себе частном, личном празднике. Как если бы на свадьбе для начала все встали и спели гимн, а на столе бы стоял портрет Путина. Какое-то вторжение в частную жизнь. Ну значит не надо устраивать свадьб с большим количеством народу. Маленький элегантный праздник для самых ближайших. Вообще про тамаду интересно - то, что они появились - это какой-то культурный сдвиг.
Ну так я про это весь пост и писала. Про то, что это очевидный какой-то культурный ... не сдвиг даже, а ... эээ ... облом )))))

Ну смысл в чем. Маленький элегантный праздник для самых близких (или вот как у Джокер - вообще всех нахуй послать и праздновать вдвоем) - это клево. Но это совершенно нетрадиционно (в России). И почему-то умные люди, которые в повседневной жизни поступают вполне себе элегантно, события-экстремумы отмечают в традиционном русле. А традиция, как верно заметил Ондатр, выродилась и сдохла. Поскольку вся традиция свадебного обряда в России происходит от деревенского, общинного обряда (отсюда огромный стол, огромное количество приглашенных, еды, питья - все то, что в современных условиях избыточно и потому просто неприлично).

Поэтому городской свадебный обряд, как рудимент общинного, страшно конфликтует с природой тех людей, которые этот обряд практикуют. От этого получается скучно, глупо, противно. Но принуждающая сила традиций сильнее. И так возникают некие мелкие "поправки". Например, тот же тамада, которому делегируются полномочия создавать хоть какую-то "движуху". Или то, чего не было еще десять лет назад, - кидание подвязки невесты. Или вот практически исчезнувший элемент "напиться". Или еще что-то.

То есть сама традиция не меняется, но в ее содержание вносятся кое-какие коррективы. Не исключено, что это всего лишь мода, и через десять лет тамаду снова перестанут нанимать, а вернется обычай напиться в зюзю. Но сама традиция даже не ставится под вопрос.
Да свадьбы и в мое время были (пощелкала пальцами, но определения так и не нашла). Но даже просто напиться все же культурней, чем тамада. Или вот, как я тебе как-то рассказывала, невесте пройти по всему Арбату в сопровождении отряда барабанщиц. Жаль еще, что окровавленной простыни на древке перед всей процессией не несли.
Ну, если уж так по большому счету - то и в мои времена можно было обойтись без свадьбы, если кто сильно не хотел. Из моих нынешних подруг никто не устраивал. Не хотели, и все. Привет.
Из моих без свадьбы обошлось пар ... пары три, наверное. Я их всячески приветствовала.

К вопросу о барабанщицах. Во. Что вспомнила. Где-то в начале 90-х появилась было еще совсем маразматическая традиция - если женились студенты, то они во время церемонии приезжали в институт!!! поскольку женились все по субботам, а в субботу были пары, постольку я регулярно по субботам натыкалась на невест с женихами, обносящих свою группу шампанским и тортом. Это выглядело настолько убого и вообще странно. Но эта поправка к традиции просуществовала где-то не больше года и потом исчезла, как будто и не было ее. То есть это было где-то моем курсе на втором-третьем, а потом исчезло.

То есть все-таки есть некие моды в свадебном ритуале. И не исключено, что это тоже поиск своего пути, будь он неладен.
А я думаю, что это не просто поиски традиции, Сью. Это еще и готовность впустить общественное в свое личное. Что и характерно для тоталитаризма. А про традиции тоже интернесно. почему твои вроде как западноцентрированные знакомые из "среднего класса" берут за образец что-то такое традиционно-кондовое. Ориентировались бы уж тогда на западные буржуазные образцы.


Комментарии (45): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник жуть | Кудряшка_Сью - рейнеке-лис | Лента друзей Кудряшка_Сью / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»