• Авторизация


праздник труса 27-10-2008 12:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Состоялся у меня надысь прелюбопытнейший разговор с той приятельницей, у которой противный ребенок. То есть ребенок незлой и не специально вредный, а де-факто неуправляемый. Очень активный, очень шумный, очень агрессивный. Достает всех страшно, а когда запрещаешь ему доставать - обижается.

Так вот, стали мы о чем-то с этой приятельницей беседовать, и потом как-то разговор перешел на безопасность мира, а с этой темы - на безопасность в крупных городах России, то бишь в Питере и Москве, "тогда" и "теперь". И вот мы обменявшись банальностями типа "тогда общий фон был более безопасным, чем теперь", нечаянно перескочили на то, что и детей из школы не разрешают забирать никому, кроме папы, мамы или специально аккредитованной няни, а вот тут ребенок собрался уйти домой с другим ребенком, живущим в том же доме, за которым пришли родители - так не отпустили, сказали ждать няню. Вот такой теперь небезопасный мир.

И я чешу нос и говорю: ну как бы да, с одной стороны, это правильно, поскольку фиг его знает, что за эти 10 минут может случиться. Но с другой стороны, ребенок тогда растет как в вате - привычка делать что-либо самостоятельно вырабатывается у него значительно позже, чем у, например, нашего поколения, которое родители один раз отвели в школу и один раз забрали из нее, а потом и дорогу в эту школу забыли. И еще такие дети (как мне кажется, говорю я) должны воспринимать любой внешний мир, в который они не введены взрослыми, как враждебный и опасный. То есть в школу ребенка отвозят, из школы его забирают, в секцию его отвозят и забирают. То есть он все время из безопасного дома оказывается в другом (тоже безопасном, хотя и не настолько безопасном, как дом) месте как бы "внезапно", процесс транзита для него исчезает, так как в ходе этого процесс он болтает с родителями или спит. Мир предстает как несколько практически не связанных между собой фрагментов (дом, школа, секция, театры, зоопарки и пр), в которые он попадает почти волшебным способом и под эгидой родителей.

Это я все вслух рассуждаю.

А приятельница моя мне и говорит: да, это так, и я уже сама вижу, что он боится дороги.

А я ей говорю - да он не только дороги, он по идее должен ВСЕГО бояться, всего того, куда он попадает без опеки взрослых.

И тут я вспоминаю, как мы сами его опекали два часа в отпуске, пока родители по магазинам бегали. Мы тогда пошли в зоопарк (в смысле нас родители отвезли). А там было шоу попугаев, и из публики вызывали детей - дрессировщик попугаев давал ребенку виноград, ребенок зажимал между зубами, а попугай аккуратненько брал - со стороны выглядело как поцелуй. Потом ребенок мог погладить попугая и еще что-то. Ну, обычный забавный интерактив. Так вот, ребенков вызвали человек пять. И этот был единственным русским среди них и - ЕДИНСТВЕННЫМ, кто не улыбался публике, родителям, дрессировщику и попугаям.

Единственным. Остальные дети, ожидая своей очереди на целование с попугаем, махали родителям, лыбились во весь рот, показывали пальцами на попугаев и вообще вели себя так, как будто они абсолютно счастливы. Этот же ребенок стоял набычившись, внимательно следил за всеми вокруг, никому не улыбался и явно волновался о том, как "все пройдет". Все прошло нормально, попугай поцеловал, я сфотографировала это дело и помахала ему рукой, дрессировщик пожал ему руку и что-то сказал по-испански, и довольный и счастливый ребенок, НЕ УЛЫБАЯСЬ, сошел со сцены, вернулся на свое место и СТАЛ УЛЫБАТЬСЯ.

И я подумала, что это был праздник труса.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (77): вперёд» последняя»
про фрагменты - понравилось, и соглашусь
(и подумаю еще, со своими примерами)
Из школы действительно не отпускают. Но с кем он приходит в школу, никто не заморачивается. Так что в школу ребенок вполне может и один ходить - вполне достаточно, чтобы не бояться дороги. И потом, некоторые родители сами запугивают детей, вместо того, чтобы просто и внятно, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить и внушить основные правила безопасности.

Одному ездить по городу ему, наверное, действительно еще рано. Москва - город реально стремный, и на детей мало расчитанный. Я помню, мы уже начинали отпускать парня ездить одного в метро, если по прямой. Потом фигак! - метро взорвали. И я перестала отпускать. Потому что, если что, то лучше все же, чтобы рядом был взрослый. Я рассудила, помнится, что, если всех убьет, так что ж делать, а вот, если надо будет выбираться среди паникующей толпы, то ребенку лучше со взрослым.
Поскольку мне часто приходится разъяснять людям то, что от них требуется в той или иной ситуации, а времени, как правило, мало (а ситуаций - много), я часто ограничиваюсь чисто техническими подробностями, опуская то, что для меня, в общем, само собой разумеется. И потом, когда я приезжаю посмотреть на то, что получилось - частенько вижу такие картины маслом, что автомат сам вырастает в руках, и непреодолимое желание прикончить их всех (чтоб не мучались) жжот сознание адским напалмом. Это было лирическое вступление, а теперь - лирическое формулирование сути:

Некоторые люди (почему-то) настолько помешаны на своих интересах, что начинают выгрызать их даже там, где ими даже не пахнет. Есть такие, которые в любой ситуации вызывают общее напряжение таким образом, как будто пытаются занять в ней как можно больше места и проникнуть всюду, куда не запрещено проникать. И потом обижаются, когда их начинают выметать из ситуаций по простой причине - извините, заебали. Когда я встречаю таких персонажей - я сразу же вспоминаю таких вот детей, но по-прежнему не знаю что делать и вряд ли имею возможность судить о том, кто виноват. Я даже не уверен, что это от страха, ибо возможно, что стремление контролировать и заебать как можно больше времени, пространства и людей исходит из теоретической возможности получить больше кайфов, урвав себе то, до чего другим нет дела. Как бы утащить то, что плохо лежит, загнав остальных в замешательство (очень низкий эмоциональный тон). В случае с попугаем именно это и имело место, просто детей было много, и никто не обратил внимания на скрытую враждебность.

Да, корни всего этого теряются, пожалуй, именно в Лас-Вегасе. Об этом я сейчас как раз пишу глубокое и занудное эссе. Что касается этого самого ребенка, то, в общем, надо что-то делать, ибо потом родители будут виноваты вообще во всем - достаточно будет один раз огрести от хулиганья или пережить что-нибудь из этой же оперы. Ибо хулиганье кучкуется по географическому признаку, контролируя "район". То есть берется оно оттуда же, откуда и неуемный вынос мозга в любой ситуации. И низкий эмоциональный тон в случае с попугаем - это ровно тот же вынос мозга.
Ровенка 27-10-2008-14:59 удалить
боюсь, что я буду такой же мнительной мамой, когда будут собственные дети... потому что по природе мнительна. И пока не придумают способ контроля чада, в котором буду уверена, буду контролировать и т.п.
zouty 27-10-2008-15:04 удалить
Спасибо, Сью. Интересная заметка.
Я, конечно, уже не стала говорить этого маме-приятельнице, а стала думать про это молча. Так вот, что я стала думать.

Когда мир, осознаваемый как опасное, враждебное, фрагментированное пространство, где лучше находиться под присмотром старших, начинает превращаться в открытое, дружелюбное, прогнозируемое, цельное пространство, где можно находиться и одному?

Есть ли у подростка, воспитанного в первом способе осознания мира, вообще шансы осознать этот мир вторым способом?
И - шире.

Есть ли у поколения, воспитанного в рамках первого способа, шансы осознать мир вторым способом?

Есть ли у культуры, которая возникает там, где мир осознается первым способом, шансы не быть изоляционистской, де-солидарной ("верить можно только самым близким людям", "люди - звери, будь начеку"), фрагментированной, иерархической?
И - еще шире.

Есть ли у такой культуры при взаимодействии с другими культурами шансы не оказаться в ситуации, описанной Медведосвином: "когда их выметают из ситуаций по простой причине - извините, заебали"?
Можно подумать, что поколение тех, кого один раз в школу отводили, воспринимает мир как открытое, дружелюбное, прогнозируемое, цельное пространство. Как бы не наоборот. Ребенок, который привык чувствовать себя защищенным, вырастает более смелым и уверенным. Или ты думаешь, что детей одних на улицу большого города не выпускать - чисто русская затея? Мы же уже разговаривали как-то об этом. С Динь, если помнишь.
А вы чего раскипятились, матушка? ))))) Ответьте лучше на самый первый вопрос.
Можете заодно попытаться ответить на вопрос, почему испанские ровесники русского мальчика улыбались, а он нет. Или почему русских во всем мире узнают по настороженному выражению глаз.
Я попробую ответить. Когда ребенок привыкает чувствовать себя защищенным, потому что ВСЕ люди могут помочь ему в случае чего - это одно. Когда ребенок чувствует себя защищенным только в присутствии родителей (потому что только родители ему помогут в случае чего, а остальные люди его обидят) - это другое.
И культура, в которой ребенок воспринимает мир как прогнозируемое дружелюбное пространство, возникает только там, где родители защищают ребенка не от других детей и родителей, а от непредвиденных ситуаций.
Да, пожалуй, фактором культуры становится не защита (потому что защищают везде), а то, ОТ ЧЕГО (кого) защищают.

Ну и массовость явления.
Ухолот 27-10-2008-19:38 удалить
Некоторые эмигрируют только для того, чтобы чаще улыбаться в солнечных краях. Настороженность размывается средою.
Сью, я не горячилась. Просто не согласилась с тем, что из того факта, что детей сопровождают в школу и в другие места, следует, что дети начинают рассматривать мир "как опасное, враждебное, фрагментированное пространство, где лучше находиться под присмотром старших". Если же его защищают от других детей и их родителей - то там уже всякое возможно, раз у ребенка родители психопаты.

Поэтому я не могу и на первый вопрос ответить. Потому что не уверена, что ребенок воспринимает мир как враждебное пространство.

А почему все улыбались, а он нет - да это может быть по-разным причинам. Например, потому, что испанцы вообще более веселые. Вообще у меня слишком мало информации об этом конкретном мальчике, чтобы что-то утверждать.

А почему взялась идея, что защищают от детей и их родителей?
Про русских с настороженными глазами - это то, о чем я пыталась сказать. Поколения русских детей ходили в школу и из школы сами с первого первого сентября, и их рано начинали отпускать гулять одних. И это не помешало им иметь настороженные глаза и воспринимать мир как враждебное пространство. Так что я думаю, что дело не в самом факте сопровождения - не сопровождения. А в чем-то другом.
В Москве идея не отпускать появилась где-то в середине 80-х, наверное. А до того все сами ходили.

А знакомой своей так и передай - что школа не следит, с кем ребенок приходит в школу. )))))))) Только для начала лучше все же у него спросить, хочет ли он ходить в школу один. Если хочет, то пусть и ходит.
Я спросила ребенка, как он относился к сопровождению. Он выразился в том духе, что считал, что это нужно, чтобы мама не волновалась.
Ну так да, я про то и говорила все это время. То есть от конкретного мальчика уже ушла.

1. Испанцы вообще более веселые, чем русские, - почему?

2. Дело не в самом факте сопровождения (и шире - защиты), а в чем-то другом - по моей мысли, в том, от чего/кого защищается ребенок.

Неоднократно установленная социологами и хорошо заметная в Европе недоверчивость и настороженность русских ("можно ли доверять людям? - однозначно нет и скорее нет = 80%), возможно, вызвана воспроизводящейся культурной нормой - представлением о мире как об опасной среде, а о людях как о потенциальных обидчиках.

Норма воспроизводится по-разному (разными способами и в разных стратах в разной степени). Но практически всегда неосознанно.

Если вернуться к тому способу ее воспроизведения, с которого я начала этот пост, то невероятно, чтобы родители прямо говорили своему ребенку: мы ходим с тобой или нанимаем для этого няню или просим знакомых, потому что мы боимся, что тебя кто-нибудь обидит.

Не думаю, что это так даже в семьях психопатов.

Я думаю, что интенция защиты от "других" (в противовес защите от несчастных случаев) не проговаривается. Однако если она на подсознательном уровне присутствует у родителей, то каким-то образом считывается и ребенком.

Тут одни предположения. Я подумала, что было бы небезынтересно выяснить, увязывается или не увязывается интенция, стоящая за сопровождением, с культурной нормой. И как ее (интенцию) обнаружить. Поскольку она действительно не проговаривается и не осознается.

Я это к тому, что хмурые русские хмурые вовсе не только потому, что их регулярно наебывало государство. Ребенок, настороженно оглядывающийся на детском шоу (!), ничего не знает о государстве. Он имеет только какие-то базовые представления о мире и людях. Которые представления чем-то и как-то сформированы. Какой-то интенцией родителей. Каким-то "в воздухе носится" среды. Чем-то.

Чем, сцуко?
Я лично знаю людей, которые не пускали одного на улицу вполне уже большого ребенка и объясняли ему это при помощи рассказов о Страшном Маньяке, который его поймает, в попу трахнет, а потом ножом зарежет ( с кровавыми подробностями). А ты говоришь, даже у психопатов. Психопатов ты не знаешь. )))))))
(офигела)

Слушай, я вспомнила ту грузинскую семью, помнишь, я рассказывала? с ребенком по имени Зуко. Так вот, когда он был красивым 11-летним мальчиком, с мамой случился приступ паранойи, и она спрашивала меня, как лучше объяснить мальчику, что есть мужчины (дальше с грузинским акцентом и тараща глаза) "каторые малчиков хатят!". Я тогда так ржала. Ничего ей не посоветовала - сказала, что надо провести инструктаж о том, как почувствовать опасность и что делать, если опасность чувствуется.
То есть, на мой взгляд, адекватным подходом является подход не о том, чтобы запретить любые контакты с незнакомцами (а вдруг человеку плохо стало на безлюдной улице, и рядом только этот мальчик, а до аптеки с корвалолом 4 шага, но их уже не пройти - ну это я фантазирую), а в том, чтобы научить отличать опасного человека от неопасного.

(кажется, поймала мысль)

Опасное от неопасного. Хорошее от плохого. Добро от зла.

Разобраться в этом непросто, поэтому проще объявить опасными ВСЕХ ДРУГИХ.

(опа-опа)
Сью, про незнакомых людей детям объясняют, когда они еще совсем маленькие, и еще не способны отличить хорошего человека от плохого с первого взгляда - это и взрослому-то сложно. К тому же взрослый легко обманет ребенка. Причем объяснять реально нужно, даже если он один еще не ходит - просто мало ли что может случиться. Это как проследить, чтобы он знал свою фамилию и адрес, как только стал способен их выговорить. Поэтому лучше все же сказать про всех незнакомцев. Случай, чтобы по всей улице ни одного человека, кроме сердечника и ребенка лет пяти - как-то уж очень мало вероятнен.

Я говорила, что большинство людей нормальные, и очень маловероятно, но все же может встретиться один безумный. Скорее всего не встретится, но лучше этого не проверять. И что нормальный взрослый поймет и не обидится, если ребенок не станет с ним разговривать. Потому что правило "не разговаривай с незнакомыми" известно всем. Так что, если взрослый обижается, то это уже сигнал, что что-то не так. А самому за помощью нужно обращаться к взрослым, которые идут с ребенком. Еще жалела, что не уверена в том, что нужно его учить обращаться к людям в форме. И, что, если незнакомому взрослому нужна помощь, то нужно звать других взрослых.

И учить этому еще почему лучше, когда он маленький - потому что тогда он еще не требует подробных разъяснений - достаточно сказать, что иногда, очень редко, может, один из тысячи, но бывают опасные взрослые, которые могут обидеть ребенка. А вот, если в 11 начать объяснять, то тогда, конечно, он уже потребует объяснений. А так к 11 он уже просто твердо знает, что в чужие машины садиться нельзя. И в гости к незнакомым дядям тоже не надо ходить. Это как переходить улицу только на зеленый свет. И его можно выпускать одного. )))

А вот одна моя знакомая сказала дочке, что нельзя разговаривать с незнакомыми потому что все люди сволочи. Все.

А я как-то уже здоровой дурой лет 17 вляпалась в "помогите старенькому дедушке". Причем даже после того, как свалила, переживала - а вдруг ему и правда нужна была помощь. Потом решила, что с такой помощью он все же не должен был обращаться ко мне.
Че-то никогда не интересовалась как ходят в школу испанские дети. У моих знакомых детей нет. Хотя сегодня видела соседского мальчика и его отец отводил в школу, а мама выходила погулять с собачкой, а поскольку уже было довольно поздно, то я думаю, что мама не работает, а сидит дома и может забирать ребенка из школы. Ребенку лет 8-9.

Меня удивляет вот что - я уже не от одного человека слышала, что при детях нельзя переходить улицу на красный свет. (Кстати, мой папа всегда в этих случаях говорил: "Доча, смотри, я тебе показываю как НЕ надо делать.)
А тут все серьезно так рассуждают, что факт перехода улицы на красный свет надо скрывать от детей. Не знаю, мне кажется это странным, вроде дети вообще идиоты какие-то.

Ребенок мог не улыбаться не только и не столько из-за страха, а из-за чрезмерной запрограммировастью родителями на успех и боязнью сделать что-то не то на глазах у всех. У нас вообще это очень сильный страх - как бы кто не подумал чего-то.
Пенка.
Я думаю, что лучше было бы детей учить, что не обязательно слушаться взрослых. Это опасно.

А я и совсем недавно вляпалась - дедушка помощи хотел. Позвал меня, а я, как честная бывшая пионерка, думала может он хочет, что бы я его через дорогу перевела, а он мне начал рассказывать про мои чудесные глаза и прекрасную персаналити, а так же стиль и тада. Я говорю: "как ты быстро мою персаналити разглядеть успел, дедушка!" В общем я дедушку оставила не дожидаясь пока он мне ясно скажет чего ему надо. Деду лет 95 было, на ладан дышит, а туда же. Вот вам смешно, а меня до сих пор совесть мучает, хоть и понимаю, что глупо. При такой разнице в возрасте я себя почуствовала школьницей и меня так воспитывали.
тьфу.
запуталась уже. не знаю поняли ли вы, что я хотела сказать.
Еще, Пенка.
Как-то шла по улицы со другом и он чужого пацана лет 10-ти спросил чего там просиходило с футболом (как раз шел матч и я друга отвлекала от его просмотра). И пацан незнакомцу ответил.
А че тут такого? Он же пацана руками не трогал, вежливо так спросил (с детьми же тоже можно разговаривать вежливо, что у нас вообще как-то не принято)
Очень, очень интересно.

Получается несколько стратегий подготовки ребенка к опасностям:

1) ребенку говорится, что все люди сволочи - воспроизводится культурная норма

2) ребенку говорится, что Страшный Маньяк распилит его пилой, предварительно трахнув в попу (как отличить Маньяка от не-Маньяка, не говорится, очевидно) - воспроизводится та же культурная норма или создается индивидуальный страх

3) очень маленькому ребенку говорится, что очень редко, но встречаются опасные люди, хотя люди в большинстве своем хорошие (как отличить - тоже не говорится в силу возраста, но, насколько я понимаю, по ходу взросления ребенка работа на эту тему ведется), поэтому лучше превентивно избегать контактов с незнакомцами - дается установка "люди хорошие, среди них редко встречаются плохие, поэтому пока я не могу отличить хорошее от плохого, лучше избегать всего". Впоследствии она трансформируется в "люди чаще хорошие, чем плохие, надо научиться отличать плохих от хороших, чтобы избегать плохих и общаться с хорошими".

4) более старшему ребенку объясняется, как почувствовать опасность, исходящую от взрослого, другого ребенка или собаки, и объясняется, что в таких случаях делать - тоже дается установка "люди чаще хорошие, чем плохие и надо научиться их различать", но трансформируется в "надо уметь справляться с плохими людьми, если они вдруг повстречались".

Пока все.

Последний Машенькин пример, кстати, относится к стратегии 4. Это пример различения опасного и безопасного.

Кстати, опасное и безопасное можно различить еще вот как. Это я сама сто лет назад придумала, когда была хорошенькой девочкой. Если к тебе обращаются с вопросом или просьбой, не глядя на тебя внимательно (то есть обращаются именно к тебе просто потому, что ты ближе других прохожих), - то это скорее безопасно. Если из других прохожих выбирают конкретно тебя, внимательно на тебя смотрят - то это скорее опасно.
А вот еще если и конфетку дают - так это вообще как опасно!


Комментарии (77): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник праздник труса | Кудряшка_Сью - рейнеке-лис | Лента друзей Кудряшка_Сью / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»