Маленькая лань.
Фрида Кало - это образец неженской стойкости характера, силы воли, пылкого нрава в сочетании с абсолютно самобытной красотой, обольстительностью и трагической судьбой. Поэтому неслучайно, что это прямо или косвенно нашло отражение в ее картинах... «Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи? Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю жизнь... Мое творчество — самая полная биография, которую я смогла написать». Неумолимая судьба забрала у Фриды Кало здоровье, но не сломила дух, и предопределила все в ее жизни — «от живописи до умения любить». Художница писала: «Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни. Я очень много ждала от нее, каждую минуту осознавая, что я могу все это потерять. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Отсюда эта неутолимая жажда жизни и любви».
Фрида Кало появилась на свет в городе Мехико 6 июля 1907 года. Она была третьи ребенком. Отец был венгерским евреем, который родился в Германии. Мать была испанкой, которая родилась в Америке. Её настоящее имя Магдален Кармен Фрида Кало у Калдерон.В возрасте шести лет она переболела полиомиелитом. Последствия болезни сказались на её правой ноге. Она стала короче левой на несколько сантиметров и намного худее. Из-за этого её дразнили «деревянной ногой», но она, натягивая несколько колготок на ногу, бежала играть в футбол, плавать, а так же, она увлекалась боксом. Это все объясняет её сильные черты характера.Чтобы скрыть это увечье, когда Фрида стала взрослой, она носила брюки , а затем национальные мексиканские платья, очень длинные.17 сентября 1925 года в возрасте 18 лет Фрида Кало попала в автокатастрофу.
Фрида Кало (справа крайняя) с сестрой Кристиной и подругой Изабель.1919г.
На автомобиле она врезалась в трамвай. Прут токоприемника от трамвая вошел в Фриду, поломав тазобедренную кость и повредив матку, в результате чего она не смогла больше никогда стать матерью, позвоночник был сломан в трех местах, множественные переломы рёбер, правая нога была полностью раздроблена, многочисленные ушибы и вывихи по всему телу. Когда она поступила в больницу, все врачи говорили что она не выживет, но она пережив более тридцати операций, не покинула этот мир.После аварии она находилась в неподвижном состоянии много месяцев и из-за того, что было нечего делать, она попросила у родных набор для рисования. Ей соорудили устройство, чтобы ей было удобно писать свои картины лежа. На потолке было прикреплено зеркало, благодаря чему она начала свой путь художника с автопортретов.«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что я сама ‒ это тот предмет, который известен мне лучше всего».Ни на одной из работ не изображена улыбка Фриды, её заменяет серьезное или грустное лицо, большие брови и чуть видные усики.
В детстве Фрида мечтала изучать медицину и в возрасте 22 лет она начала её изучать в Национальной подготовительной школе. Все её называли эпатажной, и благодаря своему типажу, она собрала вокруг себя несколько своих одногрупников, создав группу «Качучас».В этом заведении она увидела человека, которого полюбила на всю жизнь. Этим человеком был Диего Ривера, знаменитый художник того времени, был только один художник который мог посоревноваться в мастерстве, это был Альфаро Сикейрос. Диего являлся ярким коммунистом и его любили обычные люди. Его всегда любили женщины, что очень странно, он был очень большой и толстый. Его волосы всегда были растрепаны и торчали в разны стороны. Он рисовал себя в виде жабы с сердцем в лапах. О любви он говорил так: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать».
Автопортрет.
Автопортреты Фриды Кало помогли ей сформировать представление о себе, найти путь к самопознанию. Лицо художницы почти всегда одинаково уподоблено маске, не показывает чувства и настроение. Ее произведения следует рассматривать как метафорические конспекты конкретных переживаний. Она черпает приемы из мексиканского народного искусства, доколумбовой культуры, местных ретабло.Это явление получило название "калоизм", тьма поклонников маленькой мексиканской дивы со сросшимися бровями и плохо сросшимися костями гордо носит имя "калоисты", но по силе влияния ее мифа на людские умы впору назвать все это "фриддизм" и изучать как психотерапевтический прием. Потому что это прежде всего история о жизни через абсолютное не могу.
Автопортрет
Фрида все время ходила вокруг него, как маленькая девочка пыталась привлечь его внимание. Она все своим знакомым говорила, что выйдет за него замуж. И её упорство увенчалось успехом – у них закрутился роман.Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, художница приехала к Диего Ривере показать свои автопортреты, созданные в течение года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет. Картины Фриды Кало произвели на известного художника большое впечатление: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
В 22 года Фрида Кало вышла замуж за Диего (ему было 42 года). Во время свадьбы, её муж показал свой плохой нрав, напившись, он начал стрелять из пистолета, чем напугал всех гостей. На утро отрезвев и осознав все то, что он натворил, Диего ползал перед Фридой на коленях и просил прощения и естественно был прощен.Скоро молодожены переехали в «голубой дом» который находился в самом богатом районе Мехико .
Фрида и Диего Ривера.
Сама земля (две обнаженные в джунглях), 1939
Автопортрет с короткой стрижкой, 1940
Зная, как Ривера любит её длинные волосы, она не раз обрезала их после ссор с ним. Словно, вместе с локонами она отсекала свою привязанность к мужу. Такой момент саморазрушения запечатлен на оной из ее картин, написанной после развода.
[показать]
Автопортрет с распущенными волосами .1949
Автопортрет (Диего в мыслях)
На протяжении всей супружеской жизни Диего спал с другими женщинами, и обо всем Фрида знала и очень страдала от этого. Но, не смотря ни на что, она любила этого человека и всегда помогала ему в его начинаниях.Всю свою жизнь она мечтала о ребенке, она была трижды беременна, но из-за травмы у неё всегда случались выкидыши. После этого, все чаще на её картинах начали появляться дети, в основном мертвые.На протяжении всей своей жизни, как и её муж, Фрида Кало была коммунисткой и ещё в 1928 году вступила в партию, но потом она ушла из неё из-за того, что оттуда выгнали Диего. Но в 1933 Фрида возвращается обратно к коммунистам. Она до дыр читала работы Маркса, Ленина и Сталина, и могла пересказать их почти наизусть.В 1934 году Диего Ривера переспал с сестрой Фриды, когда она была натурщицей для художника. Жена, конечно, узнала об этом, но сам Диего не отрицал это. Это было сильнейшим потрясеньем для неё, но своим горем она не делилась ни с кем, выплеснув все это на свою картину, которая наверно является самой грустной в её творчестве:
Всего-то несколько царапин.
Всеобьемлющая любовь(я и Диего).
Диего и я.1949.
Портрет Диего Ривера
Но, отойдя от потрясенья, Фрида решила, что тоже имеет право на измены. Её мужу это сильно не нравилось, он был очень ревнив, однажды он чуть не застрелил одного из любовников Фриды, американского писателя или скульптора.Множество легенд ходило между отношениям Фриды Кало с Троцким. Но все они не доказаны, и нельзя точно утверждать, что они спали друг с другом. Но, что известно точно, так это то, что Лев Троцкий жил в Мексике у Фриды дома и Диего очень ревновал свою жену к этому политику.Фрида Кало сильно увлекалась психоанализом, в частности у неё было множество работ Зигмунта Фрейда, и она была первым человеком в Мексике, который подверглся психоанализу.Физические страдания преследовали Фриду всю жизнь, но она умела лучше всех веселиться и отдыхать чему завидовали её ближние. Но из-за болей в позвоночнике ей время от времени приходилось ложиться в госпиталь.
Автопортрет
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.
Корни
Мое платье висит Там (Нью-Йорк), 1933
Что мне дала вода
В жизни Кало не существовало полутонов. Она целиком отдавалась чувствам. В этом и была тайна ее магической стойкости и притягательности. Несмотря на мучительные физические страдания, закованная в корсет женщина искрилась юмором и могла хохотать до изнеможения. Но оставшись наедине с кистью, она была до конца откровенной. Ни одной улыбки на десятках автопортретов — «Моя жизнь — это серьезная история». Боль и любовь, потери и творческие взлеты — все запечатлено в картинах. Фрида так мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила иметь детей. Три беременности — настоящий подвиг при ее физическом состоянии — закончились выкидышами. Вся безутешность откровенно запечатлена в картинах. «Впервые в истории искусства женщина выразила с абсолютной откровенностью, так обнаженно и, можно сказать, со спокойной свирепостью то общее и частное, что присуще женщине», — писал Ривера.
Плоды Земли
Моисей (Ядро Создания)
1948.
Автопортрет с бусами
С первых дней брака Ривера задаривал жену украшениями, которые та очень любила. Одно такое ожерелье племянница Фриды подарила актрисе Сельме Хайек за то, что она так точно и ярко раскрыла образ художницы.
Моя сиделка и я
Символика Кало опирается на национальную древнюю индейскую мифологию, которую она блестяще знала. Ее работы проникнуты духом «наивного искусства» доколумбовского периода. Фрида изображала себя в национальной мексиканской одежде, которую очень полюбила после свадьбы, в окружении животных, растений и предметов. Иногда она рисовала у себя на лбу и груди лица людей и события своей жизни .Везде яркие краски, отсутствие перспективы, четкие силуэты и детали, в которых прослеживаются традиции мексиканского магического реализма .
Фрида Кало и Диего Ривера 1931
Две Фриды 1939
Xтобы понять Фриду, надо помнить, что после той аварии она ВСЕГДА испытывала боль! Она не отпускала её ни на минуту. Всё, что делала художница, накладывалось на эту боль: творчество, любовь, секс. Это раскололо её личность надвое. Она часто рисовала себя со стороны, иногда даже два автопортрета на одном полотне, как на этой картине «Две Фриды».
Госпиталь Генри Фонда 1932
Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами, 1932
Фреска Диего Ривера.
Противоречивость была заложена в Фриде от рождения. Народная мексиканская художница имела отца - еврея и мать наполовину испанку, наполовину мексиканку .Родившаяся и прожившая жизнь в Мехико, она носила костюм другой области Мексики, к которой не имела никакого отношения. Всегда испытывающая боль, Фрида Кало своими поступками, любовью к жизни, яркими нарядами создавала иллюзию цветущей, здоровой женщины.Вероятная бисексуальность, явное присутствие мужских гормонов (усики), переодевания в мужской костюм в мрачные периоды своей жизни и – невероятная женственность национальных нарядов в период восстановления отношений с Риверой.Как натура творческая, она искала свой, уникальный, неповторимый образ. Во времена сильного увлечения коммунистическими идеями, еще до свадьбы, она подражала стилю революционерки Тины Мондотти, носила красные революционные блузки, галстуки, узкие юбки и кепки. Подчеркивая тем самым равенство с мужчинами, товарищами по партии. Такой изобразил Ривера Фриду на своей фреске. Справа – Тина Мондотти на той же фреске с пулеметной лентой в руках.
Портрет Доны Розиты Morillo Сафа, 1944
Магнолии, 1945
Солнце и жизнь, 1947
Картины Фриды Кало озадачивают. Она написала около 145 картин маслом, 60 из них - автопортреты. Фрида писала и натюрморты из цветов и фруктов, в которых прятала черты своего лица (количество автопортретов возрастает, таким образом, до 80-ти). Она изображала себя в виде невесты, нищей, профессора, врача, Одиссея, супруги бога Шивы. Картины, написанные тонкой кисточкой, полны символических деталей и знаков.
Цыпочка, 1945
Цветок жизни. (ну просто классика анатомии ...и физиологии).Подобная картина есть и у Диего Риверы.
Испугавшаяся невеста (увидев жизнь открытой).1943
Безнадежность.
На картине Фрида лежит в кровати, стоящей в гористой пустыне. Над кроватью установлена непропорционально большая лестница, поддерживающая огромную воронку, вставленную в рот лежащей женщины.
Воронка наполнена красным мясом, черепами, рыбой, непонятными, но отталкивающими объектами. В небе еле светит луна и ярко сияет солнце, похожее на помидор. Картина называется "Без надежды". Фрида изобразила себя сытой по горло ложью мужа-изменника Диего.С одной стороны, это - визуализация испанской поговорки ("кормить из воронки" - "вешать лапшу на уши"), с другой, это - очень болезненная сцена, свидетельство травматического переживания. Лидер французских сюрреалистов Андре Бретон был в восторге от живописи Фриды Калло, но она отказалась причислить себя к сюрреалистам, дескать, она занята в своем искусстве исключительно собой.
1950 год стал переломным в жизни Фриды. Она перенесла 7 операций и провела в больнице почти год. Выйдя из госпиталя, она передвигалась только в инвалидной коляске.В 1952 году её настигает ещё одна трагедия, ей ампутируют правую ногу.Первая выставка и последняя в жизни картин Фриды Кало прошла в 1953 году. В галерею её доставили прямо из больницы и положили на кровать в центре зала. В это время она была очень больна, но все равно нашла в себе сил и веселилась, и пела национальные песни. В этот день она очень много выпила, пытаясь тем самым заглушить боль. Эта выставка потрясла все присутствующих своей неординарностью и жестокостью. После показа, ещё долгое время у всех на устах крутилось имя – Фрида Кало.
Автопортрет с попугаями.
Многочисленные автопортреты Фриды Кало - красноречивые свидетели ее страданий, в них запечатлелась ее живая измученная душа. Когда-то Диего назвал ее работы милыми, как прекрасные улыбки и несчастными, как вся ее горькая жизнь. Сегодня живописные работы Фриды Кало считаются государственным достоянием Мексики. Она достигла всемирной славы среди немногих латиноамериканских живописцев.
Frida and Nickolas Muray, c. 1939
Фрида Кало умерла от тромбоэмболии легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.
Хайнц Берггрюн (Heinz Berggruen) - коллекционер, меценат и некогда возлюбленный Фриды Кало рассказывает: "Ее очень сложно классифицировать. Она настолько неповторима, в том числе и в современном искусстве, совершенно независима, уникальна! Она превратилась в абсолютный миф, чего она совсем не старалась добиться, потому что была слишком скромна для этого. Для меня Фрида и по-человечески невероятно важна. Многое из того, что со мной произошло, я, похоже, совершенно забыл, но Фрида остается в моей памяти".
Многие, по разному относятся к творчеству Фриды Кало, от восхищения до отвращения. Но что понятно точно, так это то, что она была великой женщиной. В её работах очень много гнева, жестокости и бесстыдства. В доказательство того, что она была такой же, как и её картины можно привести факт, что у неё дома находилась банка с заспиртованным народившимся ребенком.Практически на протяжении всей своей жизни Фрида Кало вела личный дневник, где в основном рисовала или делала искизы для своих картин. До конца 20 века правительство Мексики держала эти записи в архиве, но потом выпустило их для продажи и теперь эта замечательная вещь доступна для общего просмотра.
http://sunny-art.ru/frida-kalo-biografiya/#more-649
http://lisawallerrogers.wordpress.com/2010/01/22/frida-kahlo-had-childhood-polio/
http://evaramos.viewy.ru/page/2/
http://dykeside.ru/blog/meksika_v_berline_ili_tvorchestvo_fridy_kalo/2010-05-14-25