• Авторизация


Карл Брюлов1 25-02-2017 23:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Карл Брюллов (1799-1852). Часть 1

[598x700]

Семья Брюлловых

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в Петербурге, в семье академика Павла Ивановича Брюллова.

Атмосфера искусства окружала его с самых ранних лет. Одаренная семья Брюлловых воспитала целый ряд художников. Из поколения в поколение в ней передавались цеховые, профессиональные традиции. Лепщиком на фарфоровом заводе работал прадед Карла Брюллова — Георгий Брюллов. Скульптором был и дед его — Иван. «Сын скульптора, российский подданный» указал в своем послужном списке отец Карла Павловича — Павел Иванович, избравший удел орнаментального скульптора. 

Все пять сыновей Павла Ивановича: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван — учились в Петербургской Академии художеств. 

Разносторонность интересов семьи Брюлловых, тесная связь ее с Академией художеств определили ту широту творческого кругозора и высокое профессиональное мастерство, которым Карл Брюллов отличался уже в ученические годы. 

В творческой биографии Брюллова большую роль сыграли его отец и старший брат Федор. «Мы дома работали более, чем в Академии» и,— вспоминал Брюллов. 

Будучи замечательным резчиком по дереву, владея секретом золочения, отец Брюллова был в 1793 году приглашен Академией художеств в качестве учителя орнаментальной скульптуры. Энергичный, предприимчивый, с непреклонным и даже суровым характером Павел Иванович проявлял независимость общественных взглядов, состоя членом масонской ложи. На эфесе его синей эмалевой шпаги золотом был начертан масонский девиз: «Стой за правду». 

Деятельность П. И. Брюллова была широка и разнообразна. Большое участие принимал он в оформлении петергофского парка. По поручению Академии он выполнил резные рамы для больших парадных портретов, изготовил резной и позолоченный трон, кресла, столики для дворцов и т. п. Он занимался миниатюрной живописью, владел техникой гравирования и лепки. Павел Иванович был также страстным садоводом. Одно лишь преподавание в Академии его не могло обеспечить. Приходилось брать работу и на стороне. Состоя мастером «в позолотном на дереве цехе», он выполнял заказы, которые «до его звания совсем не относятся и до его художества не касаются». Своими действиями он, как жаловался старшина фонарного цеха президенту Академии Мусину-Пушкину, от них «хлеб отнимает». 

Недолго пришлось Павлу Ивановичу состоять на действительной службе в Академии. 18 июля 1799 года он получил предупреждение о своем увольнении. Причиной послужила «малая польза» от обучения «мастерству часового и резного на дереве» классов и необходимость их закрытия". 

Предупреждение об увольнении означало лишение академической квартиры. Это заставило Павла Ивановича приобрести неподалеку от Академии художеств, с которой он старался не порывать связи, дом с небольшой усадьбой, позволявшей заняться разведением редкостных цветов. В этом доме на Васильевском острове, на Среднем проспекте между 3-й и 4-й линией, родился и вырос Карл Брюллов 

Выйдя в отставку в 1805 году, Павел Иванович стал работать над оформлением Кронштадтской церкви. Работа эта принесла ему одни только неприятности. Исполненный им трехъярусный резной иконостас долгое время не мог быть установлен, т. к не был принят комиссией из Академии художеств. Желая смягчить свой приговор, комиссия указала, что Павел Иванович «может быть, и не имел довольно времени вырезать всех тонкостей, которые необходимо нужны для иконостаса». 

Однако работа в Кронштадте помогла П. И. Брюллову в 1816 году оформить себя мастером по золотарному делу в экспедиции при правлении Кронштадтского порта. Деятельность Павла Ивановича была на этом поприще столь плодотворна, что дала ему возможность четыре года спустя числиться уже мастером по кораблестроительной части для оформления, видимо, судов, кораблей и др.

Несмотря на свой предприимчивый характер и официальное признание заслуг, выразившееся в получении ордена Владимира за 35-летнюю беспорочную службу в 1828 году, Павел Иванович не приобрел значительного состояния. «Он человек не зажиточный» было указано в резолюции Совета Академии, сделанной на прошении Павла Ивановича, хлопотавшего об отсрочке платежа за учение сына Александра.

Взыскательный и требовательный, Павел Иванович очень рано начал приучать Карла овладевать основами будущей профессии художника. Привлекал он его и для помощи в своей работе, воспитывая в нем качества труженика-профессионала. По его поручению Карл Брюллов еще в ученические годы вылепил для одной из моделей собора фигуры двенадцати апостолов из красного воска, которые возвышались над передним и задним фронтонами. И впоследствии, в пору самостоятельного творчества сына, Павел Иванович продолжал наблюдать за его развитием, давая жизненные советы, снабжая книгами по искусству, изготовляя рамы для его картин. Смерть отца, наступившая в 1833 году, глубоко опечалила Карла Брюллова. 

Непосредственную помощь в наблюдении за воспитанием подрастающих детей оказывал Павлу Ивановичу его старший сын Федор. Не оставив в истории искусства заметного следа, он имел, однако, благотворное влияние на формирование талантов своих младших братьев — Александра, ставшего выдающимся архитектором, и Карла, приобретшего мировое признание. Не только в юные годы, но и в пору зрелого мастерства, они обращались к старшему брату за творческими советами. С теплотой и благодарностью много времени спустя вспоминал Карл Брюллов о той роли, которую сыграл в его жизни Федор Павлович. 

Федор Брюллов родился всего лишь семью годами ранее Карла, но положение старшего сына в семье налагало на него ряд обязательств. Он чувствовал себя не менее отца ответственным за воспитание братьев. Старательный и трудолюбивый, Федор окончил Академию в 1815 году с большой золотой медалью. Дальнейшая его жизнь, человека не состоявшего на действительной службе в Академии, протекала по обычному для художников руслу. Вначале он был учителем рисования в домах петербургской знати (графов Строгановых и Толстых, княгини Огинской), затем преподавателем в университетском Пансионе благородных девиц. Однако основная его работа заключалась в росписи храмов и гражданских зданий. 

Начавшееся в Петербурге в 1818 году строительство Исаакиевского собора было значительным событием в жизни семьи Брюлловых. Оно открывало широкие возможности для применения сил монументалистов, живописцев и скульпторов. Почти вся семья Брюлловых была причастна к строительству собора. 
Несомненно, что Федор Павлович способствовал пробуждению у юного Карла интереса к монументальной живописи, развившегося с огромной силой у него в последующие годы.

Нежная дружба, продолжавшаяся вплоть до кончины, связывала Карла Брюллова с его братом Александром. Он был всего лишь годом моложе его и потому обучение их в Академии проходило одновременно. Искренне привязанный к своему брату, горячо веря в его талант, Карл Брюллов находил в нем не только верного друга, но также умного и занимательного собеседника. Александр Брюллов был одаренным архитектором и замечательным акварелистом. В ученические годы его считали единственным соперником Карла в искусстве рисования. Всесторонне образованный, он немало содействовал во время своей профессорской деятельности распространению знаний по истории древнерусского зодчества, пропагандируя значение национальных традиций. 

[543x700]

Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова 1823-1827 г.

Художественные способности проявили и младшие братья Брюллова — Павел и особенно Иван, умерший в 1834 году. 

Карл Брюллов был значительно старше младших братьев и потому развивался вне общения с ними. Но с нежностью вспоминал он о них во время разлуки. «Дорого заплатил бы иногда, в злой час,— писал он из Италии,— чтобы Павел и Ванька пошумели бы хоть немножко». 

Выход замуж Юлии Павловны, одной из сестер Карла Брюллова, за П. Ф. Соколова, еще теснее связал семью Брюлловых с художественной средой России.

[631x700]

К. Брюллов. Портрет Ю. П. Соколовой, сестры художника

Выдающийся акварелист П. Ф. Соколов не только познакомил Александра и Карла с тайнами своего мастерства, но проявил заботу и об их жизненном благополучии. 

[554x700]

В. А. Тропинин. Портрет П. Ф. Соколовa

Влечение к поэзии и музыке отличало характер второй сестры Брюллова — Марии Павловны, сочинявшей стихи, овеянные легкой дымкой романтики. 

В семье Брюлловых часто устраивались домашние спектакли, литературные чтения, вызывавшие горячие споры, вечера с танцами. Близкое соседство с Академией художеств облегчало посещение их дома художниками. 

Такова была семейная обстановка, в которой рос и развивался Карл Брюллов. Разнообразие художественных наклонностей членов его семьи, владение почти всеми техниками искусства, живое общение с деятелями литературы, театра и музыки, постоянная связь с Академией художеств благотворно сказались на формировании таланта будущего художника. 

Сведения о детских годах Карла Брюллова, проведенных до поступления в Академию, очень скудны. Известно лишь, что до пяти лет он был прикован болезнью к постели. Первые рисунки с гравюр старых мастеров и с окружающих в комнате предметов были сделаны на грифельной доске. 

[511x100]

[535x700]

К. Брюллов. Автопортрет

«Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами...» — скажет в конце творческого пути с горечью и разочарованием Великий Карл — гений русской живописи и бесконечно усталый и разочарованный человек.. 

В семье академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Павел Иванович мог оставить немощного сына без завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию. Карл брал пример с трудолюбивого отца, но боялся его, особенно после полученной за ослушание оплеухи, после которой он оглох на левое ухо. 

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет. 

Благодаря природной одаренности и урокам отца, юный талант опережал своих сверстников, и ему многое прощалось за успехи в обучении. Карл мог свалить на золотуху приступы «Фебрис Притворялис», чтобы в лазарете писать портреты своих друзей. В его детских и юношеских работах чувствовалась бьющая через край жизненная сила и темперамент, и от него с «самого детства все ожидали чего-то небывалого». Карл оправдает надежды, но всю жизнь будет выходить за рамки дозволенного. 

Академические работы юного художника: «Улисс и Навзикая» (местонахождение неизвестно), «Нарцисс», «Александр I спасает больного крестьянина» (местонахождение неизвестно), «Гений искусства» и панорамное полотно «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» были не просто образцами высокого классицизма, он наполнил их, насколько это было дозволено, реальными деталями. 

[700x517]

Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящий в воду

Одна из ранних работ К. Брюллова, написанная во время учёбы в Академии художеств. В 1819 году в классе Андрея Иванова была "поставлена" в качестве задания для живописцев мужская фигура -полулежащий юноша, наклонившийся над водой. В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и тому подобное. Натурщика, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду. Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии. Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину "Нарцисс". Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника. За эту работу К. Брюллов был награждён второй золотой медалью Академии художеств.

Посмотрите, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса! Что это - догадка о себе, указание на черту характера, которую он знает за собой, и предостережение себе же: "посеешь характер - пожнешь судьбу"?

[566x600]

Карл Брюллов. Гений Искусства

Натурный рисунок «Гений искусства», исполненный в 4-м возрасте, то есть около 1820 года, был признан Академическим Советом образцом ученической работы и в качестве такового помещен в натурном классе. Изображение гения, навеянное античной скульптурой, было дополнено в рисунке лирой, жезлом и головой Лаокоона, лежащей у ног прекрасного бога. Красота пластического воплощения, четкость силуэта, непринужденность позы сочетались в работе Брюллова со звучностью колорита, достигнутой применением смешанной техники (уголь, пастель, цветные карандаши). 

[700x450]

Карл Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года. 

Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В 1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П. Кикину и А. Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников. 

[441x500]

К.  Брюллов. Мария Кикина в детстве

М. Кикина (1816-1854, будущая жена князя Д. П. Волконского) - дочь П. А. Кикина и М. А. Кикиной. В 1837-1840 г. К. Брюллов ещё раз написал её портрет.

[566x700]

К.  Брюллов. Портрет кн. М. П. Волконской, рожденной Кикиной (1816-1856)

Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение кн. М. П. Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным работам Брюллова, присущи черты заказного портрета. Однако и в нем условность парадного портрета смягчена теплотой эмоций. Еще в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впоследствии светлейшей княгиней Волконской. Датировка портрета Волконской, обычно относимого к 1837 году, требует серьезного пересмотра. М. П. Кикина родилась в 1816 году, следовательно, женщине изображенной на портрете, должно было быть не более 21 года. Но она кажется значительно старше. Биографические данные и стилевые особенности портрета Волконской заставляют отнести его к первой половине 1840-х годов. Примечательно, что рисунок обоев в портрете Волконской схож с орнаментом обивки стен в портрете Бек, написанном в 1840 году.

Полный затаенных страстей и восточной неги, образ Волконской оживлен блеском темных глаз и порхающей на губах улыбкой. Полуфантастический наряд княгини с причудливым головным убором в виде чалмы, великолепие опушенной мехом бархатной мантильи, мягкое мерцанье жемчуга, обвивающего шею, вводят в мир сказочного Востока. Не случаен для замысла портрета исполненный в то время карандашный рисунок, изображающий турчанку, которой Брюллов придал черты княгини. Много труда и вдохновения отдал Брюллов работе над портретом. 

[509x700]

Карл Брюллов. Портрет Кикина Петра Андреевича

Статс-секретарь Его Императорского Величества (1772 - 1834). Обучался в пансионе при Московском университете у профессора Чеботарева, в детстве еще был записан сержантом в Семеновский полк, участвовал в Турецкой войне, в 1812 г. был дежурным генералом, в 1814 г. оставил военную службу. В 1820 г. П. А. Кикин образовал "Общество поощрения художников", вместе с князем И. А. Гагариным и А. И. Мамоновым, где был казначеем и руководителем, ввел ряд улучшений в сельской промышленности и, по словам Шишкова, первый подал мысль о сооружении храма Спасителя в Москве. П. А. Кикин помог К. Брюллову получить за счет общества длительную командировку в Италию, в чем ему отказало руководство Академии художеств, несмотря на то, что он был наиболее талантливым из всех, оканчивающих ее тогда, учеников. Это странное обстоятельство объясняется тем, что незадолго до окончания Академии Брюллов поссорился с академическим начальством, которое и не замедлило затормозить вопрос о его заграничной поездке.

Портрет П. А. Кикина пострадал от злоупотребления Брюллова асфальтом, в результате чего живопись сильно «пожухла». По утверждению М. Железнова: «Впоследствии Брюллов был недоволен этим очень почерневшим портретом, однако говорил, что он похож и исправно нарисован». Сосредоточив внимание на лице, Брюллов дал убедительную, по схожести и остроте, характеристику Кикина. 

[532x600]

Карл Брюллов. Портрет Кикиной Марии Ардалионовны (Торсуковой)

Жена П. А. Кикина. Торсуковы - дворянский род, восходящий к началу XVII в. Торсуковы служили по г. Орлу.

Портрет М. А. Кикиной, парный к портрету Кикина П. А., значительно выше его по художественным качествам. Образ М. А. Кикиной, запечатленный многими современными художниками, привлекает в работе К. Брюллова своей одухотворенностью. Брюллов разглядел в ее облике те качества русской женщины, которые проникновенно показал О. А. Кипренский в портретах Е. П. Ростопчиной, А. И. Головиной, Д. Н. Хвостовой. Ясность и спокойствие духа, простота и естественность позы, присущие образам Кипренского, нашли отражение и в портретных характеристиках Брюллова. 

[547x700]

Карл Брюллов. Портрет A. Н. Рамазанова (1797-1828)

Рамазанов Александр Николаевич актер санкт-петербургских сцен. Дебютировал в 1813 г., по окончании курса в Санкт-Петербургском театральном училище. Был хорошим актером в комедии, главным образом, на амплуа слуг, весьма важное в то время, когда на русском театре в большой моде был Мольер, Бомарше и Мариво. Позже отличался и в водевиле. Преподавал танцы ученикам Академии художеств. Наклон головы и жест обнаруживают живость характера Рамазанова; улыбка молодит его лицо. Умер в 1828 г., тридцати одного году от роду.

Портрет Рамазанова может быть отнесен к числу лучших ранних работ художника. В нём Брюллов обнаружил свои окрепшие профессиональные знания и умение воспроизвести жизненно-правдивый облик человека. Тонко и выразительно передал художник живую игру лица актера, отличавшегося замечательным мимическим талантом. Современная печать писала о А. Н. Рамазанове, выступавшем на сцене императорского театра: «Он превосходен в ролях слуг..., сверх того, выдерживает с успехом комические полухарактеры. Живость, проворство, лукавство, перемена голоса, вникание в свойство представленного лица делают его отличным Актером». Портрет А. Н. Рамазанова объединяет с изображением Кикиных та гуманистическая основа характеристик людей, которая отличала портреты русских классиков.

Создав по просьбе Кикина и Мамонова картины «Эдип и Антигона» (Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы. 

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев. 

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством. 

[700x521]

«Брюллов в ней не только сохранил все краски подлинника, но отыскал, или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило у него время», — писали «Отечественные записки». Общество поощрения художников было довольно проделанной работой своего пенсионера. Но именно тогда Карл «убедился в ненужности манер» и подражания и решил, что обязательно создаст свое монументальное произведение. 

Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений. Только из одних портретных работ можно было бы составить целую галерею. Среди них много портретов-картин, которые глубже раскрывали не только внешность и темперамент, но и внутренний мир современников художника. 

Это портреты художников и архитекторов: 

[561x700]

Карл Брюллов. Портрет С. Ф. Щедрина

Сильвестр Федосьевич Щедрин (1791-1830), сын профессора скульптуры Ф. Ф. Щедрина, живописец-пейзажист, поступил в воспитанники Академии Художеств в 1800 г., был в ней учеником сперва своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а потом, после его смерти, М. М. Иванова, в 1808 г. получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 г. за живопись малую золотую медаль. Окончил академический курс в 1812 г. со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью. Приобретя вместе с наградою право на поездку в чужие края на счет казны, по политическим обстоятельствам не был отправлен туда до 1818 г. С этого года вся его деятельность протекала в Италии. Жил попеременно в Риме, Неаполе и их окрестностях. Умер и похоронен в Сорренто. 

Братья Брюлловы познакомились с С. Ф. Щедриным сразу после своего приезда в Италию.

[593x700]

К. Брюллов. Портрет архитектора К. А. Тона

Российский архитектор. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Италии (1819-1828), где познакомился с К. Брюлловым. Он строил Собор Христа Спасителя (1837-1883, разрушенный в 1933), Большой Кремлевский дворец, Государственный склад оружия, железнодорожные станции в Москве и Санкт-Петербурге.

В облике К. А. Тона, известного своей трезвой уравновешенностью, Брюллов усмотрел душевное смятение. Дрогнули его широкие брови, безрадостно вопрошающим стал взгляд, поникла голова. Но сколь ни мятежны переживания и взволнована душа, они выражаются в сдержанной форме.

[540x700]

К. Брюллов. Портрет архитектора А. М. Горностаева 1808-1862 г.

[546x700]

Карл Брюллов. Портрет художника П. В. Басина 1793-1877

Басин Пётр Васильевич - друг К. Брюллова в Италии, художник. Писал картины на исторические и библейские темы, участвовал в росписи Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.

Общественных деятелей, итальянской интеллигенции: 

[520x700]

Карл Брюллов. Портрет музыканта М. Ю. Виельгорского (1787-1863 г.)

Одним из первых больших портретов Брюллова было изображение музыканта М. Ю. Bиельгорского в 1828 году. Композиция портрета Виельгорского отмечена чертами декоративности. Повышенно ярко звучит колорит портрета, в котором господствует красный цвет халата, подбитого голубым шелком, — приподнято-театральна поза музыканта, торжественным жестом проводящего смычком по струнам виолончели. Но сквозь все условности портрета прорывается живое чувство вдохновения, объявшего сердце музыканта. В его облике еще ощущается та напряженность внутреннего мира, которая отличала ранние портреты Брюллова. Сдвинув брови, сжав губы, Виельгорский внимает звукам виолончели. Но уже есть какая-то суровая сдержанность в выражении его лица, которую подчеркивает туго стянутый на шее платок. Исчезла непосредственность порывов ранних портретов Брюллова. Их сменила серьезность человека, умудренного жизненным опытом. 

Брюллов остался удовлетворенным портретом, о чем сообщил своему брату-наставнику — Федору Брюллову: «Я уже написал портрет графа Вильегорского, сего редкого гения в музыке, масляными красками; портрет коленный в рост с виолончелем; вышел не дурен» ".  Высокую оценку дал также ему М. Ю. Виельгорский. «Матвей Юрьевич Виелигорский приехал, говорит, что портрет его, которой Карл написал, есть Совершенство, что это неисчерпаемый гений» ", — писал Федор Брюллов брату Александру. 

Матвей Юрьевич Виельгорский, искусный виолончелист, ученик Бернгарда Ромберга, устраивал у себя квартетные собрания. Принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества. Автор немногочисленных пьес для струнных инструментов, для одного и для двух виолончелей и пр. Завещал санкт-петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку. Декабрист Михаил Лунин, один из блестящих исполнителей Бетховена, так вспоминает об игре Матвея Юрьевича: "Матвей послал за своим инструментом и стал играть. Вот это была музыка. Мы не знали, где мы, на небе или на земле: мы забыли обо всем на свете". У Матвея Юрьевича не было своей семьи, и он помогал старшему брату в воспитании его детей. Михаилу Юрьевичу не свойственен был практицизм, он был анекдотически рассеян, и Матвей Юрьевич вел хозяйственные и финансовые дела семьи. У него была редчайшая коллекция струнных инструментов: пять из них — работы Страдивари.

[480x700]

К. Брюллов. Портрет певицы Джудитты Пасты 1798-1865

Джудитта ПАСТА, итальянская оперная певица. Обладала уникальным по диапазону голосом - от высокого сопрано до контральто, 2,5 октавы. Певица столь превосходно овладела вокальной техникой, что это позволило ей преодолеть природные недостатки звучания ее голоса - глуховатый некрасивый тембр. БЕЛЛИНИ написал для нее главные партии своих опер «Норма» и «Сомнамбула», а ПУЧЧИНИ - «Ниобею». По свидетельству современников, ПАСТА имела славу «великой драматической певицы, какой еще не бывало». В сезоне 1840-1841 ПАСТА приезжала на гастроли в Россию и выступала в Петербурге и Москве. 

[538x700]

К. Брюллов. Портрет певицы Ф. Персиани-Такинарди

Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини "Сомнамбула". 

Русской знати:

[504x700]

К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова Сан-Донато

Знаменитый парадный портрет А. Н. Демидова, кисти Карла Брюллова, был передан Карагеоргиевичем (наследником Демидова) во флорентийский музей Питти. Портрет этот хорошо известен по эскизам и подготовительным рисункам художника, хранящимся в советских собраниях, а также по репродукции, опубликованной еще в 1914 году в издании С. П. Покровского «Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем». Художник работал над этим произведением с перерывами более двадцати лет. Уральский магнат заказал свой портрет Брюллову почти одновременно с картиной «Последний день Помпеи». О рождении замысла картины М. И. Железнов рассказывал так (несколько противореча другим свидетельствам по этому вопросу): «Анатолий Николаевич Демидов съехался с Брюлловым в Неаполе и повез его с собою в Помпею. Во время осмотра этого города в голове Брюллова мелькнула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи. Он тогда же сообщил свою мысль Демидову и, надо думать, что сообщил ее, по обыкновению, с одушевлением, красноречиво и увлекательно, потому что Демидов, выслушав его, дал ему слово купить задуманную им картину, если он ее напишет. «Последний день Помпеи» был завершен в 1833 году. Портрет же к этому времени был только начат. Художник, после очень тщательной проработки композиции, поиска наиболее выигрышного расположения фигуры на полотне, о чем говорят сохранившиеся карандашные наброски и живописные эскизы, вскоре охладел к портрету и забросил его, как это с ним случалось не раз. Во всяком случае, в своем письме К. П. Брюллову от 4 мая 1844 года А. Н. Демидов писал из Флоренции в Петербург: «Вы, без сомнения, помните, что около десяти лет тому назад, во время пребывания моего в Италии, вы начали рисовать мой портрет, на котором я был изображен верхом, в боярском костюме; мой отъезд (за которым вскоре последовал и ваш) не дал возможности его докончить».

Когда же в 1850 году Карл Брюллов вернулся в Рим, из Сан-Донато он получил письмо от А. Н. Демидова с напоминанием о неоконченной работе. «Дорогой Бpюллов! — писал вельможа.— Я узнал о вашем приезде в Рим, и будучи в таком сравнительно близком соседстве, что, кажется, мне стоит только протянуть свою руку, чтобы встретить вашу,- я хотел бы одним из первых приветствовать вас как старого друга... Я хотел бы... воспользоваться вашим пребыванием здесь (т. е. в Риме), чтобы попросить вас об одном одолжении, которое меня весьма тронуло бы. Почти четверть века прошло с тех пор, как вы сделали с меня один набросок: как сейчас вижу себя верхом, в лесном уголку, в сопровождении борзой собаки! Вы не можете себе представить, с каким удовольствием увидел бы я этот портрет доконченным, понятно, с помощью ваших воспоминаний. Ведь никакое чудо не в состоянии возвратить нам хотя бы лишь на четверть часа признаков молодости, бывших у нас 22 года тому назад!».

Брюллов внял просьбе мецената и согласился продолжить работу над портретом. Это вызвало восторженную признательность Демидова, который сообщал художнику о своих планах в таких словах: «По получении от вас этого портрета он останется несколько времени у меня в Сан-Донато, а потом я намерен послать его на парижскую выставку, которая скоро откроется, а потом на постоянную венскую... Почти 20 лет тому назад в Париже была на выставке ваша «Помпея», которую вы сделали для меня во время первого вашего путешествия в Италию; мне приятно послать нынче, опять в Париж, картину нынешней вашей манеры, тоже написанную для меня опять в Италии, только 20 лет спустя...

Этим мечтаниям мецената не суждено было сбыться. Художник умер, так и не окончив самого грандиозного своего парадного холста.

[507x700]

К. Брюллов. Портрет княгини Е. П. Салтыковой

[451x700]

К. Брюллов. Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью 1814-1876

Муж графини, Владимир Петрович, был хорошо знаком с Брюлловым. Из сочинений В. П. Давыдова известны “Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г.” в 2 ч., изданные в 1839 г. в Санкт-Петербурге. Во время путешествия графа сопровождали художники К. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов и прусский антикварий Крамер. 

Трудно судить о достоинствах этого произведения Брюллова, дошедшего до нас в искаженном виде. Он подвергся в XIX веке варварской операции, совершенно изменившей первоначальный замысел художника. От разрезанного по вертикали холста осталась лишь правая его половина, на которой представлена гр. Орлова-Давыдова с резвящейся на ее руках маленькой дочерью. Отсюда та незавершенность композиционного решения и отсутствие действенности, которые составляли наиболее привлекательные стороны всех предшествующих больших работ Брюллова. Необычным стал формат портрета, слишком вытянутый в длину, создававший неестественное соотношение фигур с пространством. Композиция его сделалась скученной и лишилась воздушной среды. Ощущение тесноты, безвоздушности и статичности сцены заставляли относить портрет Орловой-Давыдовой к числу неудачных работ мастера. 

Первоначальная композиция портрета была иной. Представление о подлинном характере произведения Брюллова дает гуашь Н. Е. Ефимова, сделанная почти одновременно с портретом Орловой-Давыдовой. В ней Ефимов изобразил художника, пишущего большой портрет позирующей перед ним молодой женщины с ребенком на руках в просторной, залитой солнцем комнате. 

[700x547]

Нетрудно узнать в фигуре художника — К. П. Брюллова, а в его модели — rp. О. И. Орлову-Давыдову. Точность изображения не изменила Н. K. Ефимову. Он показал графиню в том же платье и позе, что и на портрете Брюллова, но с другой прической. В гуаши Ефимова волосы Орловой-Давыдовой подобраны высоко на темени в узел, которого нет в изображении Брюллова. При изучении портрета Третьяковской галереи легко обнаружить, даже невооруженным глазом, старую запись, которая приходится как раз на то самое место, где должна была быть отсутствующая деталь прически графини. Но самое существенное отличие заключается в том, что в портрете Брюллова нет всадника, который показан в гуаши Ефимова. Верхом на гнедом коне он подьезжает к раскрытым дверям балкона, у которого сидит графиня с маленькой дочерью. Его лицо заслонено палитрой художника, стоящего на стремянке перед своим творением. Кого же, как не мужа графини, можно предположить в фигуре всадникам. Литературные данные говорят о существовании неизвестного нам изображения гр. Владимира Петровича Орлова-Давыдова, вырезанного из большого портрета. В портрете О. И. Орловой-Давыдовой, который пришел в Третьяковскую галерею в 1921 году с дублированным холстом, отсутствуют кромки. Этот факт говорит, что холст был обрезан по живописи. Достоверность изображенной в гуаши Ефимова сцены подтверждает сама О. И. Орлова-Давыдова. В одной из записей ее «Дневника», относящейся к январю 1835 года, сообщается: «Ефимов написал гуашь, изображающую интерьер кабинета Владимира с портретом Брюллова». 

«Реконструкция» портрета Орловой-Давыдовой позволяет говорить еще об одном вдохновенном произведении Брюллова. Как и в прежних портретах, Брюллов включил в его композицию различные компоненты больших полотен: человека, пейзаж, архитектуру. Групповой портрет раскрывался как жанровая семейная сцена. Будучи обрезан, портрет Орловой-Давыдовой утратил присущую ему сюжетную завязку. Графиня оказалась в положении актера, лишившегося партнера, с которым по ходу действия должна была вести диалог. (Э. Ацаркина) 

[492x700]

К. Брюллов. Портрет Вел. Кн. Елены Павловны с дочерью

Блистательно мастерство Брюллова-монументалиста развернулось в большом портрете вел. кн. Елены Павловны с маленькой дочерью. Портрет был написан Брюлловым в 1830 году, но ему предшествовала длительная и упорная работа в течение более двух лет. В 1828 году вел. кн. Елена Павловна, считавшая себя любительницей искусств и покровительницей художников, отправилась в сопровождении своей свиты в путешествие по Италии. «Ее императорское высочество,— рассказывал своему отцу П. В. Басин, — изволила быть в Ватикане, и русские живописцы, работающие в оном, т. е. Брюллов, Басин, и Марков, имели щастие удостоиться сопровождать ее высочество по всем залам Музея и Картинной галлереи». Результаты знакомства Брюллова с великой княгиней не замедлили сказаться. «Во время пребывания своего в Риме, государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него» ", — писал К. Брюллов. 

[537x700]

К. Брюллов. Портрет Вел. Кн. Елены Павловны

Многочисленные наброски сепией и карандашом, сделанные в рабочих альбомах, свидетельствовали об упорной работе художника над выполнением своeгo замысла. Бесконечное число раз менял он позу Елены Павловны и ее дочери, обстановку, детали. Пытливо искал композиционное решение, изображая великую княгиню то опирающейся о балюстраду, то сидящей или гуляющей с дочерью по парку. В окончательном решении Брюллов пришел к изображению вел. княгини в движении. Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приемом. Мастерски показал Брюллов материальность деталей: блеск плотного шелка платья великой княгини, кружево его отделки, прозрачность разноцветного шарфа. Четко и выпукло лепит он форму, послушно заставляя мазок передавать мельчайшие особенности фактуры. Чтобы ярче оттенить фигуру Елены Павловны, облаченной в светлое платье, он помещает сзади нее красный занавес, а румянец маленькой дочери в розовом умеряет холодными отсветами ее синего раскрытого зонтика. Богатство и звучность колорита усилили зрелищность изображения великой княгини. (Э. Ацаркина) 

Дочь Вюртембергского принца Павла, до перехода в православие - Фредерика-Шарлотта-Мария. В 1824 г. вступила в брак с великим князем Михаилом Павловичем, при крещении приняла русское имя. Была блестяще образована. Под ее покровительством возникло Русское музыкальное общество. Вечера, которые она устраивала в Михайловском дворце, славились на весь Петербург. Известна широкой благотворительной деятельностью. 

Во время Крымской кампании (1854-1856) Н. И. Пирогов еще в сентябре 1854 г., когда в Севастополе раненые гибли тысячами, подал прошение направить его на театр военных действий. Просьба эта оставалась без ответа несколько недель, как вдруг он получил приглашение к великой княгине Елене Павловне. Это было "... в ту незабываемую пору, - писал Пирогов, - когда каждое сердце в Петербурге билось сильнее и тревожнее, ожидая результатов битвы при Инкермане ... К большой моей радости, она мне тотчас объявила, что взяла на свою ответственность разрешить мою просьбу. Тут она мне объяснила ее гигантский план - основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы и предложила мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела". К вечеру того же дня вопрос был решен. Великая княгиня тотчас обратилась с воззванием к российским женщинам, желающим "принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия" в перевязочных пунктах и подвижных лазаретах на Крымском театре военных действий, и 6 ноября (25 октября) 1854 г., на следующий же день после битвы при Инкермане, основала на свои средства "Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных воинах". 

Близких сердцу людей: 

[580x700]

 Карл Брюллов. Портрет Г. Г. Гагарина

Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893) - художник-любитель; сын русского посланника в Риме князя Г. И. Гагарина. С 1826 состоял на дипломатической службе. В 1820-х брал уроки живописи у К. П. Брюллова, который часто бывал в доме его родителей в Риме, ставшего одним из центров общения русских художников, был спутником Брюллова во время путешествия от Афин до Константинополя в 1835. Оставил воспоминания о Брюллове.

[541x700]

Карл Брюллов. Портрет А. Н. Львова (1786-1849 г.) архитектора и художника, музыканта и поэта, воспитывавшегося в доме Г. Р. Державина

Неспокоен, при всей кокетливости позы с эффектно перекинутым через плечо плащом, образ А. Н. Львова. Слегка подавшийся вперед корпус и внимательный взгляд прищуренных глаз словно объясняются не близорукостью Львова (Брюллов говорил, что, пробыв с ним один лишь час, сам стал горбиться и щуриться), а действенностью характера, полного затаенных чувств. 

[551x700]

Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова 1823-1827 г.

Брюллов Александр Павлович (1798-1877) - архитектор, художник-портретист, сын скульптора-орнаменталиста П. И. Брюлло, старший брат художника К. П. Брюллова. Учился у отца и в Академии художеств (1810-1821). Вместе с братом послан за границу пенсионером, работал преимущественно в Италии. В 1829 вернулся в Россию. Получил звание академика (1831). По его проектам в Петербурге возведены Михайловский театр, лютеранская церковь Св. Петра и Павла, здание Пулковской обсерватории, Штаб Гвардейского корпуса и другие здания. В 1837 участвовал в воссоздании уничтоженных пожаром интерьеров Зимнего дворца. Мастер акварельного портрета, автор литографированных видов Петербурга.

[525x700]

Портрет З. А. Волконской ((1792-1862) Гравюра М. Майера с утраченной акварели К. Брюллова (1830 г.).

3. А. Волконская, отличавшаяся незаурядным литературным, сценическим и вокальным талантом, была воспета Пушкиным, Козловым, Баратынским, Веневитиновым. В портрете Брюллова она задумчиво сидит в кресле, устремив в неведомые дали вдохновенный взгляд голубых глаз. Облику Волконской, тонко прочувствованному художником, созвучны слова, посвященные ей Пушкиным: 

Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновения,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком
И вьется и пылает гений. 

Брюллова связывала с 3. Волконской искренняя дружба и взаимные творческие симпатии, не прекращавшиеся до конца жизни художника. «Не забуду рассказа княгини Марии Аполлинариевны Барятинской... о том, — вспоминал С. М. Волконский,— как она на вилле 3. Волконской однажды была свидетельницей встречи княгини Зинаиды, уже старухи, с только что приехавшим (в 1850 г.) Брюлловым. Они долго не видались, и встреча их была таким взрывом радости, таким слиянием общих интересов, иных, высших и более специальных, чем у других, что сразу все присутствующие почувствовали, что они отходят на задний план и что они только случайные, посторонние зрители другой жизни» (открытка «Изобразительное искусство». Москва. 1985) 

Волконская (княгиня Зинаида Александровна) (1792-1862) - писательница, родилась в 1792 г. в Турине от брака обер-шенка князя Алексея Михайловича Белосельского с Варварой Яковлевной Татищевой; первое свое литературное и эстетическое образование получила, благодаря заботам отца, который был известен как французско-русский писатель. Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского (умер в 1844 г.), она сначала жила в Петербурге, где и по сану и богатству мужа, по своему уму и по красоте занимала высокое положение при дворе. Когда, затем, после 1812 г. она оставила Россию, то такое же блестящее положение занимала и за границей, особенно в Теплице и Праге, где император Александр, находившийся в то время в Германии, любил бывать в ее обществе, равно как и тогда, когда она жила в Париже после 1813 г., а затем в Вене и Вероне, во время блестящих европейских конгрессов. Воротившись в Россию, она предалась изучению родной старины, но в Петербурге ее научные стремления возбудили в высшем обществе неудовольствие и насмешки, и потому она в конце 1824 г. переехала в Москву. Здесь она стала центром всего, что было образованного и даровитого в русской жизни, и сама принялась за изучение родного языка, который до того мало знала, и за изучение отечественной литературы и отечественных древностей: ее интересовали песни, обычаи, народные легенды. В 1825 г. она начала даже хлопотать об основании русского общества для устройства национального музея и для обнародования памятников старины. Постоянными ее собеседниками были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. 

[551x700]

К. Брюллов. Сатир и вакханка (Вакханалия)

Дионис (Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

Вакх (греч. восторженный, исступленный) - самое распространенное прозвище бога Диониса. 
Вакханки — женщины, посвятившие себя богу Дионису. Они следовали за ним повсюду, одетые в шкуры диких животных, в венках из плюща и с тирсами (деревянными палками), увитыми плющом и виноградными листьями, с еловой шишкой на конце. Празднества в честь Диониса назывались вакханалиями. 

Сатиры — лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами.

[700x493]

К. Брюллов. Эрминия у пастухов

Дочь сарацинского царя, — персонаж из романтической эпической поэмы о первом Крестовом походе итальянского поэта Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Эпизод поэмы, известный также как "Эрминия и плетельщики корзин". Повествует о том, как Эрминия, полюбившая христианского рыцаря, отправилась на его поиски, полагая, что он ранен. На пути ей встретился старый пастух, игравший на дудочке сидя у своей хижины, и трое его сыновей, плетущие корзины. Поскольку Эрминия облачилась в воинские доспехи воительницы Клоринды, пастух полагал, что Эрминия участвует в идущей недалеко войне, и стал расхваливать ей радости уединенной мирной жизни. 

Тема была популярна у художников барокко, как символ добродетелей сельской жизни. Действие разворачивается на лесной поляне. Эрминия в воинском облачении, рядом — играющий на дудочке пастух. Вокруг разбросаны корзины и связки лозы, пасутся овцы и козы. 

[650x509]

К. Брюллов. Нума Помпилий у нимфы Эгерии

Нума Помпилий (Numa Pompilius), согласно антической традиции, второй царь Древнего Рима в 715—673/672 до н. э.: ему приписывается создание жреческих коллегий, коллегий ремесленников, учреждение религиозных культов. Нума Помпилий, был женат на нимфе ручья Эгериии и по ее совету ввел большинство религиозных установлений Рима. 

(Продолжение следует)

[511x100]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Карл Брюлов1 | yziwka - Дневник yziwka | Лента друзей yziwka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»