• Авторизация


Куда бесследно исчезли 8 тысяч машин привезенных по Ленд-лизу для СССР? 18-03-2021 07:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Машины прибывали не собранными, а в виде машинокомплектов, под конец войны даже без деревянных кузовов. Штаты отгрузили в СССР за почти 4 года Ленд-лиза и 4 протокола (о них подробнее в видео) 433967 автомобилей, 4/5 которых составляли грузовики, а всего 28 моделей машин. По-советским документам, Народный комиссариат обороны получил от союзников к 9 мая 1945 312600 автомобилей, 282100 из которых попали в армию, остальные в народное хозяйство, НКВД и ВМФ.

Большая часть машин была поставлена через южные порты Персидского залива, там их на пяти заводах собирали сами американцы, а потом перегоном через Иран доставлялись в СССР. В Иране для этого создавали целые участки дорог - на это были вложены громадные суммы, привлекались частные и государственные иранские предприятия и даже чехословацкие фирмы.

На грузовики нередко нападали в пути, прорезали тенты, таскали тушенку и прочие грузы, которыми машины были часто забиты под завязку.

С апреля 1943 по май 1945 через Иран перегнали 181 тысячу автомобилей, это очень много - больше 60% всех машин. В порты для перегона через Иран прибыло 196619 автомобилей, а до СССР доехали 181 тысяча. Куда делись недостающие? 7 тысяч были переданы Ирану, еще 8 тысяч были приняты в виде машинокомплектов представителями Наркомата внешней торговли, но американцы нередко забраковывали авто во время сборки, причем по мелочам, вроде ненадлежащие работающего карбюратора.

114 тысяч "Студебеккеров", 61 тысяча "Фордов G-8T", чуть меньше грузовиков Шевроле и Виллисы. Причем ГАЗ-64 похожий на Виллис, был скопирован нашими конструкторами с форда "Пигмей" еще в 1940.

Далее про то как Ленд-лизовские машины собирали на советских заводах и особенности эксплуатации в Красной армии. Так по отчетам северо-западного фронта за 1942 года (более 600 Студебеккеров), на машины вместо положенных 2,5 тонн часто грузили до 4-5 тонн и тягали еще прицеп в 4 тонны, перегружая машины в 4 раза! Водители переднюю ось не подключали, так как не знали как это сделать и нередко даже не знали, что она может быть ведущей - а когда задняя ломалась, использовали переднюю как донора.

В один период войны с фронта стали поступать жалобы на ломающиеся Виллисы, выяснилось, что в армии был издан приказ таскать на них 76-мм пушки, хотя машина могла тянуть на себе не тяжелее 45-мм пушки, приказ отменили. Без капремонта двигателя американские машины ездили по 40-50 тысяч километров по бездорожью, что был почти фантастическим результатом. "Полуторке" капремонт мог понадобится уже через пару тыщ.

Чем ближе к фронту - тем больше американских машин, так говорят фронтовики. Мог ли СССР выиграть войну без автомобилей по Ленд-лизу?

 



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Куда бесследно исчезли 8 тысяч машин привезенных по Ленд-лизу для СССР? | pen478 - ДНЕВНИК ЖИЗНЕРАДОСТНОГО ПЕССИМИСТА | Лента друзей pen478 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»