Первые упоминания о женских дуэлях относятся к XVI веку. 26 мая 1571 года в миланский монастырь Святой Бенедикты прибыли две синьоры, которые попросили у настоятельницы разрешения занять келью для совместного моления. Когда помещение им предоставили, дамы уединились, и из-за плотно закрытой двери послышались крики и лязг металла. Перепуганные монахини выломали дверь, и их взору предстала страшная картина: обе синьоры лежали в лужах крови рядом с брошенными кинжалами, которыми нанесли друг другу смертельные ранения.
Как правило, причиной подобного выяснения отношений оказывались мужчины, которых дамы не могли поделить. В конце того же XVI века в Неаполе между двумя знатными дамами — Изабеллой де Караззи и Диамброй де Поттинелло — возник спор из-за молодого человека по имени Фабио де Зересо-ла. Быть секундантом вызвался маркиз де Васта. К необычному действу приобщились ещё несколько посвящённых лиц, которые даже и не подумали вмешаться, когда дуэль приблизилась к трагическому финалу.
Эта история интересна ещё и тем, что вдохновила испанского художника Хосе (Хусепе) де Риберу на создание живописного шедевра «Женская дуэль», который украшает стену мадридского музея Прадо. Живописец запечатлел кульминационный момент боя, когда одна из соперниц повержена и пытается отвести щитом последний удар жестокой и хладнокровной победительницы.
Дамы без проблем освоили и стрельбу из пистолетов. В 1624 году в Булонском лесу Парижа к барьеру встали две дуэлянтки из высшего света — маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Дрались они за внимание Армана Жана дю Плесси, который несколько раз бросал маркизу, заводя интрижки на стороне. Наконец терпение маркизы лопнуло, и она вызвала на дуэль самую обаятельную соперницу. Но, увы, проиграла, получив при обмене выстрелами пулю в плечо. Когда раненую увозили в карете, кто-то из свидетелей поединка спросил маркизу: стоит ли её возлюбленный того, чтобы из-за него лилась кровь? «Да, из-за него можно пролить ещё больше крови!» — ответила та. Что ж, такой ответ не удивителен, ведь под маской дю Плесси скрывался сам герцог Ришельё, который записал и сохранил для потомков эту историю.
Пик женских поединков пришёлся на середину XVII века. Практически во всех европейских странах дамы скрещивали шпаги и вскидывали пистолеты по самым разным поводам — и не толькоs из-за неверных кавалеров. Оскорбительное слово, косой взгляд или одинаковый наряд могли стать причиной для требования сатисфакции. Однако среди этих боёв «по пустякам», пожалуй, выделяется один сюжет, вдохновивший писателя Теофиля Готье на создание романа «Мадемуазель де Мопен». На балу главную героиню оскорбил кавалер, а когда обиженная женщина вызвала мерзавца на дуэль, тот со смехом отказался от поединка. Поведение дамы общество восприняло как неподобающее, и её вывели в сад, где она, выхватив у одного из мужчин шпагу, заколола его, потом второго. Досталось и обидчику. Поправив причёску, отмщенная вернулась в зал для танцев. И вот что интересно — дуэльная карьера отважной дамы закончилась только тогда, когда она вышла замуж за лучшего в Париже учителя фехтования, у которого, оказывается, брала уроки.
Многое могло бы измениться в мировой истории, если бы женские дуэли иногда не заканчивались благополучно. Две 15-летние немецкие принцессы — Софья Фредерика Августа и Анна Людвига Ангальт, закрывшись в спальне, по неизвестной причине устроили бой на рапирах. Судьбе было угодно, чтобы обе остались живы и здоровы. Но главное — осталась невредимой Софья Фредерика Августа, будущая великая императрица Екатерина II. Став самодержицей, она заметно смягчила наказания за участие в дуэли, установленные в петровском «Патенте о поединках и начинании ссор». Известно также, что во время правления Екатерины состоялось около 20 придворных женских поединков, на одном из которых коронованная особа исполняла роль секунданта. Причём императрица придерживалась железного правила: драться только до первой крови!
А подруга Екатерины II и первый президент Российской академии наук графиня Екатерина Дашкова, находясь в салоне жены русского посланника в Англии графини Пушкиной, поспорила с герцогиней Фоксон и в конце концов отвесила ей звонкую пощёчину. Учёные дамы потребовали шпаги. Поединок завершился ранением Дашковой.
К началу XIX века у европейских дам завелась мода — драться в полуобнажённом виде. Туго зашнурованным в корсеты дуэлянткам было явно не с руки размахивать оружием. Вот только добавляло ли это изящества женщинам, которые во время боя превращались в разъярённых фурий? И это с учётом того, что в ходе таких дуэлей и секунданты, разгорячённые видом обнажённого женского тела и блеском взлетающих над головами клинков, порою не выдерживали и хватались за оружие, превращая поединок в побоище без всяких правил. При этом женские дуэли проводились тогда не в помещениях, а на открытом пространстве и сопровождались такими воплями, что сбегалась вся округа.
В России, правда, обходилось без «обнажёнки», зато горячности было больше. Французская маркиза де Мортене, например, частенько бывавшая в петербургском салоне некоей госпожи Востроуховой, оставила записки о царивших там обычаях. Только в 1823 году в этом салоне состоялось 17 женских дуэлей. Вот что пишет об этом парижанка: «Русские дамы любят выяснять отношения с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».
В Орловской губернии случилась редкая в женском противоборстве четверная дуэль. Несколько лет подряд соседки-помещицы Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова выясняли отношения. В июне 1829 года конфликт вылился в крупную ссору, и дуэль стала неизбежной. Скрыв от супругов предстоящее мероприятие и вооружившись их саблями, дамы появились в оговоренном месте — в ближайшей берёзовой роще. Обеих помещиц сопровождали по две секундантки — собственные 14-летние дочери и молоденькие гувернантки-француженки.
Согласно дуэльному кодексу, секундантки-дочери предложили своим мамам помириться, на что обе соперницы ответили отказом, вновь затеяли словесную перепалку и сразу вступили в бой. Схватка завершилась трагично. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову и скончалась на месте, а Екатерина Васильевна умерла на следующий день от колотой раны в живот.
Через пять лет к барьеру встали подросшие дочери помещиц, чтобы окончательно установить, кто прав в межсоседских распрях. Их секундантками были все те же француженки-гувернантки. От удара сабли погибла Анна Полесова, а одержавшая победу Александра Заварова описала эту историю в своём дневнике.
При всей драматичности и жестокости дуэли женщин способствовали эмансипации слабого пола, поскольку стирали границы между женским и мужским поведением и ставили вопрос об уравнивании в правах. Более того, практика защищать свою честь через суд даже сегодня может вызвать лишь горькую усмешку у азартных лиц обоего пола. Те же, кто предпочитали в дуэльную эпоху подавать жалобы на обидчика в суд, всегда вызывали презрение общества…