Собрался писать о практике просветления. Для этого нужно прийти к общей терминологии. Что я сейчас и буду делать.
Практика просветления
Память о том, что я скоро умру — самый важный инструмент,
который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни.
Потому что всё остальное — чужое мнение, вся эта гордость,
вся эта боязнь смущения или провала — все эти вещи падают пред лицом смерти,
оставляя лишь то, что действительно важно.
Память о смерти — лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять.
Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.
Стив Джобс
Когда-то мир был ярким, полным чудес и ожиданий.
Взрослые не могли ответить на наши вопросы, но сам мир нас подталкивал к самостоятельным открытиям. А потом начались ограничения.
Оказалось, что люди пытаются помешать осуществить твои желания.
Вместо радования твоим успехам - зависть. Вместо взаимопомощи - попытки использовать.
Когда ты весел, тебя считают больным. Когда твоё мнение не похоже на их - врагом. Если тебя выдвигают в начальники, то это для того, чтобы подставить под удар тебя вместо себя, ожидая, при этом, решения их проблем твоими руками.
Хочется разорвать этот бег по кругу. С деньгами и без денег. Дни проходят впустую, приближая старость и смерть.
Но, ведь, когда-то мир был ярок и свеж.
Почему так происходит? Потому, что каждый чувствует себя обособленным центром мира. Центру мира не нужны конкуренты – они опасны. Всё зло мира – от обособленности. И самое малое зло – тупость отчуждения. Но сегодня она повсюду, и это создаёт инфернальную цивилизацию.
Мы бедны, но упрямо повторяем сценарий вчерашнего дня, приведший к бедности. Мы клянём хозяев и, при этом, ничего не делаем для того, чтобы выйти из-под их влияния. Мы теряем время жизни перед смертью на сериалы и прочие иллюзии, но забываем просто посмотреть вокруг глазами ребёнка и понять, что нам нужно. Мы живём по привычке. Мы механизированы в поведении, зациклены на одном и том же в темах и разговорах, ослеплены несуществующими вещами в уме.
Есть традиции с благословениями учителей суфизма, буддизма и адвайты-веданты. Например, Святой Дух передаётся руконаложением в православии и католицизме до сегодняшнего дня. Лучше следовать традициям, у которых есть реальные факты пробуждённых учеников, чем идти за людьми, которым кажется, что они просветлённые.
Традиции говорят, что есть, так называемое, «неполное просветление», но таким людям некому указать на данный факт. Историями такого рода изобилует, например, буддийская традиция.
У меня есть странная передача, которую, с натяжкой можно назвать буддийской. Она описана в моей книге «Древо времён». Книге около двадцати лет, и, после её написания, мной происходит дальнейшее осмысление проявлений жизни. Это описание я уже выкладывал на стене.
Передача воззрения
Я не знаю от кого получил передачу. По моим ощущениям, тонкое тело у него функционировало не так, как у людей. Формально, он был обычным человеком. Видящая подруга сказала, что он был как-то связан с нижними мирами. Возможно, наг или якша, но это просто мои фантазии. Возможно, оказался там за какой-нибудь косяк: домысливать глупо.
Это было при прохождении срочной службы в армии, и он был обыкновенным рядовым. Обычная семья в г. Запорожье, из которого он впоследствии уехал. Музыкальный институт. Срочная служба в армии. Я каким-то чутьём определил его. Мало того, я ему объявил, что ничего не смогу ему дать и буду только брать. Моё объявление и его слушание выглядело, как некий договор. СССР. Самиздат нескольких трудов по дзен и Дж. Кришнамурти. Йогой прошлого века я не интересовался. Никакого дзогчена тогда не было. Приведу отрывок из моей книги «Древо времён». Действие в 1980 году.
Момент, когда говоришь «прощай»
После всех изменений восприятия я находился в безмысленном наблюдении жизни. Мечтать или обдумывать решение проблем, было равносильно для меня прерыванию полового акта ради старушечьих сплетен. Был синтез из ожидания приключений и тотального ненасилия. Беспредельность стала тёплой и родной – прямо, мама, какая-то.
Ощущения неполноты, всё-таки, оставалось. Что-то было закрыто. Глупо пытаться понимать, когда нет аналогий для понимания, но интуитивные движения вперёд с моей стороны присутствовали постоянно.
В казарме другого города вышел на восприятие совсем иного мира.
Ощущение было настолько интенсивным, что казалось, блаженство размазывает меня своим давлением по миру, и я исчезаю. Это не имело значения: в каждый момент всё возобновлялось с начала до конца, и каждый момент являлся беспредельностью. Пульсация моментов была квинтэссенцией юности. Каждое мгновение рождало вселенную заново, и каждый момент нёс наслаждение заново – ни миллионной доли процента старого. Юность и обновление, юность и обновление… Ни криком, ни движением это не возможно было выразить. Оставалось стоять и молчать… На момент переживания я был юн, но Это было ещё свежее. В нём не было ни следа прошлого. В нём не было времени.
Длилось это несколько секунд. Потом наступил предыдущий слой мира.
Я подошёл к наставнику и сказал:
- У меня сейчас было такое переживание,.. я хочу туда.
- Это происходит только тогда, когда тебе нечего терять.
В моих глазах была мольба: я чувствовал свою энергию.
- Я хочу туда…
В глазах наставника появилось напряжение. Он решал, вмешиваться или нет в рисунок моей судьбы. Потом внешне расслабился и сказал:
- Ты мне рассказывал, как любить и не любить окружающее (я отвязывал эмоциональную зависимость от окружающего произвольным раскачиванием настроений). Люби.
- Сколько?
- До конца поездки.
До конца гастролей оставалось пять дней.
Включил любовь. Любить - это когда вглядываешься в буквальность происходящего, отключая пространство и приветствуя увиденное. Можно сказать по-другому: из расхожего выражения «бабочки в животе» выпускаем часть бабочек в обозримое пространство, а часть оставляем внутри и пропускаем по телу электричество. Когда активное принятие увиденного есть, то такие ощущения и происходят. Вышел на желаемый мир. Мир стал жить вместо меня. Ушла радость, ушло наслаждение... Ничего не ушло кроме ушедших сравнений – всё превратилось в условия игры. Тело исчезло: оно стало частью материи, место, где было интеллектуальное бу-бу-бу – осознанием, а место чувств стало любовью. Проявленная часть вселенной, вырастающая из отсутствия, осознавалась вместе с отсутствием в нескольких плоскостях. Проявленность как плотные образы – телом, потенция отсутствия – любовью, а всё вместе – видением. Никакого разделения не было. Оно себя осознавало «изнутри и снаружи» ежемоментно всеми способами, но выше сознания существовало бытие как часть отсутствия. Структура по-настоящему грандиозная. Это, как пузырь воздуха в бесконечном бетоне, только без намёка на тяжесть. Возможно, в этом русле говорится о трёх телах Будды.
Кирпичики моментов наслаждения воспринимались как данность и не отвлекали от всеобщего маскарада, фейерверка микроприключений.
Описывать бытовую жизнь с этих позиций бессмысленно – всё очень детально и забавно: как человек скрывает, как хочет выглядеть, как он не понимает, что он не человек... Вообще, первое, от чего я раскрыл рот – это не грандиозность осознаваемого, а неестественность людей, которых я увидел. В холодной казарме к по пояс голому солдату сзади подходит другой с мокрыми от мытья в ледяной воде руками. Предвижу реакцию первого солдата. Ледяные руки на спине. Вместо мата - закатывание глаз и, якобы, удовлетворённое шипящее а-а-а… Гитарист, переведённый из спецроты, маясь от скуки, затеял потасовку с маленьким киргизом, непонятно зачем взятым в ансамбль. В бытовой жизни этот киргиз молчал и улыбался, потому что почти не знал русского языка. По-моему, мыслителем тоже не был. Сослуживцы ожидали «избиения младенцев». Потасовка хоть и предстояла дружеская, но, всё-таки, киргиз был вынужден принять бой, так как был «молодым» и не мог уклониться: видно было, что ему не хочется получать тумаков за «просто так». Мы с наставником одновременно переглянулись: киргиз был весь в потоке, а бывший «спецрота» имел в грудине «болотце». Через пару секунд после начала возни «спецрота» получил удар с внешней стороны трицепса, и его рука повисла. Народ разошёлся обескураженный данным фактом.
В людях, как будто бы есть веретёнца с крючками, на которые намотаны нити напряжения. Трогать нити нельзя – затянутся ещё туже. Указывать на них нельзя – человек, видящий всё сквозь напряжения, не в состоянии понять, о чём речь. Остаётся его заманивать в причинно-следственные лабиринты, проходя которые, человек бессознательно даёт нитям ослабнуть и размотаться. Это никак не связанно с просветлением, потому что всё уже «просветлено» в отсутствии напряжения. В этом смысле слова «неестественность», «напряжение» и «неосознанность»- синонимы.
https://www.facebook.com/kantaur.v/posts/228684309809..
Основная сложность в передаче – это указание на единство, которое выглядит как двойственность.
Слово «единство» не является правильным: у этого фундамента нет противоположности, но при этом, ни что, ни с чем не связано, поэтому слово «единство» к данному объяснению не подходит.
Вот, прямо сейчас мы видим пену океана, но не осознаём самого океана, причём, этот океан и есть мы. Пена океана не осознаёт океана. Природа вещей выглядит как двойственность, как фрагментированность мышления, выраженная в ограниченных объёмах фантазий, как невосприятие происходящего при задумчивости. Природа вещей может выглядеть вообще любым способом, но, тем не менее, она от этого не меняется.
Я отказываюсь вас звать в прекрасную даль просто потому, что этой дали не существует. Слепому бесполезно бегать с места на место в поисках света – слепому нужно прозреть, тогда свет окажется везде.
Основная сложность в передаче – это указание на единство, которое выглядит как двойственность.
Слово «единство» не является правильным: у этого фундамента нет противоположности, но при этом, ни что, ни с чем не связано, поэтому слово «единство» к данному объяснению не подходит.
Вот, прямо сейчас мы видим пену океана, но не осознаём самого океана, причём, этот океан и есть мы. Пена океана не осознаёт океана. Природа вещей выглядит как двойственность, как фрагментированность мышления, выраженная в ограниченных объёмах фантазий, как невосприятие происходящего при задумчивости. Природа вещей может выглядеть вообще любым способом, но, тем не менее, она от этого не меняется.
Я отказываюсь вас звать в прекрасную даль просто потому, что этой дали не существует. Слепому бесполезно бегать с места на место в поисках света – слепому нужно прозреть, тогда свет окажется везде.
О мотивации.
Платон мне друг, но истина дороже.
Сократ
Если с людьми не случалось авансированного временного просветления, то люди, желающие стать просветлёнными, вкладывают в этот акт попытку сменить плохое на хорошее. Неплохо бы понять, что хорошее и плохое являются проявлениями одного и того же. «Вот я стану просветлённым, и не буду реагировать на это таким ущербным образом». Не будете. Но и вас, так реагирующего, тоже не будет. Кажется, что просветление - такой фантастический красивый фильм. Но, кто его видит? Кто пытается просветляться?
Если вы не хотите знать истину, то ваши попытки будут временными по объективным причинам. Вы не хотите терять себя, не хотите расстаться с тем, что вам сейчас доставляет удовольствие, не хотите уязвимости и одиночества. Возможно, всё изменится, а, возможно, и - нет. Когда вам есть, что терять, вы не сможете превратиться из гусеницы в бабочку. Вы останетесь гусеницей сменившей цвет. Это понятно? Предлагаю на этом закончить чтение и не тратить своё время впустую.
Если в вас ещё сохранился дух приключений, ощущение всеобщего мировоззренческого обмана, бесцельности удерживания своей индивидуальности и конечности всего, то тогда ничего не может помешать вам азартно и радостно оказать на финише.
О мотивации.
Платон мне друг, но истина дороже.
Сократ
Если с людьми не случалось авансированного временного просветления, то люди, желающие стать просветлёнными, вкладывают в этот акт попытку сменить плохое на хорошее. Неплохо бы понять, что хорошее и плохое являются проявлениями одного и того же. «Вот я стану просветлённым, и не буду реагировать на это таким ущербным образом». Не будете. Но и вас, так реагирующего, тоже не будет. Кажется, что просветление - такой фантастический красивый фильм. Но, кто его видит? Кто пытается просветляться?
Если вы не хотите знать истину, то ваши попытки будут временными по объективным причинам. Вы не хотите терять себя, не хотите расстаться с тем, что вам сейчас доставляет удовольствие, не хотите уязвимости и одиночества. Возможно, всё изменится, а, возможно, и - нет. Когда вам есть, что терять, вы не сможете превратиться из гусеницы в бабочку. Вы останетесь гусеницей сменившей цвет. Это понятно? Предлагаю на этом закончить чтение и не тратить своё время впустую.
Если в вас ещё сохранился дух приключений, ощущение всеобщего мировоззренческого обмана, бесцельности удерживания своей индивидуальности и конечности всего, то тогда ничего не может помешать вам азартно и радостно оказать на финише.
Эмпатия.
Размазня – это когда жалеешь себя в той ситуации, в которой оказались другие. «Мне в такой ситуации было бы плохо». Это двухэтажное страдание: страдание от обстоятельств, и страдание от своего страдания. Но когда ты помогаешь другому, чувствуя его страдания, и не жалеешь себя в его лице, тогда это эмпатия. Буддисты говорят о ненаправленном сострадании, которое является одной из характеристик проявлений изначального. Мне кажется перевод не совсем точным. В русском языке к понятию «сострадание» ещё примешивается и жалость. Не уверен, что она подразумевается у буддистов. Сострадание вскрывает границы обособленности – точно, поэтому пользоваться им нужно вне зависимости от тонких энергетических настроек. Ещё раз – СОСТРАДАНИЕ – ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗНАЧАЛЬНОГО. Это доступно любому. Это ваш козырь.
Любовь.
Так что же тогда Любовь? - Море Не-бытия:
там разум сломит ногу, не в силах выплыть.
Руми
А вот это вообще неопределяемо. Можно сказать: качество сознания, реальное мироздание, открытая естественность, утончённая мощь сродни радиации, гармония, ни к чему не относящееся блаженство без блаженствующего. Всё мимо. Что можно сказать точно – это не чувства. Это не – я - тебя, ты - меня… Вот это определённо одна из характеристик изначального. Собственно, эмпатия – это проявление любви. Любовь бесцветна, но, даёт всему быть. (Уважаемые дамы, придётся это принять, так как такое понимание нам понадобится).
Блаженство
Когда мы читаем слово «блаженство», то на ум приходит секс, так как ничего более близкого не вспоминается. Но, в данном случае, блаженство похоже на взгляд, видящий россыпь сверкающих самоцветов. Неважно, чьи они, колеблющиеся блики алмазов и жемчуга завораживают естественной красотой. Такая картина только отчасти даёт представление о блаженстве всеобщей гармонии в движении.
Если оргазм, невесомость, утончённость, беспредельную открытость и отчётливость всего положить в банку и взболтать, то получится приблизительно искомое состояние.
И это всё движется, но не движется, а делает вид, что движение есть. Ощущение, что линии всех объектов нарисованы блаженством потому, что самих объектов нет, а есть динамическое творчество нескончаемого проявления потенциальности, исчезающее в момент творения. В этом нет напора, и в этом тоже блаженство, так как ненасилие, тем не менее, проявляется в качестве созидания из момента в момент. Безынерционность.
Это даже не лёгкость бытия, а невесомость. Заново юность. Заново свежесть. Заново красота видимости. Заново идеальная соразмерность частей. Заново лёгкость от отсутствия озабоченности собственной персоной. Это, как после сырой ненастной погоды, зашёл в дом и разделся догола у огня, скинув тяжёлую мокрую одежду. Нет, все сравнения не верны: ничего не похоже на эту ажурную утончённость происходящего. Весна, вешний, Вишну держатель видимости. Блаженство где-то в этой стороне.
Техники пробуждения
Ещё одну передачу я получил в 2019г., вчитываясь в текст «Великое Пространство Ваджрасаттвы», поэтому считаю вправе прибегать к аналогиям из дзогчен.
Взгляд любви
Когда мы смотрим на произведение искусства, мы пытаемся получить эстетическое удовольствие. Линии, пластика, сочетание полноты и пустоты, заложенная динамика или другое пространство. В данном взгляде присутствует эстетика и смотрящий. Будем от этого отталкиваться.
Вы смотрите на любой предмет и любите его за то, что он такой, какой есть. Предмет уникален как сочетание элементов. Предмет - видимость потому, что границы внимания придумывает рассудок и предмет является частью неделимого целого. Итак, вы любите объект до потери дистанции между вами и предметом. В таком взгляде не остаётся ничего, кроме любви. Вас нет, предмета нет. Объект перестал быть объектом, так как дистанция исчезла. Самое важное в этом – отсутствие дистанции. Видимость расстояния есть, а дистанции нет. Если начинать с расстояния, ничего не получится: начинать нужно с любви.
Ещё раз. Часть обоев, авторучка – что угодно. Вы принимаете, принятие уничтожает пространство между вами и предметом. Есть наслаждение уникальностью таковости без оценок. Отводите взгляд и оказываетесь в сказочном мире, где все формы уникальны и друг с другом не связаны, но все они – видимости бесформенного, которое ничего не связывает и не разделяет.
Мыслеобразы, которые пытаются определить происходящее, тоже воплощение бесформенного, как и любая форма.
Самоотдача пространству
Улица, комната, трансторт. Отдаём себя окружающему. Сбрасывается неосознанное напряжение удерживания себя в обособленном состоянии. Мы в музее. Перформанс. Мы не проникаем внутрь людей и живых существ: всё является выражением бесформенного. Всё буквально. Мы такое же воплощение, как и остальное.
Ещё раз. Сбрасываем напряжение удерживания себя. Внутреннее поглощается внешним. Внешнее перестаёт существовать, так как взгляд тот же, что и был при разделении, но с пропавшими границами. Оценки, которые пытаются восстановить внутреннее, тоже часть спектакля. Некому себя отдавать.
Я не думаю, что шаматху и випашьяну можно сравнивать с действиями, описанными мной. Хотя, возможно, они выросли из данных предпосылок.
Открытость
В Дзогчене высшее (lhag) постижение (mthong-bа) заключается не просто в наблюдении "рыбы, плавающей в прозрачной глубине озера или выпрыгивающей на поверхность" — образ, часто используемый в системе Сутры. Когда эта "рыба" внезапно появляется на поверхности, мы не уподобляемся рыбаку, сидящему у кромки воды и наблюдающему ее движение, как это делается в практике шаматха. Теперь мы переживаем свое единство с ней, а потому нет различия между наблюдающим и наблюдаемым.
Намкай Норбу Ринпоче
Снятие всех слоев защиты от неудач. Бесстрашие. Поймите простую вещь: наши страховки от несчастных случаев живут только в нашей голове. В любой ситуации тысячи сочетаний неучтённых нами обстоятельств, которые мы не можем предсказать. Падает самолёт – один выживает. В море свело ногу и волна не вовремя – труп. Банальная сосулька с крыши. Теория вероятности остаётся теорией, а происходят буквальные вещи. Сколько раз в полуметре от меня падали огромные сосулищи. Летят без свиста, так что, внимательность не помогает.
Открываетесь прямо сейчас для неудач и приключений. Открываетесь для полноты. Мы смертны. Избегать и увиливать – это увиливать от того, что есть. Тело и личность – это аппараты сохранения, поэтому выстраивать дополнительные этажи защиты – становиться скованным и неповоротливым. Как раз, в закрытости теряется импровизация, и человек становится уязвимым. Я сейчас говорю не о лучшем выживании, а о бессмысленности страховок. Выше писал о самоотдаче пространству: открытость – бесшовность внутренне-внешнего. В счёт идут только действия: движения, мыслеобразы, реакции – и всё это в режиме импровизации. Мне не нравится выражение «спонтанные действия», так как их не существует: мы созданы из реакций защиты, и кроме них в нас ничего нет, что могло бы спонтанно проявляться. Но мы в состоянии дать им течь свободно без ущемления себя самих. Реакции защиты позаботятся о себе, и лишать себя чуда единения с окружающим – глупо. Одна из характеристик недвойственности – открытость. Мне кажется громоздким выражение дзогчен «отсекая надежду и страх». Достаточно увидеть, что такое страх, так как надежда является производной от состояния страха, а сам страх – техника удерживание обособленного образа.
Ещё раз. Страховки – ложь самому себе. В любой момент может случиться что угодно. Пока наше внимание не в объёмах образов самосохранения, даём миру заполнить себя, и уничтожаем свой интимный уголок жалости к себе и самолюбования, то есть, отдельный внутренний мир. Всегда видим себя в беспредельности без паники и поисков укрытия. Повторю: мы смертны, поэтому лучше вобрать в себя жизнь и смерть пока мы в сознании. В открытости не существует жизни и смерти по-отдельности. Но в открытости существует свобода и полное дыхание. В открытости существуют проявление наших зажимов в виде игры. Открытость уничтожает видимость внутреннего мира, и освобождает от отдельности.
Проще простого.
Не надо истину искать,
а надо устранять заблуждения сознания.
Сэнцань
Обычно, мы что-то решаем, исходя из предпосылок, анализируя и делая выводы. Как мы видим исходные данные? Как приматы хомо сапиенс. Мы видим только то, что в состоянии видеть. Что это означает? Что всё, что мы домысливаем, исходит из неполных данных и является искажённым надумыванием. Именно поэтому в науке всегда всё «оказывается». Оказывается, что не так, а эдак, и это впоследствии оказывается тоже не так. «Так» не будет никогда потому, что относительное принимается за фундаментальное. Нам в детстве внушили концепции, которые мы были вынуждены принять под давлением взрослых, и теперь относимся к ним как к исходным данным, принимая их за свои собственные. «Это очевидно», и «все это знают». А вы проверяли?
Для начала нужно понять, что в жизни нет отложенных результатов. Давление лавы накапливается момент за моментом, и извержение вулкана происходит момент за моментом. Жизнь – это, а не сбывшиеся предположения. Сбывшиеся и не сбывшиеся предположения – это отдельное существование, которое совпадает или не совпадает с жизнью. Я не призываю вас становиться безмозглыми животными, но надо понять, что наши домыслы – выражение изначального, а не фундамент сознания.
Неотложенный результат – это безоценочность, выраженная в форме идей. Природа существования такова, что Оно постоянно проявляется, но считать проявления за само Это – ошибка. Проявления не являются полным восприятием. «Всё составное – преходяще», - сказал Будда. Но, мало того, всё составное – это искажения. Само понимание этого уже позволяет пребывать в простоте безоценочности.
Следующее. Долго рассказывать, но личность – это то, чего нет. Это собирательный образ. Чтобы эта искусственность правдоподобно функционировала, нужны силы для поддерживания этого собирательного образа. Сложность в том, что мы не помним, что означает безусильность. С появлением личности мы всегда в неосознанном усилии.
Итак. Несоставное – это отсутствие усилий, отсутствие построений, отсутствие определений. Это отсутствие протяжённости, то есть – отложенных результатов.
Изначальное воплощается во всём прямо сейчас, и никаких ожиданий результата быть не может. Ожидание результата ведёт к концепциям. Задача – не надумывать. Находиться в неопределённом. Тогда, возможно, оно само начнёт себя проявлять. Все без исключения выхлопы мыслительного процесса и образов воспринимаем как украшение безмолвия. Остаёмся ни с чем. Перестаём себя определять, так как любые определения являются рамками. Имеем мужество не выпрыгивать из неопределённости без результатов.
Это, пожалуй, всё, если вспомнить прочитанные выше советы.