|
Антон Павлович Чехов всегда любил собак и не слишком жаловал котов. Собаки с разными характерами и судьбами неоднократно появлялись в произведениях Чехова. В марте 1892 года Антон Павлович с семьёю переехал жить в усадьбу Мелихово. Чехов познакомился с жившими там дворняжками, и уважительно называл блохастых аборигенов «дворянами», придумывая им забавные клички. Двоих щенков он назвал Мюр и Мерилиз, а пес Белолобый стал главным персонажем одноимённого рассказа. Но больше всего Антон Павлович любил такс, которые, как он говорил, являются плодом скрещивания дворняги с крокодилом. Даже его знаменитая «Каштанка» была «помесью таксы с дворняжкой», и Чехов отчитал иллюстратора, который умудрился изобразить Каштанку бульдогом вместо таксы. После приобретения мелиховской усадьбы Чехов попросил петербургского знакомого, редактора журнала «Осколки», Н.А. Лейкина подарить ему щенков от своих такс – Динки и Пипа. Весной 1893 года, после утомительного переезда из столицы, щенки прибыли наконец в Мелихово. Неугомонные таксы моментально освоились на новом месте и принялись безобразничать и хозяйничать, как написал Чехов в письме Лейкину: «Вчера, наконец, прибыли таксы, добрейший Николай Александрович. Едучи со станции, они сильно озябли, проголодались и истомились, и радость их по прибытии была необычайна. Они бегали по всем комнатам, ласкались, лаяли на прислугу. Их покормили, и после этого они стали чувствовать себя совсем как дома. Ночью они выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром когда я прогуливал их по саду, привели в ужас наших собак-дворян, которые отродясь не видали таких уродов. И ещё из переписки с Лейкиным: «Самка симпатичнее кобеля. У кобеля не только задние ноги, но и морда, и зад подгуляли. Но у обоих глаза добрые и признательные. Чем и как часто кормили Вы их? Как приучить их отдавать долг природе не в комнатах? И т.д. Таксы очень понравились и составляют злобу дня. Большое Вам спасибо» — писал А.П.Чехов. Мария Павловна дала таксам медицинские имена: Хина и Бром (бром и хина были едва ли не самыми популярными лекарствами того времени). Когда же собаки подросли, Чехов настолько привязался к ним, что счел фамильярностью обращение к ним по именам и добавил собакам отчества. Так было забавнее. Так в семье Антона Павловича появились знаменитые Хина Марковна и Бром Исаевич.
Лейкину Чехов сообщал все подробности проживания такс в усадьбе: «Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая тычет нос в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. У Брома часто бывает рвота. Влюблен он в дворняжку. Хина все еще невинная девушка. Любит гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся, когда едят, и т.п. Спят у меня в комнате». Медицинские клички для собак в семье Чеховых на этом не иссякли — у брата писателя, Михаила, жила такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Хина Марковна и Бром Исаевич стали любимцами писателя. Они повсюду сопровождали его, смешные и церемонные, им позволялось спать в комнате Антона Павловича, с ними он любил вести долгие задушевные беседы и ставить уморительнее домашние спектакли. Антон Павлович скучал по своим питомцам и писал им письма из-за заграницы, передавал приветы, раздаривал всем знакомым щенков от Хины и Брома. Много лет спустя сотрудники музея-усадьбы Мелихово решили обессмертить любимых собак Чехова, и 22 декабря 2012 года на одной из лужаек был установлен памятник Брому Исаевичу и Хине Марковне.
Теперь уже бронзовые, но очень трогательные и выразительные, Хина и Бром встречают гостей музея. Глядя на их задумчивые мордочки, посетители вспоминают слова Антона Павловича Чехова: «лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный». Автор памятника – член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Александр Рожников. Скульптуру он создал от большой любви к великому писателю и совершенно безвозмездно, а средства на бронзу и камень собирали всем миром. Обдумывая проект, скульптор представил себе такую картину: «Антон Павлович гуляет по усадьбе в картузе, останавливается около яблони, снимает головной убор и оставляет его на валуне. Туда же кладет яблоко. Подбегают таксы, неотступно следовавшие за хозяином. Таким образам, хотя сам Чехов в скульптурной композиции не присутствует, его дух незримо витает рядом». В усадьбе уже появилась примета: если потереть райское яблочко, лежащее в картузе хозяина возле собак, то сбудется заветное желание, если потереть нос Брому Исаевичу, — получишь высокую должность, а потерев хвостик Хины Марковны, вполне возможно удачно выйти замуж. Фестиваль "Таксы Чехова"
|