• Авторизация


Без заголовка 01-03-2021 18:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Рокотов Федор Степанович [1735—1808] (Коллекция Государственного Русского музея)
 

Bo4kaMeda


01. Рокотов Федор Степанович [1735—1808]
Портрет княжны Е. Б. Юсуповой
Конец 1750 — начало 1760-х
холст, масло
57 x 44 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




02. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет А. Г. Бобринского в детстве. Середина 1760-х
Холст, масло
59,5 х 47
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 8


Бобринский Алексей Григорьевич (1762–1813) — внебрачный сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. Родоначальник рода Бобринских. Первоначально воспитывался в семье гардеробмейстера (затем камергера) В. Г. Шкурина под видом его племянника (сына). В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского – "привенчать" (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х – первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие – угасший в конце XVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то "молодым человеком", то "маленьким господином". Только в апреле 1775 за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 Бобриковской волости в Тульской губернии). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы. С 1796 граф, генерал-майор.

Долгое время считалось, что на портрете изображен великий князь Павел Петрович. Но по стилистическим и технологическим особенностям портрет датируется серединой 1760-х. Между тем такая датировка противоречила прежней идентификации портрета: великому князю, родившемуся в 1754, в это время было около десяти лет, что никак не соответствовало возрасту ребенка на портрете. Несообразно с традиционным определением отсутствие орденов, которые были пожалованы великому князю уже через пять дней после рождения. С ними в силу традиции он изображен на всех без исключения портретах. В пользу того, что в наклейке описка и моделью для портрета служил не великий князь, свидетельствовал целый ряд аргументов. Но поскольку портрет находился в комнатах Екатерины II, ясно, что его персонаж имел к императрице самое близкое отношение.




03. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
Конец 1760-х – начало 1770-х
Холст, масло
84 x 67


Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801) – сын великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. С 1796 года — российский император. Убит в 1801 году в результате дворянского заговора в Михайловском замке в Петербурге.

Отзывы современников о внешности Павла были диаметрально противоположными. Тем интереснее зрительный ряд его портретов, исполненных крупнейшими портретистами второй половины XVIII века. Ф. С. Рокотов исполнил несколько портретов наследника цесаревича Павла Петровича. Этот портрет создавался, когда Павлу было около семнадцати лет. В нем, как и в других произведениях художника, так же сильно очарование неповторимой «рокотовской» живописной манеры и трактовки образа.

Модель как бы выступает из мерцающего сумрака, черты освещенного лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Портрет, кажущийся почти монохромным, тем не менее, отличается богатством и изысканностью цветовых сочетаний. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности, где нет ничего показного, внешне эффектного. Лирическое настроение не нарушает точно изображенные официальные регалии – высшую награду Российской империи Орден Св. Андрея Первозванного (голубая лента через плечо и усыпанная бриллиантами звезда) и крест Ордена Св. Анны.

Портрет долгое время находился в Романовской галерее Зимнего дворца, а в 1920-е годы был передан из Эрмитажа в Русский музей.



04. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет графини М. А. Воронцовой
Конец 1760-х
Холст, масло
59,5 х 47,5


Воронцова Мария Артемьевна (урождённая Волынская) (1725 - 1792), дочь казненного в 1740 кабинет-министра А. П. Волынского и А. Л. Нарышкиной, родной племянницы царицы Натальи Кирилловны. После казни отца сослана в Сибирь и пострижена в монахини в енисейском Рождественском монастыре. По воцарении Елизаветы Петровны с нее в 1742 был снят монашеский обет и дано позволение вернуться в Москву, где она вышла замуж за графа И. И. Воронцова.



05. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет А. М. Загряжской. Конец 1760-х
Холст, масло
62 х 50


Анастасия Михайловна Загряжская (1728 — 1779), дочь князя Михаила Михайловича Голицына младшего, генерал-адмирала русского Флота (1685 - 1764), от второго брака его с Татьяной Кирилловной Нарышкиной (1704-1757). Замужем была с 13 ноября 1788 года за Николаем Артемьевичем Загряжским (1728 - 24.12.1788). Брак был бездетный.

Княгиня Анастасия Михайловна Загряжская (урожденная Голинына) -- cестра «последнего московского вельможи» Сергея Михайловича Голицына (первого).



06. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве 1761
Холст, масло
58,5 х 47,5 (овал, вписанный в прямоугольник)


Великий князь Павел Петрович (1754–1801) – сын императрицы Екатерины II и императора Петра III. С 1796 по 1801 годы российский император. С 1798 – великий гроссмейстер ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). Убит заговорщиками в результате дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Судя по ранним портретам, Павла Петровича отличала детская привлекательность. «У великого князя есть все, чем привлечь к себе особь противоположного пола. Не будучи высокого роста, он красив лицом, прекрасно сложен и приятен в разговорах и манерах», - писал современник. Однако с возрастом великий князь утратил миловидность, и наиболее характерной деталью его внешности стал запоминающийся курносый нос, который, по семейному преданию, был следствием неудачного падения с лошади (по другой версии, с лестницы).



07. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
«Портрет И. Л. Голенищева-Кутузова»
Между 1762 и 1764
Холст, масло
57 х 45
Государственный Русский музей




08. Рокотов Ф. С. х1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москваъ
Портрет графа И. Г. Орлова
Между 1762 и 1765
Холст, масло
58,5 х 46,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 8


Иван Григорьевич Орлов (1733–1791) – старший из братьев Орловых, один из которых – Григорий – стал фаворитом Екатерины II. Возглавляя многие семейные действия, всегда преднамеренно оставался в тени. Участник убийства императора Петра III в Ропше в 1762, в том же году получил графский титул. В 1766 избран маршалом Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Оставив службу, управлял обширными неразделенными имениями своих братьев.

Художник изображает И. Г. Орлова умным, хитрым и энергичным человеком. Проявляя интерес к внутреннему миру своего героя, Рокотов следит за "движениями" его души. Портрет очень наряден: его отличает изысканная цветовая гамма. Орлов одет в синий бархатный кафтан, золотистый камзол и кружевное жабо.



09. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет графа И. И. Воронцова
Конец 1760-х
Холст, масло
60 х 47,5




10. Fyodor Rokotov (–1808)
Portrait of Prince Sergey V. Gagarin
Портрет князя С. В. Гагарина. Не ранее 1768
oil on canvas
141 [ 106 cm
Russian Museum


Князь Сергей Васильевич Гагарин (1713—1782) — сенатор, действительный тайный советник, шталмейстер; строитель дворца на Страстном бульваре. Зять генерал-прокурора Павла Ягужинского.

В 1772 году (?) стал одним из основателей Московского английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами.



11. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великого князя Павла Петровича 1770-е
Холст, масло
79 х 63


Павел I (1754—1801) — российский император с 1796, сын великого князя Петра Федоровича (Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). «Русский Гамлет», как его называли, — дна из трагических фигур на Российском престоле. Вступив на престол после смерти матери, желавшей возвести на трон своего внука великого князя Александра Павловича, Павел I стремился во всем противопоставить свой курс екатерининскому. Его деспотичный характер, как и предпринятые им меры по ограничению привилегий и вольностей дворянства, вызвали недовольство аристократии. В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит в своей только что построенной парадной резиденции – Михайловском замке. Великий князь изображен с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).



13. Fyodor Rokotov (–1808)
Alexandra Ivanovna Protasova 1770-х
oil on canvas
60 [ 48 cm
Russian Museum


Александра Ивановна Протасова, урожд. Протасова (1750 – 1782) – дочь статского советника И. Я. Протасова, супруга генерал-майора П. С. Протасова. Тёща графа Ф. В. Ростопчина и князя И. В. Васильчикова. Её муж: брат камер-фрейлины графини А. С. Протасовой



14. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет адмирала А. Н. Сенявина 1770-е
Холст, масло
56 x 43,5


Сенявин Алексей Наумович
(1716–1797) – флотоводец, адмирал (1775), один из основателей Черноморского флота. Начал службу в 1734 с мичманского чина. Принимал участие в русско-турецкой войне 1735–1739, в русско-шведской 1741–1743, в Семилетней войне. В 1762 вышел в отставку в чине капитана I-го ранга. В 1766 вновь призван на службу. В годы войны 1768–1774 создал Донскую флотилию, которая под его командованием успешно действовала против турок на Азовском море и помогала сухопутным войскам овладеть Крымом, восстанавливал Таганрог. Возглавлял экспедицию по определению места для строительства верфи на Черном мор, выбрал место для основания Херсона. С 1794 член Адмиралтейств-коллегии. Кавалер орденов Св. Анны (1769), Св. Александра Невского (1771), Св. Андрея Первозванного (1794), Св. Владимира 1-й степени (1795).



15. Fyodor Rokotov (–1808)
Unknown man in armour 1770s
oil on canvas
60 x 46.5 cm (18.3 in)
Russian Museum




16. Fyodor Rokotov (–1808) Blue pencil.svg wikidata:Q372393
Unknown lady in yellow 1770s
oil on canvas
58.5 x 47 cm
Russian Museum




17. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет императрицы Екатерины II 1779
Холст, масло
82,5 x 64,5


Федор Степанович Рокотов – один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века – создал несколько парадных портретов императрицы.

В 1769 году Екатерина учредила статут высшего российского военного ордена Святого великомученика и победоносца Георгия и «яко гроссмейстер» всех русских орденов стала георгиевским кавалером 1-го класса. Тогда же она заказала Рокотову свой портрет с георгиевской лентой. Он блестяще справился с поручением, создав оригинальный овальный портрет императрицы. Екатерина изображена в малой императорской короне и горностаевой мантии, а помимо ордена Св. Георгия, на ней цепь на шее и звезда ордена Св. Андрея Первозванного.

Благородство, ум, энергия и женственность императрицы нашли яркое живописное воплощение в этом портрете. Рокотов как обычно не уделяет внимания заднему плану, оставляя лишь нейтральный темный фон, но с лёгкостью и свободой настоящего мастера передает фактуру ткани и меха, мягкое сияние драгоценных камней. Светотень, растворяя второстепенные детали, акцентирует лицо, очертание которого будто «не досказывается» художником, тает в воздушной дымке. Мерцающая атмосфера, окружающая модель, способствует особому эмоциональному настрою портрета, помогая подчеркнуть особое душевное состояние императрицы.

Рокотов, вероятнее всего, писал Екатерину с натуры, а «не по памяти» или по известным образцам. Первоначальный вариант портрета (не ранее 1769), находившийся в Академии наук и гравированный в 1777 году Гавриилом Скородумовым, к сожалению, не сохранился. В Русском музее – авторское повторение портрета, выполненное в 1779 году. Работа Федора Рокотова, одобренная высочайшей заказчицей, была рекомендована в качестве «образца» при создании другими художниками императорских портретов.



18. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет князя Г. С. Волконского
Между 1780 и 1786
Холст, масло
71,5 х 56,5


Волконский Григорий Семенович (1732–1824) – князь, генерал русской армии, участник русско-турецких войн. Его имя тесно связано с Н. В. Репниным (на дочери которого Г. С. Волконский был женат), П. А. Румянцевым, А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым. С 1803 по 1817 оренбургский военный губернатор. Отец декабриста князя С. Г. Волконского.

Изображен в мундире генерал-поручика российской армейской пехоты времени царствования Екатерины II с орденами св. Анны (звезда и лента) и св. Георгия 4-й степени (крест с бантом в петлице).



19. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х
Холст, масло
65,5 х 55 (овал)
Экспонирование Михайловский замок, Зал 232. Столовый зал


Великий князь Александр Павлович – будущий российский император (с 1801) Александр I (Благословенный; 1777–1825). Старший сын великого князя Павла Петровича (Павла I) и великой княгини Марии Федоровны. До 1801 цесаревич. Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков.

Общеизвестны чрезвычайно сложные взаимоотношения Павла-наследника с императрицей Екатериной II и преследовавшие его разговоры о ее желании передать престол, минуя сына, — внуку, великому князю Александру.

Изображен с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).

В начале 1780-х Ф. С. Рокотовым было исполнено несколько портретов великого князя Александра Павловича. Повторение-вариант из Романовской галереи Зимнего дворца — Новгородский ГМЗ; повторение-вариант (копия?) – Иркутский областной художественный музей.

Парный "Портрету великого князя Константина Павловича в детстве" (Псковский ГМЗ).



20. Fyodor Rokotov (–1808)
Portrait of Surovtsev
second half of 1780-х
oil on canvas
67.5 x 52 cm
Russian Museum


Портрет Суровцева, выполненный в 1780-е гг., является ярким образцом позднего творчества Рокотова. На нём выведен мужчина внешне нарядный и сдержанный, не лишённый светских достоинств, но в его лице и взгляде ясно прослеживается внутренняя напряжённость, долгое время мучающая этого человека и не дающая ему покоя.



21. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет В. Н. Суровцевой
Вторая половина 1780-х
Холст, масло
67,5 х 52 (овал)
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 8


Суровцева (Суровцова) Варвара Николаевна (урожд. Пашкова). Ее родная сестра Екатерина была замужем за графом Девиером. Дворянский род Суровцевых (Суровцовых), проходящий по Московской, Калужской, Саратовской и Симбирской губерниям, впервые упоминается в рукописях в начале XVI в.

Парный портрет — портрет Суровцева



22. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Обнаженная девочка 1780-е
Холст, масло
90 х 76
Государственный Русский музей




23. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет Д. Г. Ждановой 1781
Холст, масло
53,5 х 45,5
Государственный Русский музей




24. Fyodor Rokotov (–1808)
Petr Stepanovich Protasov
between 1785 and 1794
oil on canvas
68.5 x 55 cm
Russian Museum




25. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет графини Е. В. Санти 1785
Холст, масло
72,5 x 56 (овал)
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 8


Елизавета Васильевна Санти, урожденная Лачинова (1763 — ?), дочь бригадира В. П. Лачинова. В 1779 году вышла замуж за секундант-майора графа А. Ф. Санти (1751 – 1806).



26. Fyodor Rokotov (–1808) Blue pencil.svg wikidata:Q372393
Портрет Дурасовой-Писаревой А. М.
first half of 1790-х
oil on canvas
63.5 х 49.5 cm
Russian Museum


Аграфена Михайловна Дурасова, в замужестве Писарева (176.-1835), владелица подмосковных имений Горки и Люблино, а также большого загородного дома с садом за Спасскими воротами.



27. Fyodor Rokotov (–1808)
По малоубедительной атрибуции В. Старка, изображен Алексей Иванович Горчаков (15.05.1737 - 1805) 1790s
oil on canvas
75 х 56 cm
Russian Museum




28. Fyodor Rokotov (–1808)
Lady in white Cap 1790s
Возможно, княгиня Анна Ивановна Горчакова (1739-?), ур. Пещурова, бабка канцлера А. М. Горчакова.
oil on canvas
73 х 57 cm
Russian Museum




29. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет неизвестной в синем платье 1790
холст, масло
67 х 55 см (овал)




30. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет графини П. А. Воронцовой. Начало 1790-х
Холст, масло
59,5 х 47,5 (овал, вписанный в прямоугольник)


Воронцова Прасковья Артемьевна (1786-1842) - графиня, младшая дочь графа А. И. Воронцова и Прасковьи Федоровны (урожд. Квашниной-Самариной), в замужестве Тимофеева. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А. У. Тимофеева - сына богатого откупщика.



31. Fyodor Rokotov (–1808) Blue pencil.svg wikidata:Q372393
Portrait of Prince Dolgorukov
Портрет князя Долгоруковa, Владимирa Сергеевичa 1787
oil on canvas
74 x 57.5 cm
Russian Museum



33. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет неизвестного в красном мундире (предположительно мундир Московского университета) 1790-е
холст, масло
75 x 56 см (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




34. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет императора Петра III 1762 (?)
Холст, масло
277 х 202
Экспонирование Михайловский замок, Зал 230. Галерея Рафаэля


Петр III (Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский; 21 февраля 1728, Киль — 6/17 июля 1762, Ропша) — сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны. В 1742 привезен в Петербург как наследник престола. Приняв православие, получил имя Петра Федоровича. В 1745 вступил в брак с Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей императрицей Екатериной II. С 1761 российский император, первый представитель Голштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота (1762), возведшего на престол его жену, Екатерину II. Умер в Ропшинском дворце при невыясненных обстоятельствах. Царствовал с 25 декабря 1761/5 января 1762 по 28 июня/9 июля 1762.

Изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка с орденом св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Плохая сохранность портрета (красочный слой переведен с авторского холста на новый, с чем связаны многочисленные тонировки и записи) не позволяет сделать окончательный вывод о его авторстве. Датирован 1762(?). Датируется по мундиру, введенному в начале 1762 и в том же году отмененному, а также на том основании, что в апреле 1762 Петр III дал сеанс Рокотову.



35. Рокотов Ф. С. [1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва]
Портрет великой княгини Марии Федоровны. Конец 1770-х
Холст, масло
79,5 x 64


Великая княгиня Мария Федоровна (1759, Штеттин (Померания) — 1828, Санкт-Петербург) — принцесса Вюртемберг-Штутгартская, до перехода в православие — София Доротея Августа Луиза. Дочь Фридриха Евгения, герцога Вюртемберг-Монбельярского и Фридерики Доротеи Софии (дочери маркграфа Бранденбург-Шведского). В 1776 сочеталась браком с великим князем Павлом Петровичем (с 1796 император Павел I). С 1796 императрица. Обладала незаурядными художественными способностями. Занималась глиптикой, резьбой по кости, лепила из воска, также писала маслом. Брала уроки у известного медальера К. -А. Леберехта. Выполнила портреты своих детей, Павла I, Екатерины II. Создала целый ряд благотворительных и воспитательных организаций (Мариинское ведомство).

Датируется по форме прически.



36. Портрет М. Е. Шуваловой 1750-е




37. Фрагмент




38. Marfa Shuvalova by F. Rokotov (1750s, GRM)



Мавра Егоровна Шепелева, в замужестве графиня Шувалова (23 апреля (4 мая) 1708 — 9 (20) июня 1759) — ближайшая подруга Елизаветы Петровны и статс-дама её двора, жена Петра Ивановича Шувалова.

Именно благодаря её влиянию Шуваловы обязаны своим возвышением.



39. Fyodor Rokotov (–1808)
Venus, Cupid and Satyr 1765–1766 (?)
oil on canvas
95.5 x 144.5 cm
Russian Museum


rusmuseumvrm
wikimedia

.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Шика13 - Дневник Шика13 | Лента друзей Шика13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»