
«Лето (С поздравлениями)», 1890 год, Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Kirill Vikentievich Lemokh/Лемох Кирилл Викентьевич (Россия, 1841-1910).
ПастельноПейзажноГородское

Маленькие интриганы/Little Schemers, 1892 год, Частное собрание
Работы Кирилла Лемоха неоднократно выставлялись на аукционах по цене от 90 до 80 342 долларов США.
С 2011 года рекордная цена этого художника на аукционе составляет 80 342 доллара за картину выше "Маленькие интриганы/Little Schemers", 1892, проданную в MacDougall's в 2017 году.

У люльки (Больное дитя) 1875, Днепропетровский художественный музей)

Кири́лл Вике́нтьевич Ле́мох (Карл Иога́нн Ле́мох) (нем. Carl Johann Lemoch; рус. Карл Викентьевич Лемох; 7 [19] июня 1841, Москва — 24 февраля [9 марта] 1910, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.
Бывают судьбы, о которых говорят – противоречивые. Эти поверхностные противоречия бросаются в глаза, но потом сглаживаются и исчезают. Нет противоречий – есть жизнь каждого отдельного человека, своя собственная уникальная жизнь. Такова была и судьба русского художника Кирилла (Карла) Викентьевича Лемоха.
Он был – как сейчас принято говорить – этнический немец, прославившийся как выдающийся русский жанровый живописец.

«Родительская радость», ранее 1910 года Калужский Областной Художественный Музей
В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса Императорской Академии художеств демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, и позже покинули стены родного учебного заведения.
По словам В.В.Стасова, «…эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести».
Одним из этих художников тоже был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох.

«Варька», 1893 год, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера
Карл Лемох по складу своего творчества был художником-бытописателем, всегда верным крестьянской теме, не претендовавшим на особую социальную остроту в своих работах, и не чуждавшийся сентиментальности и некоторой идеализации народной жизни. Добрейший и деликатнейший по своей природе человек, он долгие годы был неизменным членом Правления Товарищества передвижников и его кассиром, славился своей исключительной честностью и аккуратностью.

«Сестрёнка». 1890 год, Холст, масло, 59х70, Государственный Русский музей, С-Петербург
Карл Лемох — третий ребёнок в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах, родился в Москве 19 июня 1841 года в семье, имевшей самое непосредственное непосредственное отношение к искусству. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию, чему родители были очень рады. Видя несомненный талант сына, родители отдали его для получения начального образования в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где он занимался у профессора Е.А.Васильева с 1851 по 1856 год.

«У постели умирающей крестьянки», 1886 год, Холст, масло 53х68, Смоленский государственный музей-заповедник
В 1858 году Карл Лемох поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. В период учёбы за этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году Лемох был удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы», местонахождение которой в настоящее время, к сожалению неизвестно.

«Девушка на гумне». 1880 год, Холст, масло, 71,2 х 46,2 Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»
Карл Лемох был допущен к конкурсу на большую золотую медаль второго достоинства, но уже в следующем 1863 годум году, подав прошение о выходе из Академии, он вместе с товарищами оставил Академию, получив звание классного xудожника 2-й степени.

«Крестьянский дворик». 1874 год, Холст, масло, 42 х 52, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой
Покинув Академию, Карл Лемех вступил в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским. В 1871 году за выставленную на академической выставке картину «Девочка, пишущая письмо» получает звание классного художника первой степени.

«Девочка, пишущая письмо», 1871 год, Холст, масло, 23,8х18,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В 1870 году Карл Лемох соглашается на предложение Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911) и становится учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Однако буквально на следующий год Лемоха исключают из Товарищества за нарушение устава, а именно за непредставление произведения к открытию выставки.

Крестьянская девушка с кошкой, Новгородский музей-заповедник
В 1875 году Карл Лемох был удостоен звания академика за восемь картин, экспонировавшихся на академической выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику «за искусство в познании живописи народных сцен». На одной из этих картин — «Утро в швейцарской» (1874, ГТГ) — изображена сцена из жизни «маленьких людей».

«Утро в швейцарской», 1874 год, Холст, масло, 40,5х51,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1878 году Лемох вновь вступает в члены Товарищества, с 1879 года он становится членом правления, а с 1880 года Лемох уже бессменный казначей Товарищества, отличавшийся безупречной честностью и щепетильностью в финансовых делах.
Лемох был полной противоположностью Мясоедову, который не находил на земле ни одного порядочного человека.
В Товариществе Лемох, будучи неизменным членом Правления и кассиром, при своей аккуратности и честности в этой роли был незаменим. У него хранились книги Товарищества, ему присылались отчетности сопровождающих выставку, и он каждый день в своей мастерской производил подсчет тех сумм. И если получалась разница хотя бы в нескольких копейках, он терял спокойствие и пересчитывал все статьи до тех пор, пока не находил ошибки.

"Упрек" (аукцион)
Художник со всей скрупулёзностью относился к выписыванию деталей композиции. Внимание ко всяким мелочам композиции, окружающим героев его произведений, было вообще очень характерно для художников этого времени. Но у Лемоха изображение деталей никогда не становилось самоцелью, а всегда использовалось для раскрытия смысла происходящего, органически вписываясь в изображаемый материал. Таковы и наиболее удачные картины Лемоха — «Выговор», «Круглая сирота» и «Где болтались?», которые экспонировались в 1897 году на 7-й передвижной выставке.

«Где болтались?». 1897 год, Холст, масло, 37,5 х 46,3, Национальный художественный музей Республики Беларусь
Картину «Круглая сирота», созданную художником в 1878 году В.В. Стасов считал одной из лучших в творчестве Лемоха, отмечая: «Здесь много грации и чувства. Письмо колоритное». Трагичность сюжета в этой работе удержала живописца от сентиментальности, свойственной многим его произведениям.

Круглая сирота
Жил художник преимущественно в Санкт-Петербурге, зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях. Лето Лемох проводил под Москвой недалеко от села Ховрино на собственной дачке, стоявшей в тени среди маленькой рощицы.

«Бабушка и внучка». 1884 год, Дерево, масло 17х23,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тут же отдельно, в небольшом срубе, похожем на крестьянскую избу, находилась его мастерская.
Там художник наблюдал и характерные сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали Лемоху в его мастерской.
Сюда же приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками.

«Девочки» 1893 год, Холст, масло 58х48, Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого
Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
В 1880-1890-е годы Лемох являлся постоянным участником собраний художников и ученых («среды») у Д.И.Менделеева.

«Новый член семьи», ранее 1890 года Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
Продолжая плодотворно работать в бытовом жанре, Карл Лемох тем не менее, часто обращался и к портрету. Его кисти принадлежат портреты товарищей-художников Г.Мясоедова, Е.Волкова, И.Шишкина, архитектора Н.Шохина и других.

«Мать художника Крамского за вязанием», Частное собрание
В своих произведениях Лемох переносил немецкий сентиментализм на русскую почву. Любил изображать трогательные сценки, особенно из крестьянской жизни: сироток, больных детей у благодетеля, мальчиков, подносящих букеты девочкам.

«Выздоравливающая», 1889 год Приморская краевая картинная галерея
Художественную практику Лемох успешно сочетал с педагогической работой. Еще в середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях.
Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох, получивший при дворе православное имя Кирилл, принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе и Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II. Однако наиболее талантливой ученицей Лемоха стала младшая сестра Николая Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.

«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)» 1886 год

«Портрет великого князя Михаила Александровича». Частное собрание
"Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы». Минченков Я. Д. «Воспоминания о передвижниках»

Карл Лемох выслужил пенсию за обучение князей, а с 1897 и по март 1909 год занимал должность хранителя картинной галереи в бывшем Музее Александра III, куда аккуратнейшим образом являлся к определенному часу, сидел в огромнейшем кабинете и давал разрешение на копирование картин в музее. Оставить должность Лемох вынужден был по болезни.

«Дети за пианино», 1886 год, Архангельский областной музей изобразительных искусств
В 1895 году действительный член Академии Карл Лемох был избран членом Совета Академии сроком на пять лет.
Если до ушей Лемоха доходили неприятные слухи, что-либо дурное о ком-нибудь – он отмахивался от них. «Пустое, это все только говорят, да-с! болтают, а он прекрасный человек!»
По внешности он был небольшого роста, сухой, бритый, с легким пушком на лысой голове. Приятная улыбка не сходила с лица, лишь в минуту легкого раздражения заметно было слабое подергивание на щеках.

Справа «Девочка с цветами», 1883 год, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

«Крестьянский обед» 1885 год, Частное собрание
Ходил осторожно, легко и приятно скользя по паркету. На левом борту фрака или пиджака – золотое пенсне, а из кармана на груди выглядывал ослепительно белый уголок носового платка. В общем напоминал немецкого чиновника.

«Новое знакомство» 1885 год, Государственный Русский музей, С-Петербург
За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III, который в будущем станет всемирно известным Русским музеем.

Слева «На скамейке. Варька» и справа «Варька»
В память единственного внука, умершего в трехлетнем возрасте, (дочь Карла Лемоха Варвара рано овдовела, выйдя замуж за сына Д. И. Менделеева Владимира) пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Матери «Знамение».
Кирилл Викентьевич Лемох умер 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.
Имя Кирилла Викентьевича Лемоха заняло достойное место в истории русской живописи среди имен художников середины и второй половины 19 века, обратившихся к отражению реальной действительности, повседневной народной жизни и отдавших сочувственному ее изображению все свое творчество.

аукцион

аукцион

аукцион

«Девочка, кормящая кур», (ранее 1910) — частное собрание



«На скамейке. Варька», (1893-1894) — Вологодская областная картинная галерея

«Пьяный муж», (1894) — Таганрогский художественный музей.

Стрижка овец, 1888
(текст https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-64/)