Иногда бывает полезно сменить устоявшиеся темы статей. Меня уже совершенно несправедливо нарекли "специалистом по Битлз", которым я , конечно же, не являюсь. Чтобы исправить это ошибочное восприятие моих статей, я как-то написал статью "Не роком единым.." , тем самым привлек много читателей. Речь в ней шла о диско-музыке. Но отклик был огромным. А женский пол, так тот вообще сказал, что надо больше разнообразия. Хорошей музыки много в разных жанрах. Я решил с ними согласиться - и вот вам новый герой. МАРИО ЛАНЦА - написал его большими буквами. Любимый певец нашего Муслима Магомаева. Итак, слово Сергею Беляеву. Часть первая о великом певце.
Добрый день, друзья!
Музыка - не есть политический детектив. Но долгие годы меня преследует аналогия: так же, как по произведениям Ю.Семенова перед нами предстает образ Исаева-Штирлица, который, на самом деле, Владимиров, так и ДЕСЯТКАМ книг и СОТНЯМ статей удаётся восстановить ДОСЬЕ на не меньшего любимца в среде меломанов, фигуру гораздо более противоречивую и энигматичную, нежели Бользен, на американца-итальянца Марио ЛАНЦА. И это, как все вы знаете, была также "ЛЕГЕНДА". А разведовал он ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС своей публики на всех пяти континентах.
Итак, голосом Ефима "Закадровича" Копеляна: "Ланца служил грузчиком... И был, на самом деле, совсем не Ланца. И, уж тем более, не Марио..."
Mario Lanza-Santa Lucia.
"ИСТИННЫЙ АМЕРИКАНЕЦ..."
Альфред Арнольд КОКОЦЦА, он же, позднее, Марио ЛАНЦА (артистический псевдоним), родился 31-го января 1921-го года в Филадельфии, Пенсильвания, в семье итальянских эмигрантов.
Отец его в возрасте 16-ти лет эмигрировал в Америку, служил в ВС США, после тяжелого ранения был демобилизован, получал пенсию по инвалидности. Мать, Марию Ланца, - из этих дорогих имен певец и соорудил в свое время псевдоним - родители привезли в Америку в возрасте шести месяцев.
Мария познакомилась с Антонио в 1919-м. В то время ей было только 16. Горячая девушка влюбилась! Спустя несколько недель после знакомства родители ФРЕДДИ (так его будут звать в семье) поженились...
Mario Lanza - O Paradiso. Песня о РАЕ.
Первыми музыкальными впечатлениями Фредди стали прелестный голос матери, ее колыбельные и неаполитанские песни. Затем мальчик СТРАСТНО увлекся грамзаписями великого КАРУЗО!
Enrico Caruso - "O Sole Mio". Энрико Карузо. Классика Napolitano.
"ОТЛИЧНЫЙ СПОРТСМЕН..."
Однако, учителя в школе отмечали, что мальчику гораздо больше нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры, чем учиться.
То, что он предпочитал спорт сидению над книгами, было хорошо в плане его физического развития и закладки того фундамента ВЫНОСЛИВОСТИ, который впоследствии поддерживал его в форме, необходимой для звучания голоса ТАКОЙ НЕМЫСЛИМОЙ силы.
В ПОСЛЕДНИЕ годы жизни - а прожил он, как известно, всего ничего, 38 (!) лет - он держался исключительно благодаря этой натренированности, приобретенной в ранние годы...
Mario Lanza - Torna a Surriento. Еще одна классическая Napolitana! "Вернись в Сорренто"
"С ПЕДАГОГАМИ ПОДДЕРЖИВАЕТ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ..."
... Маленький Фредди учился петь, ПОДПЕВАЯ шеллакам с Карузо.
Но первым НАСТОЯЩИМ учителем юного дарования - а дар у него был! - стал БАРИТОН Антонио Скардуццо. Он вовремя предостерег будущую звезду от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению СОЛЬФЕДЖИО. Но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг.
Следующим учителем стала Ирен Уильямс, в прошлом - известная оперная певица. Она не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях...
Mario Lanza - Granada
Судьба продолжала улыбаться.
Уильям К. Хафф, концерт-менеджер Филадельфийской Музыкальной Академии, организовал для юноши прослушивание у Сергея КУСЕВИЦКОГО. В мире музыки это была ФИГУРА.
(Кстати, никаких фортепиано в качестве грузчика Марио не передвигал. Вопреки легенде о том, что Кусевицкий впечатлился пением самодеятельного рабочего...)
Голос Марио произвел такое сильное впечатление на Маэстро, что он пригласил юношу учиться у него в "Танглвуде", школе для подающих надежды певцов и музыкантов.
Школа находилась в Беркшире. Марио переехал туда и усердно взялся за учебу. 7-го августа 1942-го года на афишах появилось новое имя - Марио ЛАНЦА.
Mario Lanza - "Ave Maria" ("Serenade"). Ланца НАЧИНАЕТ кинокарьеру.
На выпускном экзамене Ланца спел партию Фентона в "Виндзорских проказницах" Николаи. Критики его отметили. Казалось бы...
Но США вступили во Вторую Мировую Войну. В декабре Марио призвали в армию. Он вошел в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всем штатам. Затем - участие в патриотическом шоу "Крылатая Победа". 29-го января 1945-го Ланца был демобилизован.
"ХОРОШИЙ СЕМЬЯНИН"
Вместе с армейским приятелем Бертом Хиксом он отправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с его сестрой Бетти. О ней Берт часто рассказывал своему другу.
Когда Марио и Бетти представили друг другу, они влюбились друг в дружку с первого взгляда. После короткого периода ухаживания, 13-го апреля 1945-го, молодые сочетались гражданским браком.
В положенные сроки родилась дочка. Ее назвали Коллин. Затем появилась Элиса. Потом сыновья Даймон и Марк...
Mario Lanza - Vesti La Giubba (1958)
"ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ"
(В личных делах этот раздел присутствует всегда. Так или иначе. В случае Ланца продвижение вверх к мастерству было явным.)
Множество деталей есть смысл опустить. Всю биографию Марио Господь вёл к КИНО. Ну не состоялся он как чисто оперный исполнитель. Зато в кинематографе ПРЕУСПЕЛ.
Во многом поэтому мы и помним его сегодня...)
28-го августа 1947-го года в знаменитом зале "Голливудская Чаша" выступало "Трио Бельканто" в составе ТЕНОРА Марио Ланца, СОПРАНО Франсис Йинд и БАС-БАРИТОНА Джорджа Лондона.
В зале ожидалось присутствие Луиса Б. МАЙЕРА, одного из основателей и тогдашнего босса киностудии "MGM". ТОЙ САМОЙ, со ЛЬВОМ.
Этот концерт изменил всю жизнь Марио: оперная сцена ПОТЕРЯЛА тенора, голос которого мог бы стать СЕНСАЦИЕЙ ВЕКА.
Но зато, благодаря ФИЛЬМАМ, мы и сегодня ВИДИМ его и СЛЫШИМ. Главное - видим...
Mario Lanza поет Tina-Lina (с молоденькой и милой Ритой Морено). Отличный дуэт из фильма "Любимец Нового Орлеана". Марди Гра. Жирный Вторник.
... Через 72 часа после триумфа в "Чаше" "MGM" пригласили его сниматься, заключив контракт сразу на СЕМЬ лет.
Следующий - короткий - период жизни Марио состоял из водоворота различных ПРОБ и ТЕСТОВ. Продюсеры, режиссеры, звукооператоры делали свою РУТИННУЮ работу.
Он всё прошёл.
По условиям контракта ему должны были выплатить $10,000 премии и выплачивать по $750 в неделю в течение шести месяцев, пока будет ОТБИРАТЬСЯ его первый фильм.
В эти полгода он имел право давать концерты, выступать на радио, записывать пластинки.
Затем он снимается, получает $15,000, а если фильм будет иметь успех в прокате, гонорар за следующий будет поднят до $25,000.
Контракт заключался в 1947-м. Эти ТРИ НОЛЯ тогда означали бы сегодня еще пару нолей..
КОНТРАКТ БЫЛ ПОДПИСАН.
______________________________
Расстанемся на время с нашим героем. Оставляем его в самом начале "великого пути". Впереди грандиозный успех и...такие же трудности, взлеты и падения, но не буду пересказывать то, что произойдет в будущем. Да и сам Марио еще не знает, каким будет его завтра. До встречи...до скорой встречи..
____________________________________