• Авторизация


Эдгар Дега. Его странная жизнь и несчастная старость 15-10-2025 14:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Я_вас_любил Оригинальное сообщение

Эдгар Дега. Его странная жизнь и несчастная старость

Читайте по теме: ​Гениальный дилетант Пьер Ренуар и его удивительные картины


Эдгар Дега (1834–1917 гг) - французский художник, творивший в стиле импрессионизма и академизма, мастер портрета и жанровой живописи, которого небезосновательно называют одним из лучших импрессионистов конца XIX - начала XX века.

Эдгар Дега - человек разносторонний, умел не только мастерски писать картины, но и всевозможные литературные заметки, имел неплохие актёрские навыки. О жизни художника, особенностях характера и его отношении с женщинами - далее.

01 (560x700, 466Kb)
Автопортрет

Родился Дега в аристократической семье, в подростковом возрасте лишился матери и воспитывался в основном отцом. Тот дал ему хорошее образование, благо средства позволяли и надеялся, что сын будет адвокатом. Но не срослось, живопись привлекала молодого человека куда больше, а учитывая его очень своеобразный и крайне упрямый характер, пришлось отцу Дега смириться с выбором сына.

Дега вообще всё делал по своему разумению, не особенно согласовываясь с мнением окружающих. Он был человеком порыва, идеи, и ради неё был готов почти на всё. Например, даже сменил фамилию из аристократической и знатной де Га на народную Дега - поступок, крайне неоднозначно встреченный высшим светом, представителем которого Дега являлся.

А когда Дега было 36 лет, он добровольно стал участвовать в военных действиях на франко-прусской войне. То есть уже взрослый, сформировавшийся человек, со своим видением на мир и наличием здравого смысла поступил как 18-летний юнец, убежавший на войну под влиянием патриотических идей. Кстати, само участие в военных действиях не принесло художнику ничего, кроме проблем со здоровьем и глубокого разочарования в происходящем там.

С Дега военная действительность быстро помогла снять «розовые очки», оказалось, что патриотом хорошо быть лишь за тысячу километров от линии фронта. Единственный плюс от такого поступка - приобретение новых хороших друзей.

Дега был человеком довольно скрытным, себе на уме, общение с журналистами на дух не переносил, даже со своими друзьями тщательно выбирал слова, которые нужно сказать и не распространялся о своей жизни. Честно говоря, характер у Дега был сложный, если не сказать скверный - с людьми незнакомыми он был лишь безразлично вежливым, они ничего не значили для художника, зато друзьям и своим недоброжелателям мог ответить остроумно и метко, с язвительным сарказмом и насмешкой. Его колкостей побаивались все, кто был непосредственно знаком с художником, даже лучшие друзья, поскольку знали - Дега не щадит никого.

А ещё Дега завидовали. Художники, поскольку его техника работы пастелью был безупречной, и литераторы за немалое литературное дарование. Он не писал какие-либо романы и повести хотя наверняка сумел бы это сделать, и их с удовольствием читали, но и просто сборник его писем к своим друзьям по мнению некоторых критиков, мог стать отличным чтением об искусстве, самом художнике, и его отношении к жизни.


Репетиция (1873)

Требование к своим работам у Дега было фантастическое. Над ним шутили, что заставить его закончить картину или статуэтку можно, если только её отобрать у художника. Он всегда стремился к совершенству, а потому часто доделывал и переделывал свои работы. В этом стремлении Дега доходил до крайности - он мог выкупить уже проданную работу с тем, чтобы что-то подправить в ней.

Творчество и стремление к совершенству своих работ было для Дега всем - известно, что он десятки раз переделывал скульптуру «14-летняя танцовщица», и сам заявлял, что если бы ему заплатили за неё множеством бриллиантов, то это не так обрадовало художника, по сравнению с возможностью сломать её и вновь переделать ради достижения идеала.

03 (700x504, 194Kb)

Дега был мастером пастели и рисовал картины в этой технике. Но проблема в том, что пастель не всегда долговечна, со временем она тускнеет. Дега всеми возможными способами пытался исправить этот недостаток - выдерживал готовые работы над паром, чтобы избежать потускнения верхнего красочного слоя, рисовал в своих особых техниках, о которых никому не распространялся, даже лучшим друзьям, самолично выбирал рамы для картин.

Однако недолговечность пастели всё же сказывалась - в настоящее время многие работы Дега можно увидеть очень редко, раз в 3–4 года, когда проходят специальные выставки, собирающие тысячи ценителей искусства, а в остальное время они хранятся в специальном помещении.


Звезда ("Л'Этуаль") (1878)

Дега очень любил рисовать балерин и танцовщиц, можно сказать, специализировался на них и достиг в этом высшего мастерства.



Балерины нарисованы на 1500 картинах этого художника. Балет был настоящей страстью Дега, он двадцать лет покупал абонементы в театр, садился в ложу и там делал эскизы танцующих балерин. Но этого Дега было мало, пятнадцать лет уговаривал руководителя парижского театра наконец разрешить ему писать балерин во время репетиций и за кулисами. И это художник с мировым именем, перед которым по идее должны быть открыты все двери.

06 (700x444, 350Kb)

Дега часто приглашал балерин в свою мастерскую, подработать натурщицами. Среди них ходили слухи о «сумасшедшем художнике» который в своей мастерской заставляет их заниматься совершенно обыденными делами: причёсываться, переодеваться, принимать ванную. У Дега была целая серия работ, где танцовщицы изображены в стиле ню.

07 (700x700, 327Kb)

Дега не любил естественное освещение, возможно, так интуитивно берёг свои глаза от солнечного света. Зато в помещениях все оттенки света переданы филигранно. Балерины на его картинах кажутся хрупкими, невесомыми, всецело преданными искусству, как и сам художник.

08 (583x700, 448Kb)

Но вот своего отношения к ним Дега не выдаёт, позиция отстранённого наблюдателя ему ближе.

09 (700x541, 324Kb)

Дега путешествовал крайне мало для человека со средствами и возможностями. Если другие художники в поисках вдохновения и сюжетов для своих картин колесили по всей Европе, то Дега был классическим затворником, его жизнь проходила между работой в мастерской, посещением балета и встреч с друзьями в каком-нибудь парижском кабачке.

С друзьями и близкими он наконец мог быть самим собой, маска холодной отстранённости в его поведении пропадала и он проявлял себя как отличный актёр-рассказчик, умеющий мастерски и с полным выражением рассказывать всевозможные истории о парижском высшем свете, над представителями которого он откровенно насмехался.

С женщинами у Дега были сложные отношения. Он не был женат, не имел любовниц и не связывался с куртизанками. В его мастерской часто бывали натурщицы и танцовщицы, но нет никаких свидетельств, что Дега домогался их физической близости. Более того, как и Тулуз-Лотрек Дега хорошо был знаком с бытом и нравами проституток, часто рисовал их, и многие его картины никак нельзя назвать скромными.

10 (663x700, 451Kb)

Вот только в отличие от Тулуз-Лотрека Дега никогда не пользовался их услугами. Всё это и даёт основание предполагать, что художник страдал мужским бессилием, потому женщины для него были лишь предметом восхищения, вдохновения и мишенью для остроумных шуток.

11 (700x557, 339Kb)

Дега часто называют классиком импрессионизма. Вот только по-настоящему творить в этом жанре он стал лишь в 56 лет, то есть в 1890 годах, когда это направление в живописи уже перестало восприниматься как революционное и новаторское. И причина перехода от академизма к импрессионизму во многом стала чисто медицинская - художник страдал от ухудшения зрения и уже не мог рисовать мелкие детали и тщательно прорисовывать свои картины, как того требовал академизм.

12 (700x498, 183Kb)

Последние годы художника были несчастными. Он ослеп и тихо доживал в своей квартирке, редко встречаясь с друзьями и ничего не рисуя. Умер, когда ему исполнилось 83 года, похороны были очень скромными, словно он не был всемирно известным художником, написавшим свыше тысячи замечательных работ.


Голубые танцовщицы


Джентльмены на скачках: наездники перед стартом


Танцевальный класс


Ванна


Три танцовщицы в репетиционном зале


Оркестр оперы


Сидящая Купальщица, вытирающаяся полотенцем, 1895 год


Жокеи


Три Женщины расчесывают Волосы, 1875-1876
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эдгар Дега. Его странная жизнь и несчастная старость | Наташа_Шпигель - Дневник Наташа_Шпигель | Лента друзей Наташа_Шпигель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»