Художник Исаак Ильич Левитан (1860—1900). Вечерний звон. 1892 г. Холст, масло. 87 × 107,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропа спускается к реке,
Что развернулась во всю ширь.
За тихой рощей вдалеке
Нам виден старый монастырь.
Нам, зритель, далеко видать
С крутого берега реки
И зачарованную гладь,
И к ней идущие мостки.
Тропа спускается к мосту,
И лодка по реке плывёт.
Взгляни на эту красоту,
Пройди с монахом от ворот!
На остров с лодки ты сойди.
Коль грустно, душу успокой:
Окрестность тихо огляди –
Нигде нет красоты такой!
Мягки прощальные лучи
И даль манящая ясна.
Давай-ка, зритель, помолчим:
Так мелодична тишина.
В вечерней вышине звенят
Соборные колокола.
И догорающего дня
Улыбка каждому мила.
Ах, как звенят колокола:
Их звон разносится окрест.
Кисть Левитана пролила
Вечерней службы благовест.
Вот и прошёл осенний день.
Как краски вечера чисты!
Как отражаются в воде
Деревья, здания, кусты!
В закатном зареве горят
И гармонируют: трава,
И здания монастыря,
И порыжевшая листва.
Течёт спокойная река,
Охватывая островок.
Плывут по небу облака,
Которые закат зажёг.
Вдали сливается с рекой
Лес в золотисто-рыжей мгле,
И разливается покой
По отдыхающей земле.
Автор: Иван Есаулков
Идея создания картины с видом монастыря в лучах заходящего солнца, пришла к Левитану в 1887 году, когда он жил в Слободке под Звенигородом и наблюдал на закате Саввино-Сторожевский монастырь.
Два года спустя, уже будучи в Плёсе, в поисках новых мотивов для картин Левитан поехал в Юрьевец и недалеко от него увидел небольшой монастырь, вид которого возродил у него желание написать такой пейзаж. Таким образом, в сюжете будущих произведений переплелись видения этих двух монастырей.
По словам искусствоведа Серафима Дружинина, картина «Вечерний звон» пропитана «светлым умиротворённым чувством». Дружинин писал, что в построенном на «гармоническом сочетании холодных и тёплых тонов» колорите картины Левитану удалось передать «те чувства, которые мог испытать тонко воспринимающий природу человек, слушая тающий в воздухе вечерний звон» и испытывая грусть из-за того, что в жизни нет такой же гармонии, как в природе.
Источник