• Авторизация


Итак, что же такое поэзия? 31-08-2017 20:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ну что, друзья, прошу прощения за длительный перерыв, но цикл постов о поэзии все-таки будет продолжаться. Хотя теперь опять буду писать реже - все, лето закончилось, а вместе с ним закончились и те каникулы которые я себе позволила. Сейчас я вернулась и к занятиям английским, и к занятиям программированием, и к тренировкам на "Викиуме", так что свободного времени почти не остается. Но я все-таки стараюсь читать все ваши посты, и даже не раз в месяц, а по мере поступления, и сама тоже постараюсь писать. 

Итак, сначала подведем итоги предыдущего обсуждения. Я просто процитирую часть комментариев, а те кто не учавствовал в обсуждении в прошлый раз, может прочитать его целиком вот здесь http://www.liveinternet.ru/users/5137523/post419342331/

Ирина_новаяПоэзия это образы. Причем, образы необычные, свежие, крепкие это и как раз и есть показатель таланта поэта. 

......

Поэзия это когда "вокзал кричит, дома кричат". Поэзия это когда невозможное в материальном мире возможно в мире образов поэзии.

 

Капельки_душиПоэзия- это возможность заглянуть во внутренний мир другого человека
и неосознанно примерить его на себя. Это окно в особый мир.
Мир чувств и эмоций. Мир соприкосновения души с другой душой.

 

Гелена Поэзия - это согласие ума и сердца. Это согласие левого и правого полушария. Формы и образа. Это управление сильными энергиями эмоций и обуздание их в гранит строфы.

Все-таки первична эмоция. Столь сильная, что не помещается внутри и требует выхода. 

Идет ритм. Постепенно возникает идея и пульсирует в этом ритме.

 

Эманон_Идобон: Я  только вчера сказала одному человеку, что пишу... писала - как? с натуры. Прозой - зарисовки (любыми по степени накала переживаний), а стихами - эмоции. В том плане, что проза моя описывает как есть события, а стихи именно внутренний отзвук. Из них может не быть понятна событийная картина, но то чувство, которым они написаны, захватывают целиком. Именно поэтому бывают хорошие, гладкие классические стихи, которые не задевают душу, а бывают недоделанные, хромые и рваные - как вот это, но оно - поэзия, да.

Спасибо, друзья!!! Вы все правы, и мы все говорим приблизительно об одном и том же, только разными словами, но поэзия - на то и поэзия, чтобы одни и те же вопросы рождали у нас разные ответы и разные образы... 

Бонусом хочу напомнить вам рассказ Карела Чапека "Поэт" 

Заурядное происшествие: в четыре часа утра на Житной улице автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость. Молодому полицейскому комиссару Мейзлику предстояло отыскать это авто. Как известно, молодые полицейские чиновники относятся к делам очень серьезно.

— Гм… — сказал Мейзлик полицейскому номер 141. — Итак, вы увидели в трехстах метрах от вас быстро удалявшийся автомобиль, а на земле — распростертое тело. Что вы прежде всего сделали?

— Прежде всего подбежал к пострадавшей, — начал полицейский, — чтобы оказать ей первую помощь.

— Сначала надо было заметить номер машины, — проворчал Мейзлик, — а потом уже заниматься этой бабой… Впрочем, и я, вероятно, поступил бы так же, — добавил он, почесывая голову карандашом. — Итак, номер машины вы не заметили. Ну, а другие приметы?

— По-моему, — неуверенно сказал полицейский номер 141, — она была темного цвета. Не то синяя, не то темно-красная. Из глушителя валил дым, и ничего не было видно.

— О господи! — огорчился Мейзлик. — Ну, как же мне теперь найти машину? Бегать от шофера к шоферу и спрашивать: «Это не вы переехали старуху?» Как тут быть, скажите сами, любезнейший?

Полицейский почтительно и равнодушно пожал плечами.

— Осмелюсь доложить, у меня записан один свидетель. Но он тоже ничего не знает. Он ждет рядом в комнате.

— Введите его, — мрачно сказал Мейзлик, тщетно стараясь выудить что-нибудь в куцем протоколе. — Фамилия и местожительство? — машинально обратился он к вошедшему, не поднимая взгляда.

— Кралик Ян — студент механического факультета, — отчетливо произнес свидетель.

— Вы были очевидцем того, как сегодня в четыре часа утра неизвестная машина сбила Божену Махачкову?

— Да. И я должен заявить, что виноват шофер. Судите сами, улица была совершенно пуста, и если бы он сбавил ход на перекрестке…

— Как далеко вы были от места происшествия? — прервал его Мейзлик.

— В десяти шагах. Я провожал своего приятеля из… из пивной, и когда мы проходили по Житной улице…

— А кто такой ваш приятель? — снова прервал Мейзлик. — Он тут у меня не значится.

— Поэт Ярослав Нерад, — не без гордости ответил свидетель. — Но от него вы ничего не добьетесь.

— Это почему же? — нахмурился Мейзлик, не желая выпустить из рук даже соломинку.

— Потому, что он… у него… такая поэтическая натура. Когда произошел несчастный случай, он расплакался, как ребенок, и побежал домой… Итак, мы шли по Житной улице, вдруг откуда-то сзади выскочила машина, мчавшаяся на предельной скорости…

— Номер машины?

— Извините, не заметил. Я обратил внимание лишь на бешеную скорость и говорю себе — вот…

— Какого типа была машина? — прервал его Мейзлик.

— Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, — деловито ответил студент механик. — Но в марках я, понятно, не разбираюсь.

— А какого цвета кузов? Кто сидел в машине? Открытая или лимузин?

— Не знаю, — смущенно ответил свидетель. — Цвет, кажется, черный. Но, в общем, я не заметил, потому что, когда произошло несчастье, я как раз обернулся к приятелю: «Смотри, говорю, каковы мерзавцы: сбили человека и даже не остановились».

— Гм… — недовольно буркнул Мейзлик. — Это, конечно, естественная реакция, но я бы предпочел, чтобы вы заметили номер машины. Просто удивительно, до чего не наблюдательны люди. Вам ясно, что виноват шофер, вы правильно заключаете, что эти люди мерзавцы, а на номер машины вы — ноль внимания. Рассуждать умеет каждый, а вот по-деловому наблюдать окружающее… Благодарю вас, господин Кралик, я вас больше не задерживаю.

Через час полицейский номер 141 позвонил у дверей поэта Ярослава Нерада.

— Дома, — ответила хозяйка квартиры. — Спит.

Разбуженный поэт испуганно вытаращил заспанные глаза на полицейского. «Что же я такое натворил?» — мелькнуло у него в голове.

Полицейскому, наконец, удалось объяснить Нераду, зачем его вызывают в полицию.

— Обязательно надо идти? — недоверчиво осведомился поэт.

— Ведь я все равно уже ничего не помню. Ночью я был немного…

— Под мухой, — понимающе сказал полицейский. — Я знаю многих поэтов. Прошу вас одеться. Я подожду.

По дороге они разговаривали о кабаках, о жизни вообще, о небесных знамениях и о многих других вещах; только политике были чужды оба. Так, в дружеской и поучительной беседе они дошли до полиции.

— Вы поэт Ярослав Нерад? — спросил Мейзлик. — Вы были очевидцем того, как неизвестный автомобиль сбил Божену Махачкову?

— Да, — вздохнул поэт.

— Можете вы сказать, какая это была машина? Открытая, закрытая, цвет, количество пассажиров, номер?

Поэт усиленно размышлял.

— Не знаю, — сказал он. — Я на это не обратил внимания.

— Припомните какую-нибудь мелочь, подробность, — настаивал Мейзлик.

— Да что вы! — искренне удивился Нерад. — Я никогда не замечаю подробностей.

— Что же вы вообще заметили, скажите, пожалуйста? — иронически осведомился Мейзлик.

— Так, общее настроение, — неопределенно ответил поэт. Эту, знаете ли, безлюдную улицу… длинную… предрассветную… И женская фигура на земле… Постойте! — вдруг вскочил поэт. — Ведь я написал об этом стихи, когда пришел домой.

Он начал рыться в карманах, извлекая оттуда счета, конверты, измятые клочки бумаги.

— Это не то, и эго не то… Ага, вот оно, кажется. — И он погрузился в чтение строчек, написанных на вывернутом наизнанку конверте.

— Покажите мне, — вкрадчиво предложил Мейзлик.

— Право, это не из лучших моих стихов, — скромничал поэт. — Но, если хотите, я прочту.

Закатив глаза, он начал декламировать нараспев:

Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева. В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть. Безволие… Забвенье.
О шея лебедя, о грудь, о барабан
И эти палочки — трагедии знаменье!

— Вот и все, — сказал поэт.

— Извините, что же все это значит? — спросил Мейзлик. — О чем тут, собственно, речь?

— Как о чем? О происшествии с машиной, — удивился поэт. — Разве вам непонятно?

— Не совсем, — критически изрек Мейзлик. — Как-то из всего этого я не могу установить, что «июля пятнадцатого дня, в четыре часа утра, на Житной улице автомобиль номер такой-то сбил с ног шестидесятилетнюю нищенку Божену Махачкову, бывшую в нетрезвом виде. Пострадавшая отправлена в городскую больницу и находится в тяжелом состоянии». Обо всех этих фактах в ваших стихах, насколько я мог заметить, нет ни слова. Да-с.

— Все это внешние факты, сырая действительность, — сказал поэт, теребя себя за нос. — А поэзия — это внутренняя реальность. Поэзия — это свободные сюрреалистические образы, рожденные в подсознании поэта, понимаете? Это те зрительные и слуховые ассоциации, которыми должен проникнуться читатель. И тогда он поймет, — укоризненно закончил Нерад.

— Скажите пожалуйста! — воскликнул Мейзлик — Ну, ладно, дайте мне этот ваш опус. Спасибо. Итак, что же тут говорится? Гм… «Дома в строю темнели сквозь ажур…» Почему в строю? Объясните-ка это.

— Житная улица, — безмятежно сказал поэт. — Два ряда домов. Понимаете?

— А почему это не обозначает Национальный проспект? — скептически осведомился Мейзлик.

— Потому, что Национальный проспект не такой прямой, — последовал уверенный ответ.

— Так, дальше: «Рассвет уже играл на мандолине…» Допустим. «Краснела дева…» Извиняюсь, откуда же здесь дева?

— Заря, — лаконически пояснил поэт.

— Ах, прошу прощения. «В дальний Сингапур вы уносились в гоночной машине»?

— Так, видимо, был воспринят мной тот автомобиль, — объяснил поэт.

— Он был гоночный?

— Не знаю. Это лишь значит, что он бешено мчался. Словно спешил на край света.

— Ага, так. В Сингапур, например? Но почему именно в Сингапур, боже мой?

Поэт пожал плечами.

— Не знаю, может быть, потому, что там живут малайцы.

— А какое отношение имеют к этому малайцы? А?

Поэт замялся.

— Вероятно, машина была коричневого цвета, — задумчиво произнес он. — Что-то коричневое там непременно было. Иначе откуда взялся бы Сингапур?

— Так, — сказал Мейзлик. — Другие свидетели говорили, что авто было синее, темно-красное и черное. Кому же верить?

— Мне, — сказал поэт. — Мой цвет приятнее для глаза.

— «Повержен в пыль надломленный тюльпан», — читал далее Мейзлик. — «Надломленный тюльпан» — это, стало быть, пьяная побирушка?

— Не мог же я так о ней написать! — с досадой сказал поэт. — Это была женщина, вот и все. Понятно?

— Ага! А это что: «О шея лебедя, о грудь, о барабан!» — Свободные ассоциации?

— Покажите, — сказал, наклоняясь, поэт. — Гм… «О шея лебедя, о грудь, о барабан и эти палочки»… Что бы все это значило?

— Вот и я то же самое спрашиваю, — не без язвительности заметил полицейский чиновник.

— Постойте, — размышлял Нерад. — Что-нибудь подсказало мне эти образы… Скажите, вам не кажется, что двойка похожа на лебединую шею? Взгляните.

И он написал карандашом «2».

— Ага! — уже не без интереса воскликнул Мейзлик. — Ну, а это: «о грудь»?

— Да ведь это цифра три, она состоит из двух округлостей, не так ли?

— Остаются барабан и палочки! — взволнованно воскликнул полицейский чиновник.

— Барабан и палочки… — размышлял Нерад. — Барабан и палочки… Наверное, это пятерка, а? Смотрите, — он написал цифру 5. — Нижний кружок словно барабан, а над ним палочки.

— Так, — сказал Мейзлик, выписывая на листке цифру «235». — Вы уверены, что номер авто был двести тридцать пять?

— Номер? Я не заметил никакого номера, — решительно возразил Нерад. — Но что-то такое там было, иначе бы я так не написал. По-моему, это самое удачное место? Как вы думаете?

Через два дня Мейзлик зашел к Нераду. На этот раз поэт не спал. У него сидела какая-то девица, и он тщетно пытался найти стул, чтобы усадить полицейского чиновника.

— Я на минутку, — сказал Мейзлик. — Зашел только сказать вам, что это действительно было авто номер двести тридцать пять.

— Какое авто? — испугался поэт.

— «О шея лебедя, о грудь, о барабан и эти палочки!» — одним духом выпалил Мейзлик. — И насчет Сингапура правильно. Авто было коричневое.

— Ага! — вспомнил поэт. — Вот видите, что значит внутренняя реальность. Хотите, я прочту вам два-три моих стихотворения? Теперь-то вы их поймете.

— В другой раз! — поспешил ответить полицейский чиновник. — Когда у меня опять будет такой случай, ладно?

1928

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
стехи, это метрофобия!))))
Гелена 31-08-2017-21:12 удалить
Прелестный рассказ. Не читала.
Гелена 31-08-2017-21:16 удалить
Как говорит мой сын "ТАК ЭТО РАБОТАЕТ" Стоило подумать о поэзии, почитать и послушать чужие, тут же написались свои стихи. Ох и давно не рифмовала ! АВГУСТ В ИЗРАИЛЕ (ЭКСПРОМТ) Август - время жары неистовой. Когда в море 31 Градус ночью . Влага зависнет Над землей одеялом. Льдин Добавляешь в воду. Рассвета жди, Когда можно дышать и петь Птицам. Воздуха ! Тени ! Осени ! Осенит и даст преуспеть.
Спасибо, Яночка!) расказом уморила))) уже подзабыла его..любила по молодости читать Чапека.
Svetarodionova 31-08-2017-21:27 удалить
отдельно стоит заметить, что поэзия в России - это больше чем поэзия
mitelalte1 31-08-2017-21:35 удалить
Ага.. один из моих любимых рассказов.. Наряду с рассказом Аверченко "Слепцы". Чем-то они близки.. Искусство и жизнь...
Ответ на комментарий Гелена # Да, давненько мы экспромтами не баловались, надо бы тоже замутить :)))
Ответ на комментарий mitelalte1 # Да, у Чапека - один из моих самых любимых :)
Ответ на комментарий Svetarodionova #
Исходное сообщение Svetarodionova отдельно стоит заметить, что поэзия в России - это больше чем поэзия
Думаю, она везде - больше чем поэзия :))
gorra 01-09-2017-00:20 удалить
Яна_Малыхина, Поэзия - это ремесло. Как и любое другое.
Ответ на комментарий gorra # Увы, ремесленников в любом деле очень много, а вот мастеров - наперечет...
gorra 01-09-2017-00:42 удалить
Яна_Малыхина, Мастер - это тот, кто запал в душу лично тебе, будь он даже голимый графоман для других. Вы обсуждаете поэзию с аргументами "понравилось мне" и "попало в душу". К поэзии такой подход никаким боком, как видится. Поэт тот, кто пишет по правилам. Он поэт. А вот уже из среды одинаковых, пишущих по правилам поэтов и поднимаются Мастера. Штучные. ВСе остальные - графоманы. Особенно те, кто игнорирует ямб, хорей, амфибралиль и прочие стили и требования к поэзии.
gorra 01-09-2017-00:45 удалить
Яна_Малыхина, в принципе, ничего плохого в написании виршей не вижу. Сам балуюсь. Но, называть вирши поэзией не стал бы.
Ответ на комментарий gorra # Так у нас речь и идет о том что именно можно назвать поэзией - и мы все сошлись на том, что это вовсе не рифмы и не размер...
Ответ на комментарий Яна_Малыхина #
Ответ на комментарий Digiholl_Digiholl #
Исходное сообщение Digiholl_Digiholl стехи, это метрофобия!))))
Саш, ты меня заставил погуглить и таки просветиться... Даже не знала что такая фобия существует :))))
Ответ на комментарий Яна_Малыхина # зато я знаю) терпеть нинавижу вирши!!!!
babatina 02-09-2017-18:33 удалить
Обожаю, когда мне стихи профессионально читают...Раньше были литературные концерты, сейчас их не стало....
Ответ на комментарий babatina # И сейчас бывают. По крайней мере в интернете можно найти много видео, когда стихи читают профессиональные артисты. Но для себя я предпочитаю читать сама...
Гелена 12-09-2017-14:56 удалить
Исходное сообщение Яна_Малыхина Исходное сообщение Svetarodionova отдельно стоит заметить, что поэзия в России - это больше чем поэзия Думаю, она везде - больше чем поэзия :))
Не надейтесь ! Для моего сына, выросшего в Израиле, поэзия чепуха, не стоящая внимания, при том что он пишет песни. Здесь в школе не учат стихов


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Итак, что же такое поэзия? | Яна_Малыхина - Дневник Яна_Малыхина | Лента друзей Яна_Малыхина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»