• Авторизация


Художник Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel The Elder, 1525-1569, Flemish) - родоначальник династии фламандских живописцев Brueghel \1\ 26-07-2025 11:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


lomovolga for oberon-00

 

 

[показать]

 

Питер Брейгель Старший (1525 — 1569) был величайшим фламандским художником XVI века, чьи пейзажи и энергичные, часто остроумные сцены крестьянской жизни известны во всём мире. Он оказал сильное влияние на живопись в Нидерландах и через своих сыновей Яна и Питера стал родоначальником династии художников, которая просуществовала до XVIII века.

 

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня ПОДРОБНО ТУТ
(The little tower of Babel)
ок 1564_60х75,
Музей Бенинген, Роттердам

Питер Старший Брейгель
Падение Икара
[Landscape with the fall of Icarus]
1555-60_ 73х112,
Королевский Музей искусств, Брюссель

О детстве Питера Брейгеля известно очень мало. Известно наверняка, - это то, что он родился в крестьянской семье, в Бреде или недалеко от этого места в Нидерландах, между 1525 и 1530 годами. 

Раннее художественное образование Брейгеля состояло из ученичества у фламандского художника Питера Коке ван Эльста. Собственная профессиональная жизнь Брейгеля фактически началась в 1551 году, когда он был избран в Гильдию Святого Луки, антверпенскую ассоциацию художников.

 

Питер Старший Брейгель
Избиение младенцев, ПОДРОБНО ТУТ
1565-67_109х158,
Королевское собрание, Лондон

Питер Брейгель Старший 
Жнецы ПОДРОБНО ТУТ
(The harvesters)
1565
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Питер Брейгель Старший 
Жнецы (ФРАГМЕНТ)
(The harvesters)
1565
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Питер Брейгель Старший 
Жнецы (ФРАГМЕНТ)
(The harvesters)
1565
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Питер Брейгель Старший
Сенокос  ПОДРОБНО ТУТ
1565, 117х161
Национальная галерея, Прага

Питер Старший Брейгель
Возвращение стада - ноябрь ПОДРОБНО ТУТ
(The Return of the Herd)
1565, 117х159,
Музей истории искусств, Вена

В 1552 году Брейгель уехал из Антверпена в продолжительную исследовательскую поездку по Италии. Хотя стиль итальянского ренессанса не оказал на него сильного влияния, сельская местность произвела впечатление на молодого художника, который стал позднее известен своими пейзажными работами.

 

Питер Брейгель Старший
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
1567_35х55
Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур

Питер Брейгель Старший
Пейзаж с Христом и апостолами у Галилейского моря
1553_67x100
Частная коллекция

Питер Брейгель Старший 
Пасечники
1568. 20,3x30,9
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин

Вернувшись в Антверпен в 1555 году, Брейгель начал работать гравёром у голландского художника Иеронима Кока. Гравюры, которые Брейгель создавал для своего работодателя, часто содержали юмористические темы и мотивы, за что его прозвали "Питер Шутник". Ван Мандер описал Брейгеля как "очень тихого и благоразумного человека. Питер был немногословен, но в обществе вёл себя очень забавно и любил смешить людей неожиданными шутками и звуками, которые сам придумывал."

 

Питер Брейгель Старший
Самоубийство Саула  ПОДРОБНО О КАРТИНЕ ТУТ
1562. 34х55
Художественно-исторический музей, Вена

[показать]

Питер Брейгель Старший
Самоубийство Саула (ФРАГМЕНТ)
1562. 34х55
Художественно-исторический музей, Вена

[показать]

Питер Брейгель Старший
Самоубийство Саула (ФРАГМЕНТ)
1562. 34х55
Художественно-исторический музей, Вена

Несмотря на то, что Брейгель больше всего известен своими картинами, он обратился к этой технике лишь на относительно позднем этапе своей карьеры, примерно с 1557 года. Именно в этот период он выработал неповторимый композиционный стиль, позволивший ему избавиться от сравнений со старыми мастерами Севера, такими как Босх, и закрепить за собой статус значимого и востребованного художника.

 

Питер Брейгель Старший
Христос и прелюбодейка ПОДРОБНО ТУТ
ок1565. 24x34
Галерея института искусств Курто, Лондон

Питер Брейгель Старший
Поклонение волхвов
около 1566_124x169
Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Питер Брейгель Старший
Крестьянский танец
ок1567, 114х164
Художественно-исторический музей, Вена

[показать]

Питер Брейгель Старший
Крестьянский танец (ФРАГМЕНТ)
(The peasant dance)
ок1567, 114х164
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Проповедь Иоанна Крестителя ПОДРОБНО О КАРТИНЕ ТУТ
1566_95х160
Музей изобразительных искусств, Будапешт

Наиболее характерным стилистическим вкладом Брейгеля в историю искусства стала форма повествовательной композиции, в которой раскинувшийся пейзаж заполнен людской массой, фигуры сгруппированы по всему холсту, образуя различные пересекающиеся фокусные точки. Этот подход отличал Брейгеля от многих художников эпохи Возрождения.

 

Питер Брейгель Старший
Морское сражение в Неаполитанском заливе
1560. 42x71
Галерея Дориа-Памфили, Рим 

В соответствии со своим предпочтением к крупным групповым композициям Брейгель создал серию мифологических или исторических картин, в которых внимание переключается с сюжета произведения на повседневную жизнь, продолжающуюся вокруг него. В его "Пейзаже с падением Икара" только пара ног, погружающихся в воду, свидетельствует о падении трагического героя. Это представляет собой отход от акцента на героическую личность, характерного для искусства эпохи Возрождения, и свидетельствует о сочувствии к общей судьбе человечества.

 

Anonymous
After Pieter Brueghel the Elder (1526/1530–1569)
The Fall of Icarus
circa 1590-1595
Musée et Jardins van Buuren 

На одной из самых известных картин Брейгеля "Пейзаж с падением Икара" на переднем плане изображён обширный морской пейзаж, простирающийся до самого горизонта. Ближе всего к нам крестьянин пашет землю. Справа от него, на более низком плато, пастух пасёт своё стадо. На правом переднем плане рыбак, стоя́щий спиной к зрителю, забрасывает сеть у кромки воды, в то время как ближе к берегу в правом нижнем углу видно как две ноги поднимаются в воздух.

 

Питер Старший Брейгель
Падение Икара (ФРАГМЕНТ оригинального полотна)
(Landscape with the fall of Icarus
1555-60_ 73х112,
Королевский Музей искусств, Брюссель

Это одна из двух картин Брейгеля, на которых изображена история Икара, изложенная в "Метаморфозах" Овидия. История разворачивается вокруг смерти Икара, мальчика, который так сильно хотел летать, что смастерил крылья из воска и перьев. Не вняв предостережению отца, он слишком близко подлетел к солнцу, его крылья расплавились, и он упал в море. Мы могли бы ожидать, что эта трагическая развязка станет центральной на картине Брейгеля, но вместо этого она становится одним из эпизодов, вплетённых во всеобъемлющее изображение обычной сельской жизни, а гибель героя становится почти смехотворной. Происходящее в картине было истолковано, как совет оставаться сосредоточенным на своей повседневной жизни. Есть и другое понимание картины. Полёт Икара символизирует стремление человека к новым открытиям, достижениям. В этом случае картину можно интерпретировать как поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к полёту.

 

Питер Брейгель Старший
Страна лентяев (Земля Кокейн) (The Land of Cockayne)
1567_52х78
Старая Пинакотека, Мюнхен

В соответствии со своим предпочтением к крупным групповым композициям Брейгель создал серию мифологических или исторических картин, в которых внимание переключается с сюжета произведения на повседневную жизнь, продолжающуюся вокруг него. В его "Пейзаже с падением Икара" только пара ног, погружающихся в воду, свидетельствует о падении трагического героя. Это представляет собой отход от акцента на героическую личность, характерного для искусства эпохи Возрождения, и свидетельствует о сочувствии к общей судьбе человечества.

 

Питер Брейгель Старший
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц
1565. 37x55
Королевский музей изящных искусств

Питер Брейгель Старший
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц (ФРАГМЕНТ)
1565. 37x55
Королевский музей изящных искусств

Питер Брейгель Старший
Пейзаж с бегством в Египет  ПОДРОБНО О КАРТИНЕ ТУТ
1563, 37х56
Галерея института искусств Курто, Лондон

Питер Брейгель Старший
Большие рыбы поедают маленьких
1556
Музей графического искусства Альбертина, Вена 

Питер Брейгель Старший
Раздача вина в день святого Мартина
1565-68_147x269
Прадо, Мадрид 

Питер Брейгель Старший
Пасмурный день февраль (Gloomy Day)
1565, 118х163
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший 
Двенадцать пословиц
1558, 75х98
Музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Картина "Нидерландские пословицы" демонстрирует мастерство Брейгеля в создании сложной композиции. Действия, предпринимаемые сельскими жителями, представляют собой примерно 120 различных нидерландских пословиц, все они связаны со странностями человеческого поведения. На левом переднем плане мужчина бьётся головой о кирпичную стену, олицетворяя склонность глупца продолжать попытки совершить невозможное.

 

Питер Брейгель Старший
Фламандские пословицы (The Dutch Proverbs)
1559, 117х163
Государственные музеи Берлина, Берлин

Питер Брейгель Старший
Фламандские пословицы (ФРАГМЕНТ)
(The Dutch Proverbs)
1559, 117х163
Государственные музеи Берлина, Берлин

Справа фигура в отчаянии склоняется над кастрюлей с пролитой кашей, напоминая зрителю, что совершенные действия нельзя вернуть.

 

Питер Брейгель Старший
Фламандские пословицы (ФРАГМЕНТ)
(The Dutch Proverbs)
1559, 117х163
Государственные музеи Берлина, Берлин

Питер Старший Брейгель
Изгнание торговцев из храма,
Государственный музей, Копенгаген

Жизнеутверждающая сцена крестьянского супружества, написанная Брейгелем, переполнена счастливыми, нетрезвыми гуляками. На заднем плане изображён стол, уставленный едой, в то время как гости свадьбы танцуют, пьют и целуются, образуя беспорядочный круг, который заполняет центральное пространство композиции. Одна фигура справа, стоя́щая рядом с деревом в чёрной шляпе и оранжевой одежде, кажется оторванной от сцены, а ее спокойная задумчивая манера поведения заставляет некоторых критиков предположить, что это автопортрет самого художника.

 

Питер Брейгель Старший
Свадебный танец
ок1566_ 119х157
Институт искусств, Детройт

Эта картина — одна из многих, созданных Брейгелем, на которых изображены крестьяне в сценах досуга и празднования. Среди художников эпохи Возрождения преобладало мнение, что только религия, мифология и жизнь великих людей были подходящими темами для живописи. По словам Роуз-Мари и Райнера Хагенов

"ни один художник до [Брейгеля] не осмеливался создавать подобные работы. Современное искусство обычно рассматривало крестьян как посмешище, считая их глупыми, прожорливыми, пьяными и склонными к насилию"

 

Питер Брейгель Старший
Свадебный танец (ФРАГМЕНТ)
ок1566_ 119х157
Институт искусств, Детройт

Питер Брейгель Старший
Крестьянская свадьба ПОДРОБНЕЕ О КАРТИНЕ ТУТ
1568, 114х163
Художественно-исторический музей, Вена

[показать]

Питер Брейгель Старший
Крестьянская свадьба (ФРАГМЕНТ)
1568, 114х163
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Крестьянская свадьба (копия)
ок1568
Музей изящных искусств, Гент

Данная работа в некоторой степени была написана под влиянием творчества Иеронима Босха[9]. Стиль, который использовался при написании картины, предполагает передачу ужаса от изображённых сцен и затруднённое понимание происходящего. Иллюзия нагнетания обстановки была достигнута благодаря использованию художником красных красок для неба, отображения дымки, размещения по всему фону разнообразных мистических существ, которые рождаются из пасти слева. Люди в порыве безумия погибают в давке, создателями которой сами и являются, не замечая ничего вокруг. Аллегория жадности передана сюжетом, где они стремятся набрать как можно больше золота, которое является ничем иным, как отходами жизнедеятельности гиганта. 

 

Питер Старший Брейгель
Безумная Грета
(Dulle Griet)
ок 1562, 117х162,
Музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Брейгель отошёл от классической манеры передачи атмосферы хаоса и ада с помощью нарисованных чертей или сатаны, изобразив людей с их пороками. Ключевым персонажем полотна является женщина с мечом в руке и кинжалом за поясом, одетая в отрепье. Чтобы придать ей облик сумасшедшей, художник изобразил её с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом. Развивая идею о её воинственности, согласно фламандской мифологии, Брейгель рисует Грету с мечом в руках, во время бега, облаченную в каску и доспехи. Неподалёку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Атмосфера трагизма и драмы была достигнута передачей разнообразия фигур и предметов, переплетения людей и фантастических существ

 

Питер Брейгель Старший
Калеки ПОДРОБНО О КАРТИНЕ ТУТ
(The Beggars)
1568,_18х21
Лувр, Париж 

Питер Старший Брейгель
Перепись в Вифлееме
(The Census at Bethlehem)
1566, 116х164,
Королевский Музей искусств, Брюссель

Пятеро слепцов бредут по центру полотна с тростями в руках, безнадёжно простирая руки в поисках ориентира. Первый участник процессии уже упал и лежит на спине в грязи. Человек, идущий прямо за ним, чуть не споткнулся, в то время как крутой изгиб тропинки позади него говорит о том, что четверых, следующих за ним, постигнет та же участь. На заднем плане видны различные черты типичного пейзажа Брейгеля: церковный шпиль, низкие соломенные крыши и изогнутый, обсаженный деревьями склон холма. Эта картина отличается чёткой композиционной структурой и настроением.

 

Питер Брейгель Старший
Слепые, ведомые слепым (притча)
(The parable of the blind leading blind)
1568, 86х154
Музей Каподимонте, Неаполь

"Слепой, ведущий слепого", возможно, является очень ранним примером реалистической жанровой живописи.Картина иллюстрирует отрывок из Евангелий от Матфея и Луки: "и если слепой поведёт слепого за собой, то оба упадут в канаву".

Как писал в 1928 году историк искусства Макс Дворжак,
"новизна [картины] заключается в том, что такое незначительное событие с такими незначительными героями становится центром этого взгляда на мир".

 

Питер Старший Брейгель
Триумф смерти  ПОДРОБНО О КАРТИНЕ ТУТ
(The Triumph of Death)
ок 1562,_117х162,
Музей Прадо, Мадрид

Питер Брейгель Старший: Сорока на виселице.
На этой работе, относящейся к предпоследнему году жизни Брейгеля, преобладает пышный лесной пейзаж. На заднем плане видны фронтоны и черепичные крыши нидерландской деревни, а на переднем плане слева группа молодых крестьян играет в поле, не обращая внимания на строение справа от них, на котором сидит одинокая сорока.

Брейгель не был откровенно политическим художником. Но эта работа, как и "Обращение Савла", свидетельствует о его способности давать косвенные комментарии к современному обществу. Виселица была узнаваемым символом угнетения во время испанской кампании в Нидерландах, когда многих религиозных агитаторов ждала участь повешения, которые часто были разоблачены из-за сплетен или предательства друзей.

 

Питер Брейгель Старший
Сорока на виселице
1568, 46х51
Гессенский земельный музей, Дармштадт

Таким образом, маленькая птичка в центре композиции приобретает мрачный аллегорический смысл благодаря распространённому нидерландскому выражению: "сплетничать, как сорока". В то же время в картине чувствуется нотка неповиновения: мужская фигура, испражняющаяся в кустах на переднем плане, отражает отношение художника к испанской оккупации и напоминает о другом распространённом в Нидерландах выражении "срать на виселицу", означающем вызов власти и смерти...

Есть некоторые предположения, что сам Брейгель, возможно, стал жертвой злонамеренных сплетен в конце своей жизни, хотя ни одно конкретное повествование не подтверждает эту теорию. Однако известно, что он завещал эту работу своей жене, и Карел ван Мандер утверждал, что этот жест был многозначительным: "под сорокой он подразумевал сплетников, которых он хотел бы видеть повешенными".

 

Pieter Brueghel the Elder
The Painter and The Buyer
circa 1566
Albertina

 

Мало что известно об обстоятельствах смерти Брейгеля, хотя в 1569 году, в последний год его жизни, городской совет Брюсселя освободил его от обязанности работать под охраной из испанских солдат, расквартированной в его доме, что позволяет предположить, что политически подрывное содержание его работ было хорошо понято властями. С этого года не существует ни одной картины. Подразумевается, что Брейгель умер от болезни, но нельзя исключать и более зловещего объяснения. В любом случае, относительно ранняя кончина Брейгеля, даже для того периода, в который он жил, должна рассматриваться как одна из трагедий в истории искусства эпохи Возрождения.

 

 "Триумф смерти"

Что за фантасмагория?
Зловоние, агония...
Цена за жизнь не более,
Чем жалкий медный грош...
Печальная история -
Оглохнув от безмолвия,
В тоске от беззакония
Вонзаем ржавый нож
В чужую плоть, с улыбкой...
Вся жизнь была - ошибкою.
Мечту лелеем зыбкую -
Что нас не прошибёшь!
А Смерть вовсю куражится,
И редко кто отважится
Исправить,то что кажется
Нам истиной,  но -  ложь!

 

Список картин Питера Брейгеля Старшего

 

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
morepozitiva 26-07-2025-15:55 удалить
Сколько в посте прекрасных деталей. Так бы и не рассмотрел. Все мелкое. Спасибо!
lomovolga 26-07-2025-17:46 удалить
Ответ на комментарий DenisYablokov # пожалуйста!
lomovolga 26-07-2025-17:48 удалить
Ответ на комментарий morepozitiva # трудоемкое это дело, детали. Рада угодить.
oberon-00 26-07-2025-19:21 удалить
Как солнечный удар. Вчера было ясно, что невозможно из остатков и обломков поста 14 года сделать что то реальное. Этот же просто блестящий. Построение, организация показа, отбор и расположение картин, интересный пояснительный текст , стихи, аннотация картин - все соответствует единой идее. Великолепно. Догадываюсь, чего это тебе стоило, но это участь всех творческих лиц, приобщенных к искусству, в том числе и твоя. eabeb29b9dbd1031bdf4e5aebde24147 (300x555, 22Kb)
lomovolga 27-07-2025-03:03 удалить
Ответ на комментарий Rossetti # пожалуйста!
lomovolga 27-07-2025-03:32 удалить
Ответ на комментарий oberon-00 # oberon-00, опуская реверансы и бла-бла-бла про мою невъе*енность... Я сделала это пост для Вас (Вы просили-я ответила, сутки кропотливой работы забудутся, а память об этой публикации для Вас до конца жизни (надеюсь))Я писала, что не люблю этого художника. Но все же сделала этот пост. Сделала я его не только ради Вас, но и ради самой себя, моих чувств и отношения к происходящему вокруг. Всего из-за одной картины. Последней. Сорока на виселице. Если не глупы поймете о чем я.
oberon-00 27-07-2025-18:22 удалить
Оля, взволнованная и искренняя благодарность. Создан огромный пост о клане Брейгелей и их родоначальнике - Питере Брейгеле Старшем, Мужицком, Деревенском Благодаря тебе, теперь он не исчезнет, не пропадет, останется навсегда. Это ничего, что его понимают не многие. Гением он остается и без нас "Не так-то легко и солидно Брести по пятам уязвимым, Ранимым… За Брейгелем-старшим, За Брейгелем неумолимым. Прозренья его беспощадны, Сужденья его непреложны. Его дураки безупречны, Его богомольцы — безбожны, Его отношения с вечной Бессмертной Гармонией — сложны."
lomovolga 27-07-2025-18:40 удалить
oberon-00, Будут гравюры, принты и рисунки. Вчера сделала пост. Их больше ста. Опубликую 3-ей и 4-ой частью.
lomovolga 31-08-2025-12:20 удалить
Ответ на комментарий Mona_Vinchi # пожалуйста!


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel The Elder, 1525-1569, Flemish) - родоначальник династии фламандских живописцев Brueghel \1\ | lomovolga - | Лента друзей lomovolga / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»