НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
В преддверии 25-летия Отечественной войны 1812 года известному русскому военному историку А. И. Михайловскому-Данилевскому было «высочайше повелено приступить к написанию им большого обобщающего труда». Обладая знаниями и впечатлениями непосредственного участника описываемых событий, имея доступ к документам государственных и личных архивов, Михайловский-Данилевский тем не менее счёл необходимым расширить круг используемых источников. Он разослал в адрес всех генерал-губернаторов распросные листы трёх видов: во-первых, о реакции на события 1812 года в целом по губернии, во-вторых, о сборе губернского ополчения и, в-третьих, о деятельности церкви в 1812 году по конкретной губернии. На последнюю анкету должны были ответить епархиальные и приходские священно- и церковнослужители.
В выписке из Московской духовной консистории сообщается: «В Москве наибольшая часть церквей монастырских, соборных и приходских сожжены и разграблены (неприятелем). Некоторые от пожаров и взрывов оказались нужными перестроить. <…> Некоторые церкви обращены были в жилища для войска, некоторые в складочные запасные магазины, а некоторые в конюшни и бойни. И потому <…> святость храмов Божиих поругана. В некоторых церквах гнусно издевались враги над Святыми иконами и Священными облачениями. С икон совлекали оклады, обезображивали их, рубили, жгли…»
Читая такие тексты о последствиях действий противника, в памяти невольно возникает параллель с политикой Советской власти в начале двадцатых годов прошлого столетия: гонения на священников, разграбление церквей (работниками советской власти), уничтожение храмов вместе с шедеврами росписи известных талантливых художников, т.е. исторические ценности. Что-то сатанинское было в таких действиях. Разница лишь в одном: там был неприятель, а здесь своя власть.