• Авторизация


О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ 08-06-2013 22:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ

В предыдущем письме я сказал: обращайте внимание на детали. Теперь я хочу сказать о тех деталях, которые особенно следует, как мне кажется, ценить сами по себе. Это детали, мелочи, свидетельствующие о простых человеческих чувствах, о человечности. Они могут быть и без людей – в пейзаже, в жизни животных, но чаще всего в отношениях между людьми.

Древнерусские иконы очень «каноничны». Это традиционное искусство. И тем ценнее в них все, что отступает от каноничности, что дает выход человеческому отношению художника к изображаемому. В одной иконе «Рождества Христова», где действие происходит в пещере для животных, изображена маленькая овечка, которая лижет шейку другой овце – побольше. Может быть, это дочь ласкается к матери? Эта деталь совсем не предусмотрена строгими иконографическими нормами композиции «Рождества», поэтому она кажется особенно трогательной. Среди очень «официального» – вдруг такая милая деталь…

В стенописях XVII века московской церкви в Никитниках вдруг среди трафаретного пейзажа изображена молоденькая березка, да такая «русская», трогательная, что сразу веришь, что художник умел ценить русскую природу. Сохранились автобиографические произведения монахов Рильского монастыря в Болгарии. Одна такая автобиография XIX века рассказывает жизнь монаха, собиравшего пожертвования на монастырь. И он бывал в очень бедственных положениях: иногда перед ним закрывались двери домов, его не пускали ночевать, часто ему нечего было есть (из пожертвованных на монастырь денег себе он ничего не брал) и т. д. И вот он восклицает в одном месте своих записок: «О, монастырь мой, монастырь, как там тепло и сытно!» Заканчивается рассказ этого монаха трафаретным проклятием тому, кто испортит книгу, исказит текст и прочее. Но дальше он пишет: «Если я это пишу, то не подумайте обо мне плохо, что я злой и дурной!» Правда, трогательно? Примите во внимание, что «проклятия» эти неряшливому читателю и невнимательному переписчику были обычным трафаретом, так заканчивались многие рукописи.

А вот глубоко человеческое чувство из замечательной переписки Аввакума с боярыней Ф. П. Морозовой – той самой, что изображена на картине Сурикова, находящейся в Третьяковской галерее.

Аввакум в письме к боярыне Морозовой, написанном в превыспренних и витиеватых выражениях, под конец утешает ее в смерти любимого малолетнего сына: «И тебе уже неково четками стегать и не на ково поглядеть, как на лошадке поедет, и по головке неково погладить, – помнишь ли, как бывало». А в конце пишет ей еще: «И тово, полно: побоярила, надобе попасть в небесное боярство».

Та же боярыня Морозова пишет протопопу Аввакуму: «За умножение грехов моих отовсюду великая буря на душу мою, а я грешница нетерпелива». В чем же она «нетерпелива»? Заботится она о том, чтобы старшему сыну найти «супружницу» хорошую. Три достоинства нужны, по ее мнению, для этой «супружницы»: чтобы она была «благочестива и нищелюбива и странноприимица». И далее спрашивает: «Где мне взять – из добрыя ли породы, или из обышныя? Которыя породую полутче девицы, те похуже, а те девицы лутче, которыя породою похуже». Ведь наблюдение это говорит об уме боярыни, об отсутствии у нее боярской спеси.

Принято было думать, что в Древней Руси якобы плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы, нет пейзажей, какие есть в новой литературе. Но вот что пишет митрополит Даниил в XVI веке: «И аща хошеши прохладитися (то есть отдохнуть от работы. – Д . Л.) – изыди на преддверие храмина твоея (твоего дома. – Д . Л.), и виждь небо, солнце, луну, звезды, облака, ови высоци, ови же нижайше, и в сих прохлажайся».

Я не привожу примеры из произведений общеизвестных, признанных за высокохудожественные. Сколько этих трогательных человеческих эпизодов в «Войне и мире», особенно во всем том, что связано с семьей Ростовых, или в «Капитанской дочке» Пушкина и в любом художественном произведении. Не за них ли мы любим Диккенса, «Записки охотника» Тургенева, чудесную «Траву-мураву» Федора Абрамова или «Мастера и Маргариту» Булгакова. Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой. Стоит искать эти проявления простых человеческих чувств и забот. Они драгоценны. А особенно драгоценны они, когда их находишь в переписке, в воспоминаниях, в документах. Есть, например, ряд документов, свидетельствующих о том, как простые крестьяне уклонялись под разными предлогами от участия в строительстве острога в Пустозерске, где узником должен был быть Аввакум. И это решительно все, единодушно! Их увертки – почти детские, показывают в них простых и добрых людей.

Д.С. Лихачёв. Письма о добром

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Очень интересно. Переписку перечитала с громадным удовольствием.
Ответ на комментарий Марина_Ушакова # Марина, уточни, пожалуйста, о какой переписке ты пишешь в комментарии. Аввакума с Морозовой боярыней? Если об этом речь, то где читала??? Спасибо за комментарий
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # Нет, Виталий, я просто читала Лихачёва.
Ответ на комментарий Марина_Ушакова # Спасибо, Марина. Понятно. Мне показалось другое: невнимательно прочитал одно слово "перечитала".
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # Ты, как всегда, въедлив. Улыбаюсь. Хорошо, что мы он лайн. Рада тебе.
Ответ на комментарий Марина_Ушакова # Это не въедливость, а привычка проверять правильность изложенных фактов - обязательное правило научных работников - перед использованием этих материалов.
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # Не, я, как любой художник, легкомысленна. Всё таки между нами огромная разница в восприятии действительности - у меня всё на лету, быстро, у тебя всё - на весах, аккуратно. Смеюсь.
Ответ на комментарий Марина_Ушакова # Всё закономерно, Марина. У тебя - на лету - иначе мгновение не повторится. А его надо зафиксировать. А у меня - достоверность полученных результатов на основе использования данных других исполнителей.
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # . [400x400]
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # Спасибо за великолепное (букетное) взаимопонимание.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ | Виталий_Бахарев - Дневник Виталий_Бахарев | Лента друзей Виталий_Бахарев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»