• Авторизация


Фешин Николай Иванович (1881-1955). Автопортрет 13-11-2021 16:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


фешин (526x680, 226Kb)
Графический автопортрет Николая Фешина, созданный сто лет назад, в голодном 1921 году. Автолитография 19,5х15,5, Козьмодемьянский художественно-исторический музей им.А.В.Григорьева.
(В 2021 году отмечается 140 лет со дня рождения художника).

В небольшом формате альбомного листа Фешин показал свой образ, поражающий нас глубиной психологической характеристики и самоанализа, глубиной взгляда из запавших глазниц, он как бы прощупывает карандашом кости черепа, выступающие скулы. Линии лица выражают, вопросы, глубину раздумий. Голова сознательно смещена влево, что усиливает внутреннее неспокойствие, неуравновешенность. Окружающее лицо пространство выражено нервной стремительной штриховкой пересекающихся линий, обостряющих характеристику образа.

Аналогичный пример в жанре графического автопортрета есть у Кузьмы Петрова-Водкина, исполненный тушью, кистью и пером в том же 1921 году.


Kuzma_petrov-vodkin-self-portrait_1 (571x700, 99Kb)
Автопортрет. 1921
Бумага, акварель, тушь, перо, кисть. 38 x 31 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Портреты очень похожи: тот же ракурс и вопрошающий волевой взгляд. Сравнивая автопортреты двух художников, мы замечаем, что в образе Фешина есть что-то трагическое, как в поздних автопортретах Ван-Гога, ощущение какой-то несвободы. Таким был Николай Иванович Фешин перед отъездом из России.
Что же повлияло на принятие трудного для него решения - расстаться с Родиной? На то были причины:


1. Социальное происхождение Николая Фешина и его жены Александры Белькович. Фешин был выходцем из православной семьи мастерового. Его отец – замечательный резчик по дереву, всю жизнь занимался изготовлением церковных иконостасов, имел свою позолотно-столярную мастерскую. Жена Фешина – дворянского происхождения, дочь первого директора Казанской художественной школы.
Из автобиографии Николая Фешина известно, что в раннем детстве он, тяжело заболев менингитом и, находясь при смерти, получил исцеление от чудотворной иконы Тихвинской Богородицы. (Сегодня икона находится в Благовещенском соборе Казанского Кремля). Фешин всегда помнил об этом. В начале 30-х годов ему пришлось пережить время массового уничтожения духовенства и приведение в «гражданское состояние храмов». Ему, вероятно, приходилось видеть и осквернение икон. Можно только предположить, какое было у художника отношение к новой антихристианской власти?
2. Потеря родителей.
«В 1919 году голод и тиф косили людей безжалостно – писал Фешин в автобиографии. –«Мне случалось видеть, как ранним утром несколько повозок отъезжали от госпиталя, гружённые голыми скрюченными телами, небрежно прикрытые рогожей, В этом году я потерял отца, он умер от тифа, через несколько месяцев умерла моя мать».
3. Духовный упадок в конце 20-х - нач. 30-х годов. Вспоминая то время, Фешин писал:
«… Я чувствовал, как постепенно и бесполезно я теряю мою творческую энергию, поскольку всё искусство использовалось для пропаганды. Всё делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы было невозможно. Все заказы должны были выполняться такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий логический смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию».
В Казанской художественной школе (после революции КАХуМас- Казанские Архитектурно Художественные Мастерские), где работал Николай Иванович, ученики иногда самостоятельно готовили краски, растирая земли на растительном масле. В школе в то время не было отопления и нормальных условий для занятий, зимой ученики работали в пальто, топили «буржуйки» в классах, пока однажды не случился пожар. Школа закрылась.
Мало сказать, что тогда не было хороших, качественных материалов для творчества, не было и свободы творчества, необходимой как воздух. Часть учеников, сторонников «левизны» в искусстве, конфликтовала с учителями, в частности, с Фешиным и Беньковым. Классическое художественное образование отрицалось.
4. В голодном 1922 году, вследствии истощения, художник заболел туберкулезом и жена Александра настойчиво уговаривала его уехать из России.
В то время в письме к И.Бродскому Фешин писал: «…до революции я ещё мог чувствовать себя здесь более или менее сносно, но теперь, когда я потерял всякую связь с внешним миром – становится невмоготу» (ЦГА ТССР, ф.2020, оп.1, ед. хр. 290).
В 1921 году, когда в Казань прибыла Американская Служба Спасения «АРА», Фешин имел возможность встретиться с её представителями и написать для них несколько заказных портретов. В августе 1923 года, при посредничестве «АРА», и с трудом получив разрешения от властей, 42-х летний Фешин с семьей уезжает в Америку на лечение, по официальному договору сроком на два года. По истечении этого срока, с 1925 года он официально считался невозвращенцем и «предателем Родины». Этот ярлык долго будет висеть на Фешине. В России его имя на долгие годы, почти на 40 лет предаётся забвению, его имя исчезает со страниц искусствоведческих работ, его картины не выставляются. Была даже директива чиновников «от культуры» на списание и уничтожение их из запасников музеев.
Кто знает, как бы сложилась судьба и творческая биография Фешина, останься он в России? Смог бы он победить болезнь и пережить лихолетье конца 30-х годов? Вопросы, на которые нет ответов.
Живя в Америке, Фешин никак не реагировал на процессы, происходящие в художественной жизни страны, не интересовался её политикой, он оставался русским художником, так его называли американцы.
Жизнь в Америке, другие ценности, наложили отпечаток на характер творчества Фешина, поменяли вектор его творческого развития, в какой-то степени, снизив его духовный потенциал. Несомненно, лучшие его произведения были созданы в России.
В трудные годы Великой Отечественной войны Фешин глубоко переживал за Россию и после войны в 1949 году, с сожалением, писал брату:
«Я часто думаю о прожитом, и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны… Духовный фундамент человека закладывается с детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни» (ЦГА ТССР, ф.2020, оп.1, ед. хр. 290).
В 1955 году, 5 октября Николай Иванович Фешин умер в Америке, в Санта-Монике (штат Калифорния), так и не побывав на Родине.
В 1976 году Ия Николаевна Фешина-Брэнэм, по завещанию отца, привезла и перезахоронила его прах в Казани, на Арском кладбище.
Ия Николаевна умерла в 2002 году, а в 2011 году была перезахоронена рядом с отцом. Её дочь - внучка Фешина выполнила последнюю волю матери.

https://vk.com/wall-68308561_3917
Библиотека Плесского музея-заповедника
Сергей Воронков/из Фейсбука
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
ovenca 15-11-2021-17:29 удалить
Спасибо, Лидочка, за дополнительную информацию о моем любимом художнике. Какое счастье (для него), что он не вернулся... Но бесконечно жаль...
Ела2012 16-11-2021-21:23 удалить
В трудные годы Великой Отечественной войны Фешин глубоко переживал за Россию и после войны в 1949 году, с сожалением, писал брату:
«Я часто думаю о прожитом, и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны… Духовный фундамент человека закладывается с детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни» (ЦГА ТССР, ф.2020, оп.1, ед. хр. 290).
Людочка, лучшие его картины написаны в России, только им и любуюсь))), готовлю очередной пост о Фешинею


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фешин Николай Иванович (1881-1955). Автопортрет | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»