Аксели Вальдемар Галлен-Каллела – представитель «золотого века» финского искусства. Модернист, националист, дизайнер и друг Максима Горького.
Аксели Валдемар Галлен-Каллела, Озеро Кейтеле, 1905, Национальная Галерея Лондона
Знакомство с художником началось в Национальной Галерее Лондона. Там живёт его «Озеро Кейтеле», и оно буквально гипнотизирует. В изображении воды и передаче заснеженных вершин на горизонте есть что-то рериховсокое, сам по себе пейзаж глубоко финский и в целом реалистический, остров норовит, словно Лапута, оторваться от водной глади и взлететь, а полосы ряби на поверхности фьорда свидетельствуют о незримом присутствии кого-то, кто остался за кадром. Этот кто-то плывёт на лодке, тихо опуская и поднимая вёсла...
Озеро Кейтеле, 1919
В конце XIX века в Финляндии расцвело националистическое движение, и жажда освобождения от Российской Империи привела к подъёму такого жанра, как национальный пейзаж. В идеале — пронизанный духом финской мифологии.
Облака над озером, 1904
Подобно своему современнику и тоже видному националисту (правда, чешскому) Альфонсу Мухе, Галлен-Каллела был специалистом широкого профиля и живописью не ограничивался. Он писал фрески, разрабатывал дизайн ковров, сам спроектировал собственный дом (ныне музей), а когда Финляндия обрела независимость, взялся за национальную айдентику — разбабатывал дизайн флагов-гербов-орденов. Всё то же самое для новорождённой Чехословакии делал и Альфонс Муха.
Однажды Илья Ефимович Репин сгоряча написал в "Мире искусства", что "его идеи – бред сумасшедшего, его искусство близко к каракулям дикаря", а потом страшно раскаивался и спустя 30 лет сетовал, что
"когда я писал о Галлене, я даже не представлял хорошо его трудов – так, по старой памяти... А потом, будучи в Гельсинфорсе, я познакомился с его работами... и... готов был провалиться сквозь землю... Это превосходный художник, серьёзен и безукоризнен по отношению к форме. Судите теперь: есть отчего, проснувшись часа в два ночи, уже не уснуть до утра – в муках клеветника на истинный талант..."
Фотография Максима Горького, сделанная его другом Галлен-Каллелой.