***

Одним из наиболее узнаваемых архитектурных и даже культурных символов Москвы, да и, пожалуй, всей России, является Спасская башня Московского Кремля, главной деталью которой служат знаменитые часы-куранты, одни из древнейших в мире.
Первые часы на башне установили ещё в XV веке, хотя в дальнейшем они неоднократно реставрировались и заменялись. Именно часы на Спасской башне традиционно оповещают нас о наступлении Нового года.


Продолжим список с московских вокзалов, на каждом из которых без исключения установлены часы: снаружи на фасаде, внутри самих зданий и ещё отдельно на перронах. Однако возраст одних вокзальных часов намного меньше, чем возраст самих зданий. Рассмотрим самые любопытные экземпляры.
Часы на фасаде Казанского вокзала с бронзовыми знаками зодиака, выполнены по рисункам знаменитого русского и советского архитектора Алексея Щусева. Часовая башня Казанского вокзала цитирует образ часовой башни на площади Святого Марка в Венеции. К слову, главная башня вокзала в свою очередь стилизована под «падающую» башню Сююмбике Казанского кремля.
Интересно, что на противоположном фасаде вокзального здания, выходящем на Новорязанскую улицу, также установлены очень красивые часы, пусть и чуть более скромные.

Ленинградский вокзал − самый старый в Москве. Главной доминантой центральной части здания, выполненного в русско-византийском стиле, является двухъярусная башенка с часами, выполненная по мотивам западноевропейских ратуш и башни здания Городской Думы в Петербурге. Как и петербургскую башню, здание Ленинградского вокзала украшают сразу четыре циферблата. Часы были призваны подчеркнуть важное городское, общественное предназначение здания и во многом заложили российскую традицию установки часов на вокзальных зданиях.

Несомненно, отдельного упоминания достойны и часы на здании Киевского вокзала. Ведь среди всех часов столицы только они и куранты на Спасской башне являются механическими, стрелки которых надо переводить вручную. Часы весом в тонну заводятся при помощи трехсоткилограммовых чугунных гирь, так что среди персонала Киевского вокзала до сих можно увидеть часовщика. Прямо скажем, не самая популярная в XXI веке профессия.
Часы приходится заводить, смазывать и постоянно контролировать, ведь во время погодных изменений, особенно весной и осенью, они вполне могут за ночь убежать на несколько минут вперёд.

Самые большие часы Москвы, а вместе с ней и всей России, установлены на башнях Главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова. Диаметр их циферблата составляет 9 метров, а длина минутной стрелки − 4,2 метра, в два раза длиннее, чем на Спасской башне (вес стрелки 39 килограммов).
До 1957 года университетские часы запускались с помощью механизма с маятником длиной в шесть этажей, но затем всё же были подключены к электродвигателю. При этом часы на башнях МГУ не одни: четыре огромных циферблата смотрят во все стороны света. А кроме самых больших в России часов на башнях установлены ещё и крупнейшие в мире барометр и термометр. В общем сплошные рекорды, как, впрочем, и подобает главному вузу страны.

Гостиница "Пекин" на Триумфальной площади − ещё одна яркая сталинка, фасад которой украшают гигантские часы высотой в два этажа. Гостиница была призвана символизировать дружбу между Советским Союзом и Китаем, являясь по-настоящему элитным отелем советского времени. Её фасад украшает обильная лепнина, статуи и барельефы. Часы на здании изначально были маятниковыми, но в 2002 году, спустя полвека после открытия гостиницы, стрелки на циферблате замерли.
Из-за сложности ремонта и отсутствия необходимых деталей механическая часть часов так же, как и в случае с МГУ, была заменена на электронный блок, и уже через две недели часы заработали снова.


А буквально в двух шагах от "Пекина", на противоположной стороне Садового кольца, расположены ещё одни довольно заметные часы. Увидеть их можно на фасаде строгого, но в то же время изящного конструктивистского здания 1934 года, которое с момента постройки и по сегодняшний день занимает военно- учебное учреждение.

Часы здесь вмонтированы в прямоугольный выступ посередине фасада над крышей.

Часы, и причём сразу два циферблата, служат украшением ещё одного примечательного московского здания в стиле конструктивизм. Это так называемый "Дом-паровоз" на Садовой-Черногрязской, официальное название которого − Здание Народного комиссариата путей сообщения. Свой современный вид здание приобрело в 30-е годы прошлого века, однако (как ни сложно в это поверить) построено оно было в далеких 1753−1758 годах. Изначально само здание называлось Запасным двором, а внутри него располагалось хранилище царских продовольственных запасов.
Простояв свыше полутора веков, здание было национализировано и перешло в ведомство Наркомата путей сообщения, а в дальнейшем существенно перестроено с целью увеличения площади. Даже удивительно, что фасад здания, выходящий на Садовое кольцо, частично остался прежним. А ещё крайне любопытно, что строительство здания началось в один год с возведением Красных ворот, располагавшихся в нескольких десятках метров от него. Ну, а по состоянию на сегодняшний день здание, пусть и в сильно измененном виде, "перестояло" Красные ворота почти на целый век.

К московским памятникам конструктивизма относится хорошо известное здание газеты "Известия" на Пушкинской площади. Оно было построено в 1925-1927 годах по проекту архитектора Григория Борисовича Бархина. В строительстве "Известий" Григорию Бархину помогал сын - архитектор Михаил Бархин, работавший с отцом над многими проектами.
Рисунок фасада здания сформирован каркасом, подчёркнутым архитектурными элементами: вертикальные и горизонтальные перекрытия создают чёткую сетку с квадратными проёмами окон типографии, занимающей нижние уровни. На верхнем этаже расположены кабинеты редакции с большими круглыми окнами-иллюминаторами. Динамику фасаду придают асимметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания. Кирпичные стены оштукатурены с имитацией бетона, нового для 1920-х годов материала.

И ещё один памятник архитектуры конструктивизма 1930-х годов. На сей раз это Здание Наркомзема на Садовой-Спасской улице, оно украшено двумя циферблатами. Кстати, данное здание является едва ли не единственным крупным конструктивистским проектом архитектора Щусева. Зодчему надо отдать должное: ассиметричное сочетание форм и объёмов вышло на загляденье. При строительстве здания Наркомзема были применены некоторые технические новшества, в числе которых внимания заслуживают патерностеры - лифты непрерывного действия с кабинами без дверей. На сегодняшний день это единственный действующий лифт-патерностер в Москве.


Одни из самых интересных московских часов установлены на здании театра кукол имени Образцова. При этом само строение отличается максимальной лаконичностью форм и строгостью, так что часы в данном случае притягивают на себя все внимание. Считается, что основателя театра Сергея Образцова на создание столь любопытных часов вдохновил Пражский орлой, знаменитые средневековые башенные часы на Староместской площади в Праге.
Как и в чешской столице, часы на здании театра каждый час приводятся в движение: одна из двенадцати дверок открывается, и оттуда появляется сказочный персонаж. При этом все куклы выходят дважды: в полдень и в полночь.

Следующее здание это доходный дом банкира и предпринимателя Якова Рекка на Пречистенке, построенное в 1912 году. Массивное шестиэтажное здание с башней на момент постройки являлось настоящей доминантой района, состоявшего преимущественно из двух- и трехэтажных домов.
Впрочем, и сегодня оно не менее выгодно выделяется на общем фоне. Стиль здания принято относить к модерну. Угол дома Рекка выделен полукруглым эркером, который венчает башенка с часами, барельефом и скульптурами. К слову, нынешние часы на башне советские, с характерной надписью «Ракета».


Комплекс зданий страхового общества «Россия» — два корпуса доходных домов, построенных в Москве в 1899—1902 годах по проекту архитектора Н. М. Проскурнина. Расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2, занимают весь квартал между Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. Просторная планировка квартир от трёх до девяти комнат, высота потолков — от 3,8-4,2 м сочеталась с уникальным инженерным оборудованием. Сложная система вентиляции предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Московский водопровод в то время работал плохо, поэтому в подвале на глубину 50 метров прорубили артезианскую скважину. В каждом подъезде были электрические лифты — редкость для Москвы того времени. В доме имелась собственная телефонная станция. В одном из подвалов хранили нефть, она была нужна для автономной электростанции, которая обеспечивала светом, энергией и горячей водой все 148 квартир. По уровню комфорта дом не имел себе равных. Квартиры в нём были крайне дороги. Арендовать их могли только очень богатые люди.
Две башни центрального здания были выполнены в стиле башен Московского кремля. Та, что расположена во Фроловом переулке, декорирована в стиле Водовзводной кремлевской башни, а часовая башня, выходящая на Тургеневскую площадь, отдаленно напоминает Спасскую башню, также украшенную часами. А под часами можно заметить скульптуру льва со щитом.


Здания Северного страхового общества — комплекс из двух домов в центре Москвы (ул. Ильинка, д. 21—23). Построены в 1910—1911 годах для Северного страхового общества по проекту архитекторов И. Рерберга и В. Олтаржевского. Ансамбль двух корпусов – западного, с устроенной часовой башней (дом №21), и восточного, с ротондой в стиле неоклассики (дом №23), - выполнен с приданием комплексу некой монументальности.
Часовая башня, украшающая западный корпус, сродни башне Киевского вокзала. И это неудивительно, т.к. автором последнего являлся архитектор Рерберг – участник и этого проекта. Интересно, что оригинальные башенные куранты до сих пор отсчитывают бег времени.

Здание в стиле советского ар-деко, расположенное на Тверской улице Центрального административного округа Москвы. Построено в 1925-1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга. Предназначалось для размещения главной столичной телеграфной станции, отделений междугородной и международной телефонной связи.
Сразу двое часов, механические и электронные, можно увидеть на фасаде здания Центрального телеграфа на Тверской улице. Угол здания со стороны Никитского переулка венчают башенные часы, изготовленные, предположительно, в Германии в начале XX века. А на противоположном, выходящем на Газетный переулок, установлены электронные часы. Наличие сразу двух часов на фасаде довольно символично, ведь и само здание служит своего рода переходом от модерна к конструктивизму. В газетах того времени здание телеграфа именовали не иначе как «механизированным дворцом связи».

Здание на Лубянской площади в Москве, с 1919 года служащее основным зданием органов госбезопасности СССР, а потом и России, было построено в конце XIX века по заказу страхового общества «Россия» как доходный дом.
Само здание госбезопасности, хотя и выглядит довольно неплохо и совершенно точно весьма массивно и впечатляюще, является относительно новым, получившим свой нынешний вид в 80-х годах прошлого века. Ранее на его месте располагался ещё один комплекс доходных домов страхового общества «Россия», национализированных после революции в пользу комитета госбезопасности. В дальнейшем здания неоднократно реконструировались, надстраивались и пристраивались, пока не были объединены единым фасадом по указу Андропова. Новое здание было решено украсить часами, демонтированными с лютеранской церкви Петра и Павла.

Наверняка многие, гуляя по Кузнецкому мосту в самом центре столицы, обращали внимание на массивное здание банка на пересечении с Рождественкой. Но далеко не все знают о том, что само здание является новоделом эпохи Лужкова.
Здание построено на месте исторического доходного дома Фирсанова, снесенного в конце 2000-х годов. Сегодняшнее здание − всего лишь копия, пусть и близкая к оригиналу, но, несомненно, проигрывающая ему и лишённая архитектурно-исторической ценности. Часы на фасаде здания также являются репликой ранее существовавших часов с двусторонним циферблатом.

Памятник истории, часть архитектурного ансамбля Сандуновских бань в Москве. Объект культурного наследия народов России регионального значения.
Здание возведено в 1894–1895 годах по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга.
До Октябрьской революции верхний этаж постройки и боковые корпуса занимали жилые квартиры, отличающиеся довольно богатым убранством. В этой же части здания располагалась квартира владелицы доходного дома — В. И. Фирсановой.
Одну из квартир с мая по ноябрь 1902 года снимали А. П. Чехов с О. Л. Книппер, у которых гостили многие знаменитые личности Москвы того периода.
Часы в данном случае служат центральным декоративным элементом его пышного, богато украшенного фасада.

Можно встретить в столице и церковные здания, фасады которых украшены часами. Одним из таких являются Западные ворота Донского монастыря, а точнее колокольня над ними.
Часы были установлены вместе с поднятием колоколов ещё в середине XVII века и сегодня не только дополняют собой декор монастыря, но и имеют непосредственное функциональное значение, напоминая верующим о приближающемся времени службы.



Большой Кремлёвский дворец— бывшая резиденция императоров Всероссийских в Московском Кремле.
Построен в 1838—1849 годах группой архитекторов под руководством К. А. Тона по распоряжению императора Николая I. В работах принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и другие. Архитектурный ансамбль включает Теремной дворец, Грановитую и Оружейную палаты, Апартаменты великих князей, дворцовые церкви и другие сооружения — всего во дворце насчитывается более семисот разновременных помещений XIV—XX веков. В 1918 году дворец стал резиденцией советского правительства, и в 1934 году был частично перестроен. В 1994—1999 годах залы реконструировали, вернув им первоначальный облик. В Большом Кремлёвском дворце находятся резиденции президента России и патриарха Московского и всея Руси.
***