• Авторизация


Испанские монастыри, мистерии Федерико Гарсия Лорка 30-08-2025 15:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщение

Испанские монастыри, мистерии Федерико Гарсия Лорки

YtES 1660 Monastery-of-Sta-Mar-iacute-a-de-Ripoll (700x272, 99Kb)
Городок Риполь вырос вокруг важнейшей каталонской святыни - монастыря Санта-Мария. Отреставрированный в конце XIX века после двух пожаров, он считается местом рождения Каталонии и одним из лучших образцов романской архитектуры. Строительство монастыря началось в 880-е годы и продолжалось около трех столетий. Все это время главный храм монастыря служил усыпальницей каталонских королей. Здесь похоронен основатель династии графов Барселонских Гифре Пелосо (Вильфред Мохнатый), по указу которого основан монастырь
IMG_3789 (700x241, 79Kb)
В X-XI веках рипольский монастырь был центром духовной и культурной жизни Каталонии, в нем находилась богатейшая библиотека. Храм Девы Марии представляет собой огромную базилику. Главный вход в нее сплошь украшен каменной резьбой XII века - здесь соседствуют изображения Бога-творца и сцены повседневной крестьянской жизни.
К монастырю примыкает еще одна романская постройка - церковь Сан-Пере (Iglesia de Sant Реге), где находится Этнографический музей Риполя. Здесь выставлена большая коллекция оружия: в XVI-XVIII веках Риполь был одним из центров европейского оружейного производства
mediapreview (1) (700x354, 141Kb)
https://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g1063979-d1867820-r314990239-Monestir_de_Santa_Maria_de_Ripoll-Ripoll_Province_of_Girona_Catalonia.html#
Доменико Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1586-1588 годы.

Федерико Гарсиа Лорка. Бургос, Кастилия и Леон
0_b5526_d96b0af2_XL (186x312, 38Kb)
В своих произведениях Лоркой уделяется большое внимание темам монашества и мистики, темам, которые видоизменяясь, часто будет разрабатываться в его стихах и пьесах. Лорка, посетив монастыри Encamación в Авиле (октябрь 1916 г.) и Real Monasterio de Santo Domingo de Silos в Бургосе (август 1917 г.), был потрясен царившей там аскезой.
В своих письмах к родителям он рисовал картины жизни монахинь: мирянам доступ в монастырь запрещен («Я невероятно доволен, оттого что увидел монастырь пожизненного затворничества изнутри. <...> подобного не видел никто, кроме короля и нас»); затворницам не позволено выходить за монастырские ворота («одна монахиня пробыла здесь неотлучно уже 48 лет»); «все сестры облачены в длинные одежды»; «нас сопровождали самые старые инокини. Одна из них шла впереди и звонила в колокольчик, чтобы остальные быстро удалялись, не увидев нас». Лорка с горечью отмечает: «Мы не можем понять и никогда не поймем монахинь», это «существа, лишенные любви и материнства».
Он, как и многие поэты-модернисты, пришел к убеждению, что за монастырскими стенами пытаются укрыться от житейских невзгод, похоронить воспоминания, спастись от испепеляющей, безответной или запретной любви. Но все равно «глаза монахинь полны затаенной любви и смертельной тоски».
https://www.booksite.ru/fulltext/gar/sia/lor/ka/garsia_lorka_f/23.htm
МОНАСТЫРЬ САНТО ДОМИНГО ДЕ СИЛОС
0_b5527_2ea4cdd5_XL (238x174, 30Kb)
...Утро стояло прекрасное и тихое. Летнее утро с привкусом горного пейзажа. Свет сгущался настойчиво сине, входя вместе с нами в дивный монастырь романской архитектуры. Вы не можете себе представить, какой скачок совершаешь в глубь истории, проникнув в этот уголок живой древности и романтических легенд о воинах и монахах. Нижняя галерея хранит трепет прошедшего и эпизоды из истории мук творчества, запечатленные в камне. Она приземистая, низкая, уходящая гулко вглубь, торжественная, величавая, впечатляющая. В четырех ее проходах, соразмерных и чудодейственно печальных, заключены сущность и сообразность времени дикого, грубого и торжественно-волнующего. Мужественные, строгие арки уходят,теряясь, в длинную, черную, суровую глубину. Свет теперь уже смягчается смутно-сине. В конце одного из проходов - гигантская византийская мадонна, раскрашенная в яркие цвета. Сидящая, с ребенком на руках.
В подобных образах бросается в глаза детская чистота наивной веры; но в этой запечатлено надменное достоинство веры неистовой. Гигантская фигура, с головой, уходящей под самый свод, с широко распахнутыми и никуда не глядящими глазами, с огромными ручищами, застывшая в характерной скованности своей эпохи, властно требует тишины и сосредоточенного изумления... Здесь же, под полом монастыря, хоронят монахов, могилы их обозначены лишь одинокой буквой...
Bourges_Cathedral_sculptures (461x346, 72Kb)
Дальше вглубь, по той же боковой галерее, где господствует византийская дева, возвышается древняя гробница святого Доминика, поддерживаемая двумя львами-химерами. Напротив него - крошечная, жалкая и уродливая молельня, на которую величественные формы монастыря взирают с явным возмущением и где над алтарем на большом образе красуется приземистый и плотный каталонский Христос, белокурый красавчик с лихим чубом столичного франта и бородкой только что от парикмахера. При каждом взгляде на прекрасный ряд арок в душе раздается величественный аккорд былого... Пол выложен причудливым и исторически характерным каменным узором.
Стоит странная, успокоительная сырость... В центре внутреннего дворика - бывшего кладбища - фонтан, уродливых, оскорбительно модернистских линий, бормочет легкие рифмы успокоения. Духовное чудо кипариса тянется далеко в высоту, чтоб облобызать соседнюю колокольню. В садочке стоят и еще деревья, раскинуты ковры желтых цветов и влажно-тенистых трав.
cloister-monastery-of-santo-domingo-de-silos-castilla-y-leon-spain-aw7cax (700x269, 97Kb)
В одной из стен монастыря покоится рыцарь благородной кастильской крови, что был когда-то героем прекраснейшей эпической поэмы о любви. Умный ученый монах рассказал нам ее. По легенде, бывшей когда-то живой жизнью средь земель Кастилии, проходят все те же фигуры, что всегда... Благородный и храбрый рыцарь, утонченный и велеречивый мавр и любимые женщины обоих...Затем -безудержно пышные свадьбы, войны и трагическая развязка..., дружеская любовь, одерживающая победу над любовью патриотической... Могучая и чистая, встает старая легенда в страстном голосе монаха, блестят его печальные глаза в отсвете мечты и памяти искусства.
На странном и причудливом потолке, раскрашенном в цвета, меж которыми выделяются красный, белый и серый,смутно побледненные временем, написаны тысячи забытых и никому не ведомых эпизодов и сцеп. На балках - какие-то чудные рисунки, теперь уже труднообъяснимые. На одних - сказочные животные, быки, грифы, львы, летучие мыши,какие-то кабалистические знаки, свивы и перевивы линий.
DSCF0149-850-silos (400x300, 80Kb)
В одном месте гротескно расписана сцена, представляющая явную профанацию религии... Осел служит мессу, служкой у него - другой зверь. Священник - в полном облачении и во всем подобающем убранстве, И все это - на фоне большого черного креста. Есть еще и другие сцепы, полные умного и острого юмора.
Чувствуется резкий контраст между этими сценами, написанными с чудесной иронией и убийственной точностью шутки, и горделивой крепковатостью капителей над приземистой, болезненно истресканной колоннадой. Большие капители, слишком массивные в общей пропорции зданья,-лучшее, что есть в искусстве монастыря... Они отражают эпоху, когда чувство линии получило свой чудесный апофеоз силы и соразмерности. Рисунок их, скупой и вместе сложный, представляет собою целый лес изящных и нежных линий, организованный в правильное и точное целое... Золотистый камень являет нам сплетение растительных стеблей, сложную художественную ткань, тонкую, искусную вышивку. Каждая капитель - словно огромный драгоценный камень, только без блеска. Это шедевр резьбы по камню. Украшают капители странные листья, разнообразные аканты, экзотические вьюнки и плющи, хитроумные решетки и плети, невиданные мифические цветы, хитросплетения стеблей неведомых растений. На иных преобладают фигуры животных. Я видел как-то в Авиле капитель с двумя пеликанами, чьи шеи нежно и причудливо сплетены в трепете любовной встречи; но я никогда раньше не видел образа безумия, воплощенного в романской капители. Потому, быть может, что я просто не разглядывал капители так близко. Так или иначе, я был поражен, глубоко потрясен сценами несказанных мук, какие сейчас видел.
18th Jan 16-6 (267x400, 80Kb)IMG_3844 (276x410, 83Kb)
Из перепутанной фауны листьев и стеблей глядят на вас с некоторых капителей чудовищные гарпии с совиными телами, с орлиными крыльями и с головой женщины... и эти птицы из ночного кошмара рвут и терзают друг друга, слепляясь губами, сцепляясь крыльями, в невероятных изворотах, внушая зрителю непередаваемый ужас. На других капителях разыгрываются странные сцены между какими-то непостижимыми животными, кусающими друг другу хвосты и карабкающимися друг ДРУ^ на спину,- картины резкой сексуальной выразительности, но с сексуальностью какой-то сатанинской, образуя дикие троицы истязаемой плоти.
На некоторых, вероятно самой недавней работы, изображены человеческие фигуры, символические картины, есть одна сцена из священной истории. В четырех углах галереи-барельефы с изображением Девы, охраняемой крупными, красивыми, отдаленно итальянскими ангелами, и сцены из жизни Христа. Последний предстает в каких-то восточных одеждах, с волосами и бородой в мелких и жестких буклях, подобно ассирийскому жрецу.
Фигуры барельефов исполнены величественности печального и неуклюжего старинного танца, литургической скованности, священного трепета небесных видений... Верхняя галерея монастыря полнится нежнейшим мягким светом...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Испанские монастыри, мистерии Федерико Гарсия Лорка | кол-лексус - Дневник Parabell | Лента друзей кол-лексус / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»