Каспи́йск — город на юге России, в Республике Дагестан. Образует городской округ город Каспийск.
Город расположен на берегу Каспийского моря, в 14 км от железнодорожной станции Махачкала. Является спутником города Махачкалы.
Герб
Каспийск – один из самых молодых городов Дагестана и страны, детище первых советских пятилеток. И если имя ему дал седой Каспий, то саму жизнь - завод "Дагдизель". Поэтому в рассказе о городе заводу отводится главное место.
Решение о строительстве на территории Дагестана головного предприятия по производству морского оружия было принято по предложению Серго Орджоникидзе на заседании Политбюро Ц.K ВКП(б) летом 1931 года.
... И тогда, более 80 лет назад, в 18-ти километрах от Махачкалы, в узкой полосе между горами и морем, среди малярийных болот, солончаков и песчаных дюн небольшая группа проектировщиков и рабочих, прибывших из Ленинграда, установила первые палатки, а в землю был вколочен щит всего с двумя словами: "Даешь двигатель!"
Это и было начало. На строительство завода и поселка Двигательстрой стали прибывать рабочие и специалисты со всей страны - из Москвы и Ленинграда, Ростова и Астрахани, Украины и Закавказья, Урала и Средней Азии. Ежедневно палаточный городок пополнялся посланцами городов и аулов Дагестана. Таким образом эта стройка сразу, изначально стала всенародной и интернациональной. Таким же многонациональным стали впоследствии и остались до сих пор и коллектив завода и население Каспийска.
Быстро поднимались корпуса, рос и развивался рабочий поселок Двигательстрой. В 1936 году завод изготовил опытную партию изделий, а в 1937-м - начал серийный выпуск продукции. Уже в 1939 году завод вышел на проектную мощность.
К этому времени была построена и введена в эксплуатацию теплоэлектроцентраль, давшая ток не только Двигательстрою, но и близлежащим населенным пунктам. На смену палаткам, а потом и деревянным баракам вырастали многоэтажные благоустроенные жилые дома из кирпича и туфа, улицы и тротуары покрывались асфальтом, начали работать клуб и больница... Важными событиями стали сооружение водовода от источника Бекенез и железнодорожного пути, связавшего поселок с Махачкалой. В его окрестностях завершились осушительные работы, а это означало победу над малярией.
В 1940-м, предвоенном году завод №182 стал одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе. Его производственные площади составили почти 113 тысяч квадратных метров, здесь трудилось 6 тысяч человек. Вокруг завода вырос рабочий поселок Двигательстрой - самый благоустроенный, отличающийся современным архитектурным обликом населенный пункт Дагестана, насчитывающий тогда около 17 тысяч человек.
В середине лета 1942-го, когда война полыхала уже в районе Моздока и Грозного, ГКО СССР принял решение об эвакуации завода №182 в Алма-Ату, а также частично в Первоуральск и Петропавловск. Однако уже в сентябре 1943 года в связи с успешным развитием событий на фронтах началось восстановление завода в полном объеме.
Не только с радостью, но и с чувством исполненного долга встретили двигательстроевцы день великой Победы. Оружием, сделанным их руками, наши моряки громили фашистов. Известно, что только в Финском заливе с помощью "изделий" завода было потоплено три транспорта, один сторожевой корабль, один миноносец и два торпедных катера врага.
В годы войны около 800 двигательстроевцев были отмечены боевыми и трудовыми наградами, 200 тружеников "Двигательстроя" удостоились медалей "За оборону Кавказа".
Наиболее значительным событием послевоенного времени было два: преобразование в 1947-м году рабочего поселка Двигательстрой в город Каспийск и освоение в 1948-м году заводом № 182 принципиально нового вида производства - дизелестроения. Именно с этим связано и новое название завода - "Дагдизель".